ЭЛЬМАН Миша (Михаил Саулович)

Найдено 1 определение
ЭЛЬМАН Миша (Михаил Саулович)
8.1.1891, пос. Тальной, Украина - 5.4.1967, Нью-Йорк) - скрипач. Родился в бедной семье потомственных музыкантов. Рано приобщившись с помощью отца к скрипке, мальчик обнаружил незаурядные способности. Под руководством педагога Одесского музыкального училища Ф.Фидельмана он сделал столь значительные успехи, что в 7 лет выступал с оркестром, исполняя Концерт № 7 Шарля Берио. По совету педагога и с помощью друзей отец на последние гроши повез сына в Елизаветград, где должен был остановиться проездом на гастроли профессор Петербургской консерватории Л.Ауэр. Прослушав игру вундеркинда, Ауэр согласился взять его в свой класс и написал композитору АТлазунову, в то время директору консерватории, письмо с просьбой принять мальчика и похлопотать о стипендии. Так в 1901 Э. попал в Петербург.
Поразительные музыкальные способности и огромное трудолюбие мальчика давали Ауэру простор для смелых педагогических экспериментов. Юный скрипач быстро .осваивал одно за другим произведения традиционного скрипичного репертуара - концерты М.Бруха, Ф.Мендельсона, Г.Венявского, П.Чайковского. Показав в начале 1904 Э. строгой петербургской публике, Ауэр отправил его в Берлин, где юного виртуоза ждал огромный успех. Когда 13-летний Э. дал 14.10,1904 свой первый концерт в Берлине, публика, среди которой находились прославленные музыканты - Й.Иоахим, А.Никиш, Х.Рихтер - была буквально ошеломлена стихийностью его скрипичного дарования, феноменальным виртуозным мастерством, а главное - необычайным по красоте, певучести и выразительности звуком. Этот округлый, мягкий, мощный, насыщенный экспрессией звук впоследствии так и стали называть - «эльмановский» или «русский» тон. Дальнейшие гастроли по городам Германии, Англии, Франции, Австрии, Скандинавии принесли молодому артисту европейскую славу. В свободное от гастролей время Э.
продолжал заниматься с Ауэром, который в одном из писем сообщал своему помощнику по консерватории И.Налбандяну: «Миша еще сделал успехи, техника совсем закончена, тон прелестный, мужественный»; «он поразил меня своим большим, полным тоном и техникой, вообще поразительной».
В 1908 вместе с Петербургским симфоническим оркестром Э. пересек Атлантический океан. Первое же выступление скрипача в США (10.12.1908, исполнил Концерт П.Чайковского) стало сенсацией. По словам критики, такого исполнения в Америке еще не слышали.
Знаменитый скрипач Э.Изаи, слышавший этот концерт в исполнении Э.
тремя годами позже, писал, что он «играл восхитительно, горячо и технически совершенно. Молодые пальцы, свежесть мысли, благородство выражения все это придало произведению красоту, о которой я не подозревал. Сколько жизни может дать произведению самобытная интерпретация! В настоящее время он - один из лучших виртуозов. Любя неисчерпаемое богатство воображения, порыв, горячий ритм, я испытываю безграничное наслаждение, слушая скрипку, вибрирующую жизнью».
Восхищенный талантом Э., Изаи посвятил ему свою поэму «Экстаз», В Нью-Йорке Э. познакомился со знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо: они часто встречались, вместе музицировали. Память об этом замечательном дуэте, где скрипка Э. соревнуется в пении с голосом Карузо, была по просьбе великого итальянца увековечена в ряде грамзаписей («Элегия» Ж.Массне и др.).
С годами концертная деятельность Э. становилась все шире. Ему аплодировали слушатели крупнейших европейских городов, он стал любимцем музыкальной Америки.Э. выступал с крупнейшими симфоническими коллективами, прославленными дирижерами, известными музыкантами-ансамблистами. В 1926 Э, организовал струнный квартет, который достиг высокого художественного мастерства. Слушавший Э. в зените его славы Карл флеш - выдающийся скрипач и прославленный педагог - в своих воспоминаниях писал: «Главное достоинство его как скрипача заключается в звукоизвлечении, трогающем и подчас даже потрясающем изобилием чувственной эмоциональности, итальянского бельканто... Интонации его чисты, словно колокольный звон, что придает еще большую прелесть его тону... Смычковая техника удовлетворяет даже самым высоким требованиям. Что же касается эмоциональности и темперамента, то здесь нет никаких мертвых точек..
Он - точно маленький вулкан, в котором что-то постоянно клокочет».
Помимо выразительного звука, в игре скрипача обращал на себя внимание живой, подвижный ритм - то четкий, властный, упругий, то прихотливо изменчивый, способный передать тончайшие психологические оттенки музыкальной мысли. Все это составляло основу неповторимого искусства артиста.
Э. очень много работал, постоянно расширяя свой и без того огромный репертуар. С ошеломляющим успехом играл он виртуозную музыку - произведения Н.Паганини, Г.Венявского. Блеском техники, красотой звука, импровизационной свободой отличались в его исполнении «Цыганские напевы» и др. пьесы П.Сарасате, венгерские танцы И.Брамса, Произведения, насыщенные сильными чувствами, романтическими страстями, особенно удавались артисту. Исполнение концертов Чайковского, Брамса, Глазунова, Сибелиуса, сонат Брамса, франка, Грига захватывало таким слиянием артиста с музыкой, что слушателям казалось, будто скрипач сам творит ее в данную минуту на сцене.
Репертуар Э. включал много современной музыки, в том числе Концерт А.Хачатуряна, а также посвященный ему Концерт Б.Мартину. Он сам писал пьесы для скрипки и фортепиано («Романс», «Гондола» и др.). Отыскивая забытые сочинения классиков, артист создавал превосходные транскрипции и аранжировки фортепианных пьес Л.Бетховена, Ф.Шуберта, С.Рахманинова. Еще в молодости Э, обратился к обработкам старинных миниатюр, многие из которых и сегодня пользуются большим успехом благодаря мастерству изложения, тонкому ощущению стиля. В 1936-37 Э.
сыграл в «Карнеги-холл» в Нью-Йорке цикл концертов «Развитие скрипичной музыки», объединив в 5 программах лучшее из того, что было создано для этого инструмента на протяжении трех веков. До глубокой старости скрипач сохранял поразительную творческую активность: в день. своей кончины он готовился в Сан-Франциско к очередному турне.
Многочисленные грамзаписи, запечатлевшие вдохновенное искусство Э.
занимают достойное место в ряду творческого наследия великих мастеров XX в.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции