выезд граждан из своего государства.
Эмиграция
Эмиграция
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ЭМИГРАЦИЯ
выселяюсь – выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок по политическим, экономическим или другим причинам.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭМИГРАЦИЯ
1) вынужденное или добровольное переселение людей из своего Отечества в другую страну, вызываемое экономическими, политическими или другими причинами; 2) совокупность эмигрантов.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Эмиграция
лат. - переселяться, выселяться) - выезд за пределы страны, связанный с утратой статуса гражданина данного государства и вызванный экономическими, политическими или личными причинами, с целью временного или постоянного поселения на территории иностранного государства. Государства могут разрешать восстановление гражданства эмигрантам.
ЭМИГРАЦИЯ
переселение с родной земли в чужой край под давлением обстоятельств политического, экономического (в поисках заработка), или религиозного характера.
В многовековой казачьей истории Э. явление довольно частое. Наши богатые земли привлекали к себе и кочевников и оседлых соседей, выросших в могущественные государства. Под непреодолимым давлением тех и других, Казаки не раз были вынуждены массово покидать свои коренные "старожитные" земли на Дону и Сев. Кавказе, свое "Старое Поле" и удаляться от завоевателей в чужие страны.
Первая казачья Э., известная истории, это переход от своего Томаторканского княжества, под давлением Половцев, глубже в Кавказские горы или в лесостепи Подонья, Северщины и Поросья. Днепровские славяне прозвали их Черными Клобуками и Черкасами; значительная часть их укоренилась при Днепре и позднее известна в качестве Запорожских Казаков.
Следующая казачья Э. произошла в результате разрух и междуусобий в Золотой орде, перед началом XV в., когда большинство оседлого подонского населения должно было удалиться на южные, восточные и северные окраины Руси. Эта Э. продолжалась до начала XVI в., после чего Казаки начали изгонять со Старого Поля своих прежних покорителей Татар и возрождать там оседлую жизнь.
Очередная казачья Э. с Дона в турецкие владения на Кавказе была связана с вынужденной присягой московскому государю и преследованиями "старой веры". В гг. 1671-1675 многие Казаки - старообрядцы устремились на Кубань. В 1709 году они пополнились тысячами Некрасовцев, уходивших от зверств карательной экспедиции князя В. Долгорукова.
Тогда же в Турции нашли безопасное пристанище 8 тыс. Запорожцев с гетманом Мазепою. По тому же пути в 1776 г. ушли тысячи других Запорожцев после разгрома русскими войсками их Низовой республики. Через 17 лет большинство из них возвратилось в покинутое их далекими предками Приазовье под именем Черноморских Казаков.
Причиной последней многочисленной казачьей Э-ции послужил насильственный захват казачьих земель войсками новой московской соввласти и связанные с этим зверские насилия. В этом случае десятки и сотни тысяч казачьих эмигрантов устремились на запад двумя волнами: в 1920 г. и в 1945 году (см. Лиенц). Те, кому удалось избежать выдачи Сталину, разместились по многим странам Старого и Нового Света в качестве политических эмигрантов.
В многовековой казачьей истории Э. явление довольно частое. Наши богатые земли привлекали к себе и кочевников и оседлых соседей, выросших в могущественные государства. Под непреодолимым давлением тех и других, Казаки не раз были вынуждены массово покидать свои коренные "старожитные" земли на Дону и Сев. Кавказе, свое "Старое Поле" и удаляться от завоевателей в чужие страны.
Первая казачья Э., известная истории, это переход от своего Томаторканского княжества, под давлением Половцев, глубже в Кавказские горы или в лесостепи Подонья, Северщины и Поросья. Днепровские славяне прозвали их Черными Клобуками и Черкасами; значительная часть их укоренилась при Днепре и позднее известна в качестве Запорожских Казаков.
Следующая казачья Э. произошла в результате разрух и междуусобий в Золотой орде, перед началом XV в., когда большинство оседлого подонского населения должно было удалиться на южные, восточные и северные окраины Руси. Эта Э. продолжалась до начала XVI в., после чего Казаки начали изгонять со Старого Поля своих прежних покорителей Татар и возрождать там оседлую жизнь.
