Елисей

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЕЛИСЕЙ
Элиша — ханаанские имена со сходным знач. и структурой встреч. уже в клинописных памятниках 2 тыс. до н.э. В ветхозавет. преданиях (в 3 и 4 кн. Царств) Е. пророк, ученик Илии (ист. Е. — пророк в Израильском царстве, живший ок. 850 — 800).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Елисей
Бог спасение)-сын (потомок) Софата из Авел-Мехолы, которого по слову Господню Илия помазал в пророка вместо себя (3Ц 19.16). После взятия Илии на небо (4Ц 2.11), Елисей вернулся в Самарию и совершил там множество чудес (4Ц 3-13). Пророчествовал он во времена царей израильских Иорама, Охозии, Иоаса и Амасии.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Елисей
Елиша, сын Шафата. Елисей, ученик и преемник Илии, пророк в Израиле во время царствования Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса (4 Цар. гл. 2-9). О нем известно, что прежде он занимался земледелием, и что у него было 12 пар волов. Он жил в Авель-Мехоле, когда Илия призвал его; в ответ на зов , он тотчас последовал за Ильей и служил ему. Несколько лет спустя он был свидетелем того, как Илия был взят живым на небо; принял вдвойне дух, который был на Илие; разделил воду Иордана его милотью (верхнее покрывало, плащ) и стал во главе пророческих школ. Он принимал большое участие в общественных делах Израиля. Много чудес совершилось по его словам: он сделал годным для питья горькую воду около Иерихона (4 Цар. 2:19 и дал.); доставил соединенным войскам Израиля и Едома воду (4 Цар. 3); чудесным образом наполнил сосуды вдовы елеем; обещал гостеприимной сонамитянке материнскую радость и вернул к жизни своей молитвой ее сына; исцелил проказу Неемана, обнаружил и обличил лукавство Гиезия и наказал его; ввел сириян в заблуждение; предсказал во время голода при осаде Самарии об обильных запасах пищи (4 Цар. 6:25 и дал.; 7:1, 16); помазал царем над Израилем Ииуя (9:1 и дал.). В 4 Цар. 13:14 и дал. рассказывается о его болезни и смерти. Царь Иоас, узнав о болезни Елисея, пришел к нему и плакал около него; Елисей предсказал ему от Господа поражение сирийцев. Когда при погребении одного умершего погребавшие, испугавшись наступавших полчищ моавитян, бросили тело в могилу Елисея, то оно, коснувшись костей пророка, немедленно ожило (4 Цар. 13:23).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ЕЛИСЕЙ
Бог спасет; 3Цар 19:16, 4Цар 2:1,3,11, 4:1,8 и др.). В Новом Завете означенное имя упоминается только однажды, именно у Ев. Луки (4:27). Известный пророк во Израиле, ученик и преемник прор. Илии в пророческом служении, к которому он был призван в то время, когда орал на волах землю. Он был сын Сафата из Авел-Мехолы (3Цар 19:16-21) и во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними. Семейство пр. Елисея, как кажется, принадлежало к классу зажиточных, так как мы видим из библейского повествования, что он орал землю двенадцатью парами волов, когда встретился с ним Илия и бросил на него милоть свою (ст. 19), что для Елисея было знаком оставить все и следовать за пророком. Елисей немедленно заколол пару волов и зажарив их мясо тут же на поле роздал людям, и они ели, а сам пошел за Илиею и стал служить ему. Впрочем так как пр. Елисей должен был сделаться непосредственным преемником Илии Фесвитянина, то он, до взятия Илии на небо, является лицом не особенно выдающимся в своей деятельности, доколе не воспринял свыше сугубый дух Илии. Вот, читаем мы в Свящ. Писании, идет Илия с Елисеем из Галгалы, города находившегося, как полагают, вблизи Иерихона; из Галгалы они пошли в Вефиль и из Вефиля в Иерихон. Во время означенного пути пр. Илия дважды просил Елисея оставить его одного, но Елисей не соглашался на это, и так они дошли до Иордана, который чудесно разделился пред ними от удара милотию Илии. После сего Елисей просил Илию пред взятием его на небо, чтобы дух его был вдвойне на нем (4Цар 2:9). Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (ст. 10). Вслед за сим последовало чудесное взятие пр. Илии на небо, в вихре, на колеснице и конях огненных. Отец мой, отец мой, восклицал Елисей, взирая на возносящегося на небо своего учителя, колесница Израиля и конница его! (ст. 12). Затем он поднял милоть Илии упавшую с него и повторил ударом оною по Иордану чудо разделения реки туда и сюда (ст. 14). После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается (3Цар 20:35, 4Цар 2:1-15). Увидав Елисея, сыны пророков пошли на встречу и поклонились ему до земли. Опочил дух Илии на Елисее (2Цар 2:15), говорили они между собою, и затем просили послать их поискать тело Илии; он не охотно согласился на это. Они, искали и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. И вода стала здоровою до сего дня, замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: “иди плешивый, иди плешивый!” При чем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестие. Елисей обернувшись проклял их именем Господним, и вышли две, медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка (4Цар 2:23-24). Отсюда пошел он на гору Карм ил и оттуда возвратился в Самарию. Слово возвратился, по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе, или в стране Самарийской, этого не видно, Когда Иорам, Иосафат и царь Едомский вступили в союз между собою против Моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо — снабдил войска их и скот чудесно явившеюся водою, которая показалась впрочем Моавитянам кровью (4Цар 3:1-22). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования (4Цар 4:1-7). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Исахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить когда захочет, Женщина и муж ее были неплодными, что весьма презиралось Евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. Голова моя! голова моя болит! говорил он своему отцу и когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с нею в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти (4Цар 4:8-37). Во время голода Елисей находился в Галгале и приказал своему слуге приготовить для сынов пророческих похлебку. Тот нашел в поле дикое вьющееся растение (вероятно, из семейства тыквенных или дикого винограда), набрал плодов этого растения, несомненно ядовитых, и всыпал их в котел. Когда приготовленное из них кушанье отведали, тотчас же все почувствовали смертельную боль и вскричали: смерть в котле, человек Божий! Елисей приказал принести муки, всыпал ее в котел, и пища стала безвредною (4:38-41). Около того же времени пророк чудесно насытил двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами в шелухе сто человек. Все насытились, и еще осталось (4:42-44). Следующее затем его чудо состояло в исцелении Неемана от проказы. Выкупавшись семь раз в водах Иорданских, по приказанию Елисея, Сирийский военачальник исцелился от удручавшей его болезни. На это чудо указывал сам Господь во время Своей проповеди в Назарете (Лк 4:27). Нееман, исцелившись от проказы, прибыл из Сирии в Самарию, где опять находился в то время пророк. Елисей решительно отказался от богатых даров, предложенных ему Нееманом за чудесное исцеление, но его слуга, Геезий, хитростью выпросил у него два таланта серебра и две праздничных одежды, будто бы для бедных учеников пророческих с горы Ефремовой, пришедших к Елисею, и спрятал все это у себя. Человек Божий тотчас же узнал о сем, и проказа Неемана перешла на Геезия. И вышел он (Геезий) от него (т.е. пророка) белый от проказы, как снег (4Цар 5:1-27). Спустя несколько времени ученики пророческие начали постройку более просторного помещения для себя, для чего нужно было им на Иордане нарубить дерев. И вот, во время работ один из них уронил топор свой в реку, и Елисей, бросив в воду кусок дерева, заставил топор всплыть на поверхность реки (6:1-7), после сего пр. Елисей неоднократно уведомлял царя Израильского о тайных намерениях и засадах царя Сирийского, с которым первый находился в то время в войне. Узнав об этом и сильно разгневавшись, царь Сирийский послал целое ополчение в Дофан схватить пророка, но после чудесного видения пророком огненных коней и колесниц и после его молитвы Сирийские полчища были поражены слепотою; впрочем, по его же молитве, они исцелились от слепоты и пророк отпустил их живыми к своему царю (ст. 8-23). Вскоре за сим Венадад царь Сирийский осадил Самарию и довел осажденный город до крайней степени голода, так что ослиная голова продавалась по 80 серебряных сиклей, а четвертая часть каба голубиного помета по 5 сер. сиклей. Иорам, приписывая причину голода Елисею, послал воинов убить пророка, а потом и сам поспешил к нему. На упрек Иорама Елисей обещал немедленное (на следующий же день) прекращение голода. Действительно, ночью в тот же день, неприятель, пораженный внезапным страхом, бежал от стен Самарии, а сановник, не поверивший обещанию пророка, был растоптан народом в воротах города, согласно с предсказанием, что он увидит своими глазами прекращение голода, но вкушать хлеба уже не будет (6:24-33, 7:1-20). Пророк предсказал Сонамитянке, у которой воскресил сына, семилетний голод и пред наступлением оного советовал ей удалиться на время в землю Филистимскую. Через это удаление она едва было не лишилась дома и земли своей, которые в ее отсутствие были заняты сторонними владельцами, но, пришедши с жалобою к царю, когда Геезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (8:1-6). После того Елисей отправился в Дамаск, где предсказал насильственную смерть Венадада, и помазал елеем в преемники ему Азаила, заметив при сем, что он принесет много зла Израилю (8:7-25). Вероятно, он получил это поручение еще от пророка Исаии (3Цар 19:15), точно также как один из сынов пророческих помазал Ииуя в цари над Израилем в Рамофе-Галаадском (3Цар 19:16), по указанию самого Елисея. Последнее пророчество, соединенное с символическим действием, Иоасу, внуку Ииуя, состоявшее в том, что он одержит над Сириянами только три победы, не уничтожит их совершенно, исполнилось с поразительною точностью. Чудеса пророка не ограничились его жизнью, он и по смерти своей творил чудеса. И по успении его пророчествовало тело его, замечает премудрый сын Сирахов (48:14). По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году, а смерть в 838 г. до Р.Х. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года (Stromata III, lib I); в этом он почти согласен с хронологиею Иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет. Через год по смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время появилась толпа Моавитян, производивших набег на Израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в близ лежащую пещеру, в которой покоился прах пророка (в гроб Елисеев). От прикосновения к останкам Елисея брошенный мертвец тотчас же ожил, и стал на ногах своих (4Цар 13:20-22). Едва ли можно читать свящ. повествование о пр. Елисее и не заметить некоторую противоположность пр. Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пр. Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом. его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным, как то мы и видим из некоторых вышеприведенных нами фактов его жизни. Он много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар 2:3-5, 4:38), имел тесное общение с сынами пророческими и, без сомнения, из этих училищ большею частью произошли те пророки, которых было так много во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе. В среде Иудеев, Магометан и др. сохранилось не так много преданий о пр. Елисее, как о его предшественнике. Иудеи например говорят, что человек, возвращенный к жизни прикосновением к костям пр. Елисея, был муж пророчицы Олдамы; Магомет отзывается о нем в своем Коране с большою похвалою; Греческая, Коптская и Эфиопская церкви причисляют его к лику святых. Наша Православная кафолическая восточная Церковь празднует память св. пр. Божия Елисея в 14-й день июня месяца.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23-24

