ЭМАЛЬ ВИЗАНТИЙСКАЯ
ЭМАЛЬ ВИЗАНТИЙСКАЯ
пришедшая с Востока, впервые стала изготовляться в VI в. Она выполнялась в сложной перегородчатой технике: на золотую пластину напаивались ребром тонкие золотые полоски, обозначавшие контуры изображения, промежутки между ними заполнялись разноцветной эмалью – стекловидной жидкой массой, которая при обжиге затвердевала и приобретала прозрачность и блеск. Эмаль применялась для украшения крышек реликвариев – ставротек – (реликварий, созданный по заказу императора Никифора Фоки в 964 – 465 гг. с эмалями, изображающими фигурки Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов; реликварий с крышкой из позолоченного серебра, украшенной сценой Распятие, полуфигурами в медальонах и драгоценными камнями; двусторонний реликварий с изображениями на одной стороне – Богоматери, на другой – Благовещения, выполненными в тончайшей технике перегородчатой эмали, XII в.), дискосов (вставка из эмали с изображением Тайной вечери на дискосе из оникса), окладов Евангелий (оклад Евангелия из Лавры на горе Афон), икон, императорских корон, которые часто посылались в качестве подарков в другие страны (император Константин IX Мономах подарил венгерскому королю Андрею I корону из перегородчатой эмали на семи золотых пластинах с изображениями самого императора, его жены Зои и ее сестры Феодоры). В эмалях X – XI вв. преобладали полихромия, золотой фон; детали и складки одежды разделялись тонкими золотыми линиями; наряду с традиционными красным, синим, лиловым, зеленым и коричневым цветами стали использоваться небесноголубой, символизирующий вечность, желтый, фиолетовый. Фронтальные фигуры, вытянутые пропорции, застывшие позы, отсутствие линии под ногами библейских персонажей усиливали впечатление невесомости, парения. Византийские эмали вывозились в Киевскую Русь, Францию, Южную Италию. При разграблении Константинополя в 1204 г. участники Четвертого крестового похода вывезли многие изделия с перегородчатой эмалью, которые находятся сейчас в венецианском соборе св. Марка, в ЛимбургенаЛане, в Сиене и в других местах.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012