Очередная казачья Э. с Дона в турецкие владения на Кавказе была связана с вынужденной присягой московскому государю и преследованиями "старой веры". В гг. 1671-1675 многие Казаки - старообрядцы устремились на Кубань. В 1709 году они пополнились тысячами Некрасовцев, уходивших от зверств карательной экспедиции князя В. Долгорукова.
Тогда же в Турции нашли безопасное пристанище 8 тыс. Запорожцев с гетманом Мазепою. По тому же пути в 1776 г. ушли тысячи других Запорожцев после разгрома русскими войсками их Низовой республики. Через 17 лет большинство из них возвратилось в покинутое их далекими предками Приазовье под именем Черноморских Казаков.
Причиной последней многочисленной казачьей Э-ции послужил насильственный захват казачьих земель войсками новой московской соввласти и связанные с этим зверские насилия. В этом случае десятки и сотни тысяч казачьих эмигрантов устремились на запад двумя волнами: в 1920 г. и в 1945 году (см. Лиенц). Те, кому удалось избежать выдачи Сталину, разместились по многим странам Старого и Нового Света в качестве политических эмигрантов.
ЭМИГРАЦИЯ
после Октябрьской революции 1917 - образовалась в 1917-21, ее составили капиталисты и помещики, белые генералы и офицеры, реакционное казачество, царские чиновники, деятели бурж. политических партий, нек-рая часть интеллигенции. "Их выгнала гражданская война" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 49 (т. 32, с. 182)). Общая численность Э. достигала 2 млн. чел. Одним из источников пополнения Э. были остатки контрреволюционных воен. формирований, разгромленных Красной Армией в период иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР 1918-20. Так, в нояб. 1920, во время эвакуации из Крыма армии ген. П. Н. Врангеля, было вывезено в Турцию ок. 150 тыс. чел. (военнослужащие и гражданские лица). "Русская армия" Врангеля разместилась на Галлиполийском п-ове и на о. Лемнос. В ней сохранялась воен. дисциплина, действовали военно-полевые суды. Под председательством Врангеля был образован т. н. "Русский совет" (И. П. Алексинский, В. Л. Бурцев, Н. Н. Львов, П. Н. Шатилов и др.), к-рый перестал существовать в сент. 1922 в результате борьбы в нем различных политич. группировок. К апр. 1921 Франция израсходовала на содержание "русской армии" св. 200 млн. франков. Начались переговоры о переселении эмигрантов в др. страны. Рус. военные части перевозились в Сербию и Болгарию. 15 дек. 1921 из Турции ушел последний "русский" воен. эшелон. Уже тогда многие эмигранты, особенно солдаты и казаки, потеряли веру в перспективу "белого движения", переходили на положение беженцев, записывались для возвращения на родину. Э. были свойственны ожесточенные распри, вражда между различными партиями и группировками. Бесконечные дебаты шли о "способах" борьбы с большевиками, о том, кто несет "ответственность" за свершение революции в России. Парижская группа кадетов во главе с П. Н. Милюковым (M. M. Винавер и др.) в дек. 1920 сформулировала "новую тактику". Считая безнадежным "белое движение", она делала ставку на эволюцию сов. системы, ее перерождение. Во время Кронштадтского антисоветского мятежа 1921 Милюков поддержал лозунг "Советы без коммунистов". "Новая тактика" Милюкова была попыткой использовать новые методы в антисов. борьбе. Остатки партий кадетов, эсеров и меньшевиков раскололись в эмиграции на разные группы и группировки. Кадетские лидеры А. В. Карташев, В. Д. Набоков вместе с П. Б. Струве, Бурцевым и др. собрали в Париже (июнь 1921) съезд т. н. "Рус. национального объединения", к-рое избрало "Нац. комитет" во главе с Карташевым. "Объединение" объявило себя "политической, надпартийной организацией", провозгласило верность "принципу вооруженной борьбы" и выдвинуло как главную свою задачу "возможно скорое свержение большевизма". Правая часть кадетов сосредоточилась вокруг берлинской