Эльсхеймер

Найдено 1 определение
Эльсхеймер
, Адам (Elsheimer, Adam) 1578, Франкфурт-на-Майне — 1610, Рим. Немецкий живописец. Учился у Ф. Уффенбаха во Франкфурте (с 1593). Работал в основном в Венеции (1598—1600) и Риме (с 1600), где был близко знаком с жившими там нидерландскими мастерами. Испытал влияние молодого Караваджо. Известен главным образом поэтическими пейзажными композициями, включающими в себя античные или евангельские сцены и фигуры. Художника интересовали проблемы света и тени, и он обращался то к эффектам искусственного освещения (Пожар Трои, ок. 1603, Мюнхен, Старая пинакотека), то к зрелищно-выразительным атмосферным явлениям природы: Отдых на пути в Египет (1609, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением лунной ночи; Пейзаж с храмом Весты в Тиволи (ок. 1600, Прага, Нац. галерея) с мотивом закатного неба, отражающегося в воде. С помощью тонкой градации цвета и светотени мастер добивается ощущения необычайной пространственной глубины. Темный передний план, заполненный густыми купами деревьев, занимает обычно в его картинах один из углов композиции, открывая обширный просвет вдаль, увлекающий взгляд зрителя. На фоне затененной зелени часто размещены маленькие стаффажные фигурки, подчеркнуто выявленные цветом или светом. Характерным для живописца было использование малого, "кабинетного" размера для своих картин, что оказало известное влияние на многих художников XVII в. Его обостренное внимание к светотеневым задачам нашло дальнейшее развитие в искусстве ряда крупнейших мастеров следующего поколения — Рембрандта, К. Лоррена и др. Эльсхеймер также оказал влияние на некоторых итальянских живописцев XVII в., в частности на Фетти.
Лит.: Weizsacker H. Adam Elsheimer, der Maler von Frankfurt. Berlin, 1936—1952. Bd. 1—2; Elsheimer, Adam. Opere. Milano, 1966.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006