ЭМБЛЕМАТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭМБЛЕМАТИКА
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая символы и знаки принадлежности, собственности и т. п., кроме гербов и печатей. Например, военные знаки различия, фирменные и товарные знаки и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭМБЛЕМАТИКА
(от др.-греч. грРАтща - вставка, рельефное украшение; изначально эмблема - декоративная часть воинского наряда, накладные детали мраморных сооружений, затем, в Древнем Риме, - знак отличия определенного класса, разряда, легиона) - 1) направление в искусствоведении, изучающее эмблемы, то есть изображения, которым присвоен тот или другой смысл и которые выражают абстрактные понятия и идеи графическими средствами (голубь мира, пентаграмма пифагорейцев и т. д.), не изображающими явления, а лишь указывающими на них; 2) вспомогательная историческая дисциплина, представления об объекте и предмете которой к настоящему времени не устоялись. Ряд авторов полагает, что Э. - синтетическая дисциплина, объединяющая в себе геральдику, вексиллологию, униформистику. Согласно другой точке зрения, Э. изучает лишь те эмблемы, которые не входят в предмет этих дисциплин, собственно - фирменные и товарные знаки. В отечественной историографии продуктивным оказался подход, рассматривающий в качестве объекта эмблематики многочисленные «Иероглифики», «Эмблематы», «Иконологии» - издания XVI-XVIII веков, представляющие собой сборники эмблем с их истолкованием. Изучением их влияния на литературу, изобразительное и декоративно-прикладное искусство занимался А. А. Морозов, на прикладную геральдику и вексиллологию - Н. А. Соболева, на эмблематическую поэзию - В. Н. Перетц.
Лит.: Морозов А. А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Л., 1974. Сб. 9; Проблемы литературного развития в России первой четверти XVIII века. С. 184—226; Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVIXVIII веков. М.; Л., 1962; Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика. М., 1989; Соболева Н А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIXbb. М., 1981; ХоллМ. И Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. О. И. ХОРУЖЕНКО

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ЭМБЛЕМАТИКА
от греч. emblema – вставка, выпуклое украшение), учение о значении эмблем – условных пояснений понятий или идей с помощью какого-либо изображения. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа – тем, что смысл ее однозначен и не подлежит толкованиям: якорь – надежда; змея, кусающая свой хвост, – вечность; лира – музыка (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1994; Энциклопедия символов, знаков, эмблем /Сост. В. Андреева и др. М., 1999).
Эмблема фиксирует традиционное значение предмета, которое трактуется одинаково либо в масштабе целой страны, региона или всего мира, либо в масштабе более узкой географической или социальной общности. Так, во всем мире изображение Солнца является эмблемой света, жизни, а отсюда – счастья и богатства, а роза как эмблема любви принята лишь в Европе, Америке, Австралии и на Ближнем и Среднем Востоке, но неизвестна в этом значении на Дальнем Востоке, в Океании и в большей части Черной Африки. Змея служит эмблемой мудрости в Азии, но считается эмблемой зла и коварства в Европе и Латинской Америке.
БОльшую группу эмблем составляют естественные фигуры: планеты, стихии, явления природы (Солнце, земной шар, звезды, реки, моря, радуга, молния); человек и части его тела, животные (тигр, лев; олень, лань, бобр; конь, овца, баран, бык, козел, осел, корова, петух); птицы (буревестник, альбатрос, ястреб, страус) и рыбы; растения и цветы (хризантема, роза, лилия, лотос) и др.
Вторая группа – искусственные фигуры: предметы монархического и церковного обихода (регалии, украшения, ордена; посохи, чаши, кадила, четки); оружие, доспехи, трофеи; архитектурные и скульптурные сооружения, символы могущества государств (храмы, дворцы; статуя Свободы в США, Спасская башня Кремля); музыкальные инструменты (свирель Пана, лира, гусли, волынка, трубы, барабан, бубен); предметы одежды (шуба, шапки, шляпы, халаты), обуви (сапоги, валенки, туфли), пищевые изделия (баранки, крендели, колбасы, круги сыра, кружки с пенящимся пивом, бутылки); орудия труда, инструменты (молоток, зубило, пила, кирка).
Третья группа – фантастические фигуры мифических, фантастических, сказочных существ, относительно которых имеется исторически сложившееся международное согласие или традиция насчет формы или вида их изображения. Античные эмблемы: кентавр – полуконь-получеловек, воплощение грубого буйства; гидра – семиголовая змея, у которой, когда ей отрубают одну голову, вырастает другая, знак героев, особо отличившихся в преодолении трудных препятствий; Пегас – крылатый конь, эмблема поэтического вдохновения; сирена – существо с головой и туловищем женщины, с руками и крыльями и с рыбьим хвостом, эмблема искушения, прельщения, коварства; Сфинкс – крылатый лев с головой человека, эмблема тайны, загадочности, гробового молчания.
Западноевропейские эмблемы: василиск – чудовище в виде дракона с петушиной головой, грудью и когтями орла, огромными крыльями летучей мыши и змеиным хвостом, знак могущественности, свирепости и царственности; гриф – наполовину орел, наполовину лев, хранитель кладов, знак быстроты, соединенной с силой и мужеством; двуглавый орел – символ Восточной и Западной Римской империи, позже воспринятый Россией, продолжавшей византийскую традицию, в качестве имперского герба; единорог – конь с выходящим из темени винтообразным бивнем нарвала и с бородкой, изображавшийся всегда стоящим на задних ногах, эмблема чистоты, непорочности и мужской чести; химеры – чудовища, имевшие голову и грудь старой, безобразной женщины, туловище и лапы льва и хвост змеи, свернутый в клубок или изогнутый так, что Химера как бы кусала его; химеры означали грехи, адские и демонические силы, пороки и в то же время были символами устрашения врагов (например, химеры на башнях собора Парижской богоматери и на некоторых древних башнях Кремля – Спасской, Никольской, Троицкой).
Восточные эмблемы: дракон – фантастическая фигура китайской мифологии, эмблема силы, величия, китайского дома и очага; крылатый бык c головой бородатого человека и гривой льва – ассиро-вавилонские и позднее персидские изображения духов, охранителей царей и государства, соединявших в себе мудрость старцев с парением и быстротой орла, мужеством льва и силой и яростью быка; Мелькарт – малоазийское божество, покровитель мореплавания, внешне подобен морскому коньку, эмблема городов Восточного Средиземноморья.
Русские фантастические фигуры, возникшие в фольклорной традиции сравнительно поздно (15–17 вв.), являются русифицированными вариантами античных, византийских, восточных и западноевропейских чудовищ, сведения о которых проникали через паломников и монахов-книжников в народ. Обычно таким фантастическим чудовищам давалось русское прозвище, а в изобразительном искусстве изменялся частично их облик. Так, Китоврас – это крылатый безбородый (юный) Кентавр; Змей Горыныч – Гидра, но с тремя человекообразными головами; Жар-птица – Феникс; русалки – бескрылые, а порой и бесхвостые человекоподобные сирены; Баба-Яга, несмотря на ее русские атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа, помело), имеет своим прообразом западноевропейских химер. Лишь две русские фантастические фигуры возникли непосредственно в России 17 в.: Альконост – дева-птица с девичьей головой, руками и с птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами, в руках держит свиток и цветок, изображающие просвещение и процветание (знания и здоровье); Зилант – драконоподобное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом, стал русским вариантом изображения дракона как силы зла и получил в русской геральдике прозвище татарского дракона (в России – герб Казани).
Фантастические фигуры как эмблемы часто встречаются в геральдике и в произведениях изобразительного искусства. Художественная литература прошлого, особенно эпическая поэзия, часто использовала фантастические образы, поэтому иметь представление о том, что скрывается за тем или иным названием чудовища, как оно выглядит, важно для понимания литературного произведения.
Специальные сборники эмблем были широко распространены во второй половине 16–17 вв. и оказали воздействие на литературу, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. «Эмблемы» итальянца Андреа Альчиати в 1531–1781 гг. выдержали до 130 изданий в разных странах Европы. В России имели успех «Эмблемы и символы избранные…» Н. М. Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого упоминал И. С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Символика и эмблематика ГАСК. Логотипы и знаки