газ. "Руль" (1920-31), к-рую редактировал И. В. Гессен. В янв. 1921 в Париже на собрании 33 быв. чл. Учредительного собрания эсеры пытались найти общую линию с кадетами. В нояб. 1923 на съезде заграничных организаций партии эсеров обозначилось их разделение на правых и левых. У меньшевиков выделилась правая группа "Заря", назв. так по двухнедельнику, издававшемуся в Берлине в 1922-25 Ст. Ивановичем и др. Группа заявила о подготовке сил для борьбы с большевизмом, выступала против применения мирных средств в этой борьбе. В Праге эсеры выпускали еженедельник "Воля России" (1922-32), в Берлине, а потом в Париже под ред. А. Ф. Керенского - газету "Дни" (1922-32), сначала ежедневно, а с 1928 - еженедельно. Журн. "Революционная Россия" (1920-31) - центр. орган эсеров, издававшийся в основном в Праге, предложил программу реставрации капиталистических отношений. У эсеров этого направления было большое сходство с меньшевиками, группировавшимися вокруг "Социалистического вестника" (выходил с 1921 в Берлине при ближайшем участии Р. А. Абрамовича и Л. Мартова, после 1923 - под ред. Р. А. Абрамовича и Ф. И. Дана). И меньшевики и эсеры ожидали, что нэп приведет Коммунистич. партию к политич. уступкам буржуазии. В июне 1924 оформилось "Республиканско- демократическое объединение" (РДО) во главе с Милюковым и с участием орг-ции "Крестьянская Россия", созданной бывшими эсерами С. С. Масловым, А. А. Аргуновым и др. Антисов. платформа этого объединения предусматривала использование различных способов борьбы с существующей "коммунистич. диктатурой", объявляла признание "грядущей крупной роли за крестьянством" и выступала за восстановление частной собственности и "полную свободу хозяйственной деятельности населения". В 20-е гг. отделения РДО были в Берлине и Праге, правление - в Париже. Там же выходила его газ. "Последние новости" (1920-40), главным ред. к-рой был Милюков. Наряду с публикацией антисов. мат-лов газета постоянно вела ожесточенную полемику с представителями правых кругов Э. Особенно заметную роль играла в это время.монархич. эмиграция, одни представители к-рой рассчитывали на помощь Германии, другие - Франции. Первых было большинство. На съезде монархистов в Рейхенхалле (Германия) в мае 1921 был избран Высший монархический совет (ВМС) - пред. H. E. Марков. Сначала 10 (на съезде в Рейхенхалле), а потом еще 85 монархических организаций признало руководство ВМС. Группа Маркова в Берлине имела соперников в Париже в лице А. Ф. Трепова (см. Треповы) и его приверженцев. Монархисты заявляли о своем стремлении устранить разногласия и сплотиться в борьбе против большевиков. На деле же к старым разногласиям прибавлялись новые. Особенно с большим ожесточением в монархич. кругах велась борьба между сторонниками вел. кн. Николая Николаевича (двоюродный дядя Николая II) и последователями вел. кн. Кирилла Владимировича (двоюродный брат Николая II). "Николаевцы" развернули активную агитацию. В 1923 И. П. Алексинский совершил для этой цели поездку по разным центрам Э. ВМС обратился к Николаю Николаевичу с предложением "о возглавлении национального движения". Созданный в сент. 1924 под рук. Врангеля контрреволюц. "Русский общевоинский союз" (РОВС) признал Николая Николаевича своим "верховным вождем". 31 авг. 1924 Кирилл Владимирович провозгласил себя в городе Кобурге (Германия) императором всероссийским. Если Николай Николаевич прикрывал свой монархизм заявлениями, что он "не предрешает будущего образа правления России", то Кирилл Владимирович, т. н. Кирилл I, выдвинул лозунг "За веру, царя и отечество!". Появилась спец. эмигрантская лит-ра о том, кого следует считать законным монархом. Среди сторонников Кирилла была белоэмигрантская орг-ция "Союз младороссов", выдвинувшая лозунг "Царь и Советы". В 1923 в Мюнхене младороссы провели свой съезд. Они говорили о необходимости "надклассовой