Эллинистический Египет. Особенности эллинизма
Эллинистический Египет. Особенности эллинизма
В период ожесточенной борьбы полководцев за раздел державы Александра в Восточном Средиземноморье складывались элементы новых экономических и политических отношений. Mассы македонян и греков — купцов, ремесленников, наемников — оседали г. Азии и Египте; они приносили свои обычаи и, в свою очередь, знакомились с местными традициями; вырабатывались новые формы и методы эксплуатации сельского населении; цари искали пути сближения с местной знатыо, складывался новый государственный аппарат. Начиналась эпоха, которая в научной литературе получила название эллинизма.
Этот термин ввел немецкий историк Дройзен, выпустивший в 30-х годах прошлого века трехтомную «Историю эллинизма». Для него эллинизм означал проявление эллинского духа и распространение эллинской культуры на Востоке. С тех пор содержание этого понятия существенно изменилось. По мнению большинства советских исследователей, время от распада державы Александра до римских завоеваний государств Восточного Средиземноморья (III — I вв. до н.э.) было временем взаимодействия местных и греческих обычаев, установлений, правовых норм, взаимодействия, результаты которого соответствовали уровню и потребностям общественного развития населения этого района. При этом нужно иметь в виду, что взаимодействовали не только греки и жители восточных областей, но и различные местные народности друг с другом.
Отдельные области, входившие в III- I вв. до н.э. в эллинистические государства, имели свою специфику экономического развития: различия в хозяйственной организация были в областях орошаемого и неорошаемого земледелия; Месопотамия, ряд районов Египта, западная Малая Азия, города Сирии и Палестины были древними центрами ремесла и торговли, а в глубинных районах Малой Азии господствовало натуральное хозяйство. В этот период усиливается обмен не только между отдельными географическими районами, но и между сельскохозяйственной территорией и городом внутри отдельных районов.
Важная особенность обмена заключалась в том, что в наиболее крупных государствах внешняя торговля находилась под контролем центральной власти. Эллинистические монархи имели в своем распоряжении торговый флот, чеканили свою монету; караванные стоянки находились в ведении центральной администрации. Правители поощряли ввоз одних и запрещали ввоз других товаров, регулировали сельскохозяйственное и ремесленное производство. Распоряжаясь колоссальными продовольствендыми и денежными ресурсами, они поддерживали экономику нужных им торгово-ремесленных центров. Так, например, после землетрясения 227 г. до н.э., когда был разрушен крупнейший торговый город Эгейского моря Родос, эллинистические правители, заинтересованные в быстрейшем восстановлении этого транзитного пункта отправили родосцам колоссальные дары, в том числе хлеб, лес, металл и корабли.
Товарное производство внесло существенные изменения в традиционные формы организации хозяйства и методы эксплуатации непосредственных производителей, большинство которых было организовано в сельские общины. Распространение отношений зависимости (прежде всего от государства), основанной на применении насилия, на огромные массы сельского населения было характерной чертой периода эллинизма. Особенностью политической организации этого периода было сочетание обширных монархий с самоуправляющимися коллективами граждан, в которые не входило большинство населения.
Источник: История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. 1983