Тренихин Михаил Михайлович
В статье воссоздаётся история создания эмблематики Государственной академии славянской культуры, собраны сведения о художниках-создателях эмблематики ГАСК.
Читать PDF
0.00 байт

Символика регалий российских государей: эмблематика и символическая преемственность

Пчелов Евгений Владимирович
Анализируются символические аспекты, связанные с семантикой, внешним оформлением и функционированием государственных регалий XVI-XIX вв.: венцов и корон, скипетров, тронов и тронных мест и т. д.
Читать PDF
0.00 байт

Эмблематика Достоевского

Борисова Валентина Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Эмблематика в европейской культуре»

Довгий Ольга Львовна
Материал представляет собой краткий отчет о прошедшем в апреле 2015 г. в Российском государственном гуманитарном университете круглом столе «Эмблематика в европейской культуре».
Читать PDF
0.00 байт

А.Е. МАХОВ. ЭМБЛЕМАТИКА. МАКРОКОСМ

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Творческая деятельность в гносеологии символизма Андрея Белого (по материалам статьи «Эмблематика см

Астахов Олег Юрьевич
Рассматриваются вопросы становления русского символизма как нового мировоззрения начала ХХ в. Одним из теоретиков гносеологии символизма явился Андрей Белый.
Читать PDF
0.00 байт

2018.02.007. ЭМБЛЕМАТИКА И ЭМБЛЕМАТИЧНОСТЬ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОН

Миллионщикова Т.М.
Читать PDF
0.00 байт

Символика сердца в эмблематическом тексте Львовского Апостола 1666 г

Шустова Юлия Эдуардовна
В статье рассматривается визуально-вербальная композиция в издании Апостола в типографии Львовского братства.
Читать PDF
0.00 байт

Символы живописи и эмблематики. Обезьянка

С.Г
Читать PDF
0.00 байт

«Арион» А. С. Пушкина: автобиографический сюжет сквозь призму эмблематической поэтики

Саломатин Алексей Владимирович
Статья посвящена проблеме творческого преображения реального автобиографического материала в стихотворении А.С.Пушкина «Арион», в котором выявляются некоторые характерные черты, присущие поэтике Д.И.Хвостова.
Читать PDF
0.00 байт

Эмблематический код малой прозы Ф. М. Достоевского

Борисова Валентина Васильевна
В статье раскрывается интерпретационный код произведений малой прозы из «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского, обращение к которому помогает читательскому постижению художественного замысла.
Читать PDF
0.00 байт

Символы живописи и эмблематики

Читать PDF
0.00 байт

Эмблематический сюжет рассказа Б. Евсеева «Кутум»

Кулаковская Е. И.
Статья посвящена анализу онтопоэтики рассказа «Кутум» Б. Евсеева.
Читать PDF
0.00 байт

Эмблематический и знаковый строй поэмы А. Блока «Возмездие»

Трошин Андрей Сергеевич
Рассматриваются знаковые образы в поэме А. Блока «Возмездие», в которых выражаются социально-исторические и идеологические константы эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Дверь и окно в контексте барочной эмблематики дома

Болотникова Олеся Николаевна
На материале русской и украинской литературы XVII-XVIII вв. анализируются особенности барочного хронотопа дома, который становится аналогом мироустройства.