монархии", о культе вождя. Наибольшую активность младороссы проявили в сер. 30-х гг. Они хвастливо претендовали на роль "второй советской партии", обещали "повернуть революцию на национальный путь". Убедившись в бесплодности своих действий, "союз" самораспустился в 1939. Кирилл умер в 1938. "Престол" перешел к его сыну Владимиру, к-рый поселился в Мадриде. Монархисты разных направлений имели свою печать ("Русская газета", Париж; "Вера и верность", г. Нови-Сад, Югославия; "Высший монархический совет", Берлин; "Новое время", Белград; "Русь", София и мн. др.). Попыткой объединить силы Э. под водительством "признанного народного вождя", как хотели изобразить Николая Николаевича его сторонники, явился т. н. Российский зарубежный съезд (в апр. 1926, Париж). В подготовке съезда большую роль играли реакционные торг.-пром. круги Э., группировавшиеся вокруг парижской газ. "Возрождение" (1925-40), к-рая издавалась на деньги быв. нефтяного промышленника А. О. Гукасова. На съезде между различными группировками монархистов возникли разногласия. Многие эмигрантские орг-ции вообще не принимали участия в этом съезде. Политич. раскол в Э. вызвали и церковные разногласия. Зарубежная рус. православная церковь разделилась на два течения. Резко антисов. позиции занимало духовенство во главе с митрополитом Антонием. В авг. 1922 на соборе зарубежных архиереев в югосл. городе Сремски-Карловци он был поставлен во главе архиерейского синода, к-рый претендовал на управление всей рус. церковью. Образовалась т. н. карловацкая церковь, к-рая призывала молиться о восстановлении в России монархии Романовых, а в годы 2-й мировой войны 1939-45 благословляла Э. на вступление в ряды гитлеровских войск. Другую часть зарубежной рус. церкви возглавлял митрополит Евлогий. В 1921 он принимал участие в съезде монархистов, но потом постепенно занял особую позицию, объявил "аполитичность" церкви и стал называться митрополитом зап.-европ. рус. православных церквей, провозгласив их самостоятельность. Белоэмигрантские контрреволюц. органи- зации искали поддержки в США, у руководителей зап.-европ. гос-в, Ватикана, крупнейших капиталистов. Так, С. Н. Третьяков, Н. X. Денисов и др. руководители Торгпрома пытались найти амер. кредиторов для финансирования вел. кн. Николая Николаевича, предлагая в качестве гарантии свое бывшее имущество в России. Ден. субсидии Э. получала от пр-в Польши, Чехословакии, Болгарии, Королевства Сербии, Хорватии и Словении. Белоэмигрантский "активизм" проявлялся в различных формах. Активную контрреволюц. деятельность в нач. 20-х гг. пытался развернуть на сов. терр. т. н. "Центр действий", созданный в Париже Н. В. Чайковским, Н. П. Вакаром, И. П. Демидовым и др. "Центр действий" просуществовал до середины 1923. В марте-апр. 1924 состоялся судебный процесс над представителями этого "центра" в Киеве. "Русский политич. комитет" в Варшаве под рук. Б. В. Савинкова и его "Народный союз защиты родины и свободы" при поддержке польск. Генштаба и франц. капиталистов организовывали вооруженные отряды, к-рые засылались на сов. территорию. Известны факты политич. террора, многочисленные попытки Э. разжечь конфликты капиталистических стран с СССР, осложнить междунар. отношения. В 1923 белогвардейцы убили В. В. Воровского - сов. представителя на Лозаннской конференции. Политич. провокациями были убийства в 1927 сов. посла в Польше П. Л. Войкова, в 1932 - франц. президента П. Думера. РОВС, ВМС и другие организации Э. ставили перед собой задачу "проникновения в Россию", распространяли антисов. фальшивки, сотрудничали с иностранными разведками. Антисов. газ. "Русская правда", к-рую в нач. 20-х гг. РОВС пытался нелегально переправлять в СССР, обещала "благословение от господа бога неожиданным счастьем" тому, кто познакомит с ее содержанием еще 3 человек. Газ. "Руль" открыто обращалась к