Кашкин Алексей Сергеевич
Библейское повествование о пророке Елисее и вефильских детях (4 Цар. 2:2324) всегда вызывало немало недоуменных вопросов, но в наше время эта ситуация воспринимается по-особенному, с акцентом на гуманистической интерпретации.
Читать PDF
0.00 байт

Функции бытописательных мотивов в комической поэме («Елисей, или раздраженный Вакх» В. И. Майкова и

Казакова Любовь Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Екатерина вторая как объект сатиры в поэме В. И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх»

Моисеева Анна Александровна
В данной статье высказывается предположение, что в поэме В.И. Майкова «Елисей или Раздраженный Вакх» мы обнаруживаем ранее неизвестный тип сатиры XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Комическая трансформация сюжетной схемы эпопеи в поэме В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»

Казакова Любовь Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие художественного мира и героя поэмы В. И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх»

Храмцова Марина Викторовна
Статья посвящена осмыслению художественного своеобразия произведения В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Концепция художественного мира поэмы В.И.
Читать PDF
0.00 байт

Выдающийся исследователь японской художественной культуры Сергей Елисеев и его Петроградское окружен

Марахонова С. И.
Читать PDF
0.00 байт

Русский японист С. Г. Елисеев: первый период эмиграции. Париж, 1921-1934 годы

Марахонова Светлана Ивановна
Русский ученый-японист, вынужденный по ряду причин покинуть Советскую Россию, Сергей Григорьевич Елисеев провел во Франции в общей сложности более 30 лет.
Читать PDF
0.00 байт

Деятельность востоковеда Сергея Елисеева в Гарварде. 1932-1957 годы

Марахонова Светлана Ивановна
Долгую жизнь русского востоковеда-эмигранта Сергея Григорьевича Елисеева (1889-1975) можно разделить на несколько периодов: японский, русский, французский... Но более всего он известен своей деятельностью в Гарварде в США.
Читать PDF
0.00 байт

Комендант Владивостокского укрепрайона генерал-лейтенант А. Б. Елисеев. Страницы биографии

Владимир Иванович Калинин, Вячеслав Михайлович Лурье
Статья посвящена жизни, деятельности генерал-лейтенанта А.Б. Елисеева, который был, комендантом Владивостокского укрепрайона в течение нескольких лет.
Читать PDF
0.00 байт

Этот знаменитый Елисеевский на Тверской

Пятнов Пётр Валентинович
Читать PDF
0.00 байт

Пребывание Сергея Елисеева в Японии (1908-1914)

Марахонова Светлана Ивановна
В Токио не сохранились архивные документы, непосредственно связанные с жизнью и деятельностью Сергея Григорьевича Елисеева в Японии.
Читать PDF
0.00 байт

Последние годы японоведа С. Г. Елисеева в Париже (1957-1975)

Марахонова Светлана Ивановна
В январе 1955 г. директор Института Гарвард-Яньцзинь и заведующий отделением дальневосточных языков Гарвардского университета Сергей Григорьевич Елисеев достиг 66 лет возраста выхода в отставку в США.
Читать PDF
0.00 байт

2016. 02. 018. Елисеева О. И. Петр III. - М. : молодая гвардия, 2015. - 379 с

Бабенко О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Многоцветная мозаика: екатерининский век в работах О. И. Елисеевой

Алексеев Сергей Викторович
Обзор работ О. И. Елисеевой, посвященных эпохе царствования Екатерины II.
Читать PDF
0.00 байт

О книге «Орден священного сокровища Сергея Елисеева»

Мещеряков Александр Николаевич
Марахонова С.И. Орден священного сокровища Сергея Елисеева. Как сын русского купца стал основателем американского японоведения / Российская академия наук, Институт восточных рукописей (Азиатский музей). СПб.: СИНЭЛ, 2016. 426 с.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Елисей, 1506—1516 г

    игумен Антоновского Покровского мон. Владимир. епархии. {Половцов}
  • Елисей, 1581 г

    строитель Сергиевского мон. во Пскове "с Залужья". {Половцов}
  • Елисей, 1629 г

    основатель и первый игумен Троицкого мон. в г. Кромах. {Половцов}
  • Елисей, 1646 г

    строитель Островского Введенского мон. {Половцов}
  • Елисей, 1649 г

    игумен Сторожевского Никольского монаст. на Ладожском оз. {Половцов}
  • Елисей, 1653—1660 г

    игумен Дудина мон. {Половцов}
  • Елисей, 1655 г

    игумен Братского Богоявленского мон. в Полоцке. {Половцов}
  • Елисей, 1660 г

    строитель Мячевой пуст. Юрьевецк. у. {Половцов}
  • Елисей, 1662 г

    строитель Новгородск. Леохнова мон. (за Ильменем). {Половцов}
  • Елисей, 1678 г

    игумен Никольск. мон. в Ростове "на Бою". {Половцов}
  • Елисей, 1695 г

    наместник Киево-Печерс. лавры в Чолнском мон. {Половцов}
  • Елисей, 1779—1784 г

    архимандрит Густинск. Троицкого мон. близ г. Прилуцки. {Половцов}
  • Елисей, 1633—34 г

    игумен Антоновского Покровского мон. Владимир. епархии. {Половцов}
  • Елисей, 1631—35 г

    игумен Боголюбова мон. {Половцов}
  • Елисей, 1657—60 г

    игумен Петровского монаст. под Ростовым. {Половцов}
  • Елисей, 1669—75 г

    строитель Заозерск. Введенск. мон. Тотемск. у. {Половцов}
  • Елисей, 1745—9 г

    игумен Рыхловской Никол. пустыни. {Половцов}
  • Елисей Аникиевич

    новгородский боярин, посол в Москву 1475 г. {Половцов}
  • Елисей, архимандрит новоспасский

    1482—88 г. по соборному определению назначен одним из (3) кандидатов на новгородскую кафедру. {Половцов}
  • Бобров Елисей Петрович

    Бобров, Елисей Петрович, - актер-комик императорских театров (1778 - 1830). На сцену был принят в Петербурге, в конце 1799 г., на амплуа благородных отцов. На комическое амплуа его направил князь Шаховской ,