Элевсинии

Найдено 1 определение
Элевсинии
греч. Eleusinis)
   религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право посвященные греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, запятнавших себя нечестивыми поступками. Главной идеей Э. было утверждение веры в бессмертие человека, который, по представлениям древних, после смерти наподобие посеянному злаку давал начало новой жизни.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   в Др. Греции культовое празднество, к-рое справлялось ежегодно в теч. неск. дней в сент. - окт. в Элевсине. Участниками Э. м. могли быть все желающие, не запятнанные к.-н. скверной; при этом они проходили три ступени посвящения. Считалось, что приобщившимся к Э. м. обеспечено счастливое пребывание в загробном царстве. По своему происх. Э. м. явл. древнейш. аграрным ритуалом, связанным с произрастанием хлебного колоса. В классич. эпоху этот мотив воплотился в мифе о том, как Персефона (Кора), дочь богини земледелия Деметры, была похищена владыкой подземного мира Аидом, но по решению богов должна была на опред. часть года (от осени до наступ. летнего зноя) возвращаться к матери. Похищение Персефоны и ее обретение Деметрой составляло содержание заключ. части ритуала Э. м. и изображалось только в присутствии лиц, прошедших третью, посл. стадию посвящения. В процедуру Э. м. входило также шествие по Свящ. дороге из Афин, разл. ритуалы очищения (в т. ч. омовение в море) и причащение к таинствам. Э. м. пользовались почитанием еще во вр. рим. имп. династии Антонинов (138 - 192) и прекратили свое существование при имп. Феодосии (379 - 395).
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997