белоэмигрантам с призывом собирать информацию о состоянии Красной Армии. В 20-30-е гг. массовым источником антисов. "активизма" стал РОВС, создавший сеть своих орг-ций в Европе, а затем в Америке и Китае. Стремясь сохранить военные кадры Э., РОВС поддерживал связи с быв. офицерами и солдатами белых армий, где бы они ни проживали. После смерти Врангеля (апр. 1928) во главе РОВС стояли генералы А. П. Кутепов (до янв. 1930), Е. К. Миллер (до 1937), А. П. Архангельский (до 1941). В распоряжении руководителей РОВС находился т. н. "Фонд спасения России", из средств к-рого финансировалась разведывательная и подрывная работа этой организации в СССР. В Париже под руководством ген. H. H. Головина работали "Высшие военно-науч. курсы", где быв. офицеры и генералы изучали опыт Гражд. войны, знакомились с организацией и боевой подготовкой Красной Армии. Кружки для воен. самообразования белых офицеров были созданы в разных странах. РОВС даже объявил прием в полковые объединения молодых людей, достигших призывного возраста в эмиграции. Они должны были сдавать экзамены на чин унтер-офицера, а потом и на офицерский чин. РОВС имел свой печатный орган - журн. "Часовой" (1929-41, возобновлен после 1945). Значит. активность по организации антисов. выступлений проявляла Э. на Д. Востоке. Белогвардейские отряды (под командованием генералов К. П. Нечаева, В. В. Глебова и др.) входили в состав контрреволюц. армий Чжан Цзо-лина и др. маньчжурских и китайских милитаристов, поддерживали белокитайских генералов в 1929 во время конфликта на КВЖД. В 1928 был создан Дальневост. отдел РОВС во главе с ген. М. В. Ханжиным. На роль объединителей сил Э. на Д. Востоке претендовали также генералы М. К. Дитерихс, Д. Л. Хорват, атаман Г. М. Семенов. Делая ставку на япон. империалистов, Семенов развернул активную антисов. деятельность в Маньчжурии. Во мн. странах не было точного учета белоэмигрантов, а сами они старались завысить свою численность. Не имея определенного подданства (постановлением СНК от 28 окт. 1921 росс. гражданства были лишены лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против Сов. власти, или участвовавшие в какой бы то ни было форме в контрреволюц. организациях, а также лица, выехавшие из России после 7 нояб. 1917 без разрешения Сов. власти), белоэмигранты получали в ряде стран, входивших в Лигу наций, т. н. нансеновский паспорт, введенный по предложению Ф. Нансена. В Германии в 1922 рус. эмигрантов насчитывалось, по одним сведениям, до 300 тыс., по другим - до 600 тыс. чел.; от 100 до 200 тыс. в нач. 20-х гг. - в Польше. Десятки тысяч поселились в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Китае. Постоянно возрастало число белоэмигрантов в Юж. Америке, США и Канаде. В середине 20-х гг. началось их массовое переселение во Францию. Париж в эти годы стал центром Э. В целом во Франции проживало до 400 тыс. белоэмигрантов. Оказанием материальной и др. помощи занимались десятки эмигрантских благотворительных орг-ций. Т. н. Объединение росс. земских и городских деятелей (Земгор), пользуясь обширной финанс. поддержкой чехосл. пр-ва, организовывало столовые, общежития, профессиональные курсы, медицинскую помощь. Однако здесь решались не только благотворительные задачи. В Праге в системе Земгора работали "Экономический кабинет" С. Н. Прокоповича, Институт изучения России и др. учреждения, к-рые с антисов. позиций освещали политическую, социальную, хозяйственную и культурную жизнь Сов. России. В эмигрантских "низах" большинство людей с годами уже не занималось политикой, жизнь заставляла прежде всего бороться за свое существование. Во время экономич. кризиса многие эмигранты испытали ужас безработицы. Нужда заставляла эмигрантов браться за любое дело. Нек-рые из них погибли в иностранных легионах, защищая интересы колонизаторов на Бл. Востоке, в Африке, в Индокитае. Вынужденное бездействие, усталость, сознание иллюзорности своего положения приводили часто к личным трагедиям. С другой стороны, зрели настроения, к-рые с первых лет жизни на чужбине вылились в стремление определенной части эмиграции "сменить вехи" и возвратиться на родину. В течение 1921 из эмиграции возвратилось 121 843 чел. В разных странах стали возникать "Союзы возвращения на родину". Декретом ВЦИК от 3 нояб. 1921 и декретом ВЦИК и СНК от 9 июня 1924 была объявлена амнистия значительной части лиц, участвовавших в качестве рядовых солдат в белогвардейских воен. организациях. Эти меры Сов. пр-ва способствовали тому, что тысячи солдат и казаков открыто порвали с белым движением. Болгарские коммунисты создали особую нелегальную орг-цию по разложению врангелевской армии. В марте-апр. 1922 компартия развернула массовую кампанию за изгнание из страны врангелевских штабов, за предоставление эмигрантам возможности свободного возвращения на родину. В 1922 только из Болгарии в Сов. Россию вернулось более 5800 эмигрантов. Движение за возвращение на родину захватило и нек-рых офицеров и генералов. Среди вернувшихся в СССР были генералы Я. А. Слащов, E. P. Секретев, Ю. К. Гравицкий и др. В среде эмигрантской интеллигенции возникло сменовеховство, одним из главных идеологов к-рого был Н. В. Устрялов. Признавая Сов. власть как национальную силу, идеологи сменовеховства в то же время утверждали, что начинается "процесс внутреннего органического перерождения Советской власти", и в этом их позиция сближалась со взглядами милюковцев, меньшевиков и эсеров. Более того, Устрялов видел очередную задачу в том, чтобы способствовать этому процессу "перерождения". Но в сменовеховстве была и другая, объективно прогрессивная черта, поскольку оно сплачивало те группы рус. интеллигенции в эмиграции, к-рые примирились с Сов. властью и были готовы с ней работать. В нач. 20-х гг. в эмиграции издавалось несколько сменовеховских газ.: "Новая Россия" (София), "Новости жизни" (Харбин), "Накануне" (Берлин), "Путь" (Гельсингфорс), "Новый путь" (Рига). Осн. ядро сменовеховцев группировалось вокруг газеты "Накануне", к-рая выходила еженедельно в 1922-24. Разоблачая бурж.- реставраторские планы идеологов сменовеховства, Коммунистич. партия учитывала неоднородность этого течения и проявляла дифференцированное отношение к его участникам. Нек-рые из них, уже находясь в эмиграции, нашли в себе силы преодолеть тяжелые ошибки и заблуждения. Вернулись в СССР и стали выдающимися деятелями сов. культуры писатель A. Н. Толстой и композитор С. С. Прокофьев. До войны возвратились на родину художник И. Я. Билибин, писатели А. И. Куприн, С. Г. Скиталец, М. И. Цветаева и др. Оказавшиеся за границей деятели культуры и ученые самим фактом своего нахождения в эмиграции вольно или невольно служили антисов. лагерю, его реакционной пропаганде. Э. предпринимала значит. издательскую деятельность, особенно в области периодики. Так, в 1925 за границей было зарегистрировано 364 периодических издания на рус. языке. В 1918-32 увидели свет 1005 наименований рус. эмигрантских журналов. Эсеры Н. Д. Авксентьев, И. И. Бунаков, М. В. Вишняк, А. И. Гуковский, B. В. Руднев выпускали общественно-политич. и лит. журнал "Современные записки" (1920-40). В этом журнале, к-рый отражал антисоветские настроения, печатались разные авторы: И. А. Бунин, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, Д. С. Мережковский, B. Ф. Ходасевич, Н. А. Бердяев и мн. др. Одни из них уходили в мистику, писали злые антисов. статьи, другие обращались к легендам, мечтам, далекому прошлому. Большая же часть представителей творческой интеллигенции вообще ничего не создала в эмиграции и прозябала в бедности. Даже пользующиеся мировой известностью мастера: И. А. Бунин, C. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и нек-рые др., - пропагандируя своим творчеством рус. культуру за рубежом, содействуя ее славе, пережили своего рода трагедию, будучи лишены родной питательной почвы. Отд. представители эмигрантской интеллигенции искали объяснение происходящих в мире изменений в религиозной философии, в мессианских взглядах об особом призвании России. Так, производственно-технич. успехи Сов. России парижский журнал "Новый Град" (1931-40) пытался объяснить якобы религиозной природой Сов. строя. Среди новых идеологических антисов. течений Э., захвативших определенную часть интеллигенции, в 20-х гг. выделялось т. н. евразийство. Его идеологи: профессора H. H. Алексеев, Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский и др. - опубликовали ряд книг (первый евразийский сборник "Исход к Востоку" вышел в авг. 1921), выпускали в Берлине, Париже, Праге "Евразийский временник" и "Евразийскую хронику". Они пытались найти корни совр. событий в своеобразии ист. путей России. Опираясь на реакционные идеи Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева, евразийцы Россию-Евразию противопоставляли Европе, считали себя выразителями "общеевразийского национализма". Решающим фактором историч. процесса они объявили особый географич. мир - т. н. месторазвитие. Выдвигая задачу восстановления частной собственности в Сов. России, в своей политич. программе евразийцы мечтали о создании новой правящей партии, поддерживали обанкротившийся лозунг "Советы без коммунистов". Нереальность этих планов и всей философии евразийцев вызвали уже в конце 20-х гг. раскол в их среде. В 1931, согласно данным проведенной за границей анкеты, в эмиграции находилось ок. 500 бурж. ученых, в т. ч. ок. 150 быв. профессоров. Еще в 1921 на съезде в Праге был образован "Союз русских академических организаций за границей", к-рый имел в разных странах свои группы и учреждения, в т. ч. уч. заведения. В Праге при поддержке чехосл. пр-ва "союз" открыл Русский юридич. ф-т. Там же были сосредоточены нек-рые эмигрантские ист. учреждения: "Историческое общество", "Семинарий по византиноведению им. Н. П. Кондакова", "Донской казачий архив" и "Русский заграничный исторический архив" (РЗИА). В последнем за много лет (архив начал работать в 1923) накопилось богатейшее собрание док-тов по истории рус. революции и контрреволюции, а также огромная коллекция газет, книг и брошюр. Фонды сохранились до окончания 2-й мировой войны, а после освобождения страны Сов. Армией значительная их часть была подарена пр-вом Чехословакии АН СССР. Э. старалась жить обособленно, упорно пытаясь сохраниться, но жизнь брала свое. В эмигрантских "низах", чье социальное положение все больше определялось не прошлым, а настоящим, появлялись и новые представления о классовом об-ве, и новый взгляд на СССР. Невозможно было не заметить грандиозный размах экономического и культурного строительства в СССР в годы пятилеток, все возрастающую его роль на междунар. арене. Серьезные раздумья в эмигрантской среде вызывало нарастание угрозы мировой войны. "Чем реальнее становится перспектива будущей войны, - писал журнал "Современные записки" в 1935, - тем сомнительнее для многих из воинов их участие в ней. На чьей стороне сражаться? За большевиков или за врагов России? Мучительный вопрос уже теперь раскалывает воинскую массу на два непримиримых стана". Особую остроту полемике в Э. накануне войны придавали разного рода "самостийники" - укр. националисты, небольшая группа "вольных казаков", белоэмигрантские сепаратисты из народов Кавказа и Ср. Азии. Так же, как и рус. белоэмигрантские "активисты", они выступали против защиты СССР в будущей войне. Белые генералы П. Н. Краснов и H. H. Головин надеялись, что "спасение" для России придет со стороны Германии или Японии. Другие же деятели Э. (ген. А. И. Деникин, А. Ф. Керенский) мечтали о том, что Красная Армия выполнит двойную задