в Древней Греции, а г. Элевсин ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны.
ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
религ. праздник в Аттике (Др. Греция) в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ к-рых принадлежал к числу древнейших аграрных культов. Магич. обряды, совершавшиеся издревле в поселении Элевсин (в 22 км от Афин), после присоединения Элевсина к союзу аттич. общин (кон. 7 в. до н. э.) легли в основу общегос. афинского празднества. Правом посвящения в Э. м. пользовались все жители Аттики без различия пола и социального положения, в т. ч. и рабы. Э. м. справлялись в кон. сентября - нач. октября и в их ритуал входили среди прочего торжественное шествие по священной дороге из Афин в Элевсин и собственно мистерии, т. е. представления, в к-рых изображались горести Деметры, потерявшей дочь, ее поиски и радость по поводу ее возвращения. Детали этого представления, включавшего, по-видимому, пантомиму и рецитацию священных текстов, неизвестны. Источн.: К Деметре, в кн.: Эллинские поэты, пер. В. В. Вересаева, М., 1963, с. 114. Лит.: Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ, 1887; Foucart P., Les mysteres d´Eleusis, P., 1914; Deubner L., Attische Feste, (2 Aufl.), В., 1966. В. Н. Ярхо. Москва.
Элевсинские мистерии
греч. Eleusinis)
религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право посвященные греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, запятнавших себя нечестивыми поступками. Главной идеей Э. было утверждение веры в бессмертие человека, который, по представлениям древних, после смерти наподобие посеянному злаку давал начало новой жизни.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в Др. Греции культовое празднество, к-рое справлялось ежегодно в теч. неск. дней в сент. - окт. в Элевсине. Участниками Э. м. могли быть все желающие, не запятнанные к.-н. скверной; при этом они проходили три ступени посвящения. Считалось, что приобщившимся к Э. м. обеспечено счастливое пребывание в загробном царстве. По своему происх. Э. м. явл. древнейш. аграрным ритуалом, связанным с произрастанием хлебного колоса. В классич. эпоху этот мотив воплотился в мифе о том, как Персефона (Кора), дочь богини земледелия Деметры, была похищена владыкой подземного мира Аидом, но по решению богов должна была на опред. часть года (от осени до наступ. летнего зноя) возвращаться к матери. Похищение Персефоны и ее обретение Деметрой составляло содержание заключ. части ритуала Э. м. и изображалось только в присутствии лиц, прошедших третью, посл. стадию посвящения. В процедуру Э. м. входило также шествие по Свящ. дороге из Афин, разл. ритуалы очищения (в т. ч. омовение в море) и причащение к таинствам. Э. м. пользовались почитанием еще во вр. рим. имп. династии Антонинов (138 - 192) и прекратили свое существование при имп. Феодосии (379 - 395).
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право посвященные греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, запятнавших себя нечестивыми поступками. Главной идеей Э. было утверждение веры в бессмертие человека, который, по представлениям древних, после смерти наподобие посеянному злаку давал начало новой жизни.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в Др. Греции культовое празднество, к-рое справлялось ежегодно в теч. неск. дней в сент. - окт. в Элевсине. Участниками Э. м. могли быть все желающие, не запятнанные к.-н. скверной; при этом они проходили три ступени посвящения. Считалось, что приобщившимся к Э. м. обеспечено счастливое пребывание в загробном царстве. По своему происх. Э. м. явл. древнейш. аграрным ритуалом, связанным с произрастанием хлебного колоса. В классич. эпоху этот мотив воплотился в мифе о том, как Персефона (Кора), дочь богини земледелия Деметры, была похищена владыкой подземного мира Аидом, но по решению богов должна была на опред. часть года (от осени до наступ. летнего зноя) возвращаться к матери. Похищение Персефоны и ее обретение Деметрой составляло содержание заключ. части ритуала Э. м. и изображалось только в присутствии лиц, прошедших третью, посл. стадию посвящения. В процедуру Э. м. входило также шествие по Свящ. дороге из Афин, разл. ритуалы очищения (в т. ч. омовение в море) и причащение к таинствам. Э. м. пользовались почитанием еще во вр. рим. имп. династии Антонинов (138 - 192) и прекратили свое существование при имп. Феодосии (379 - 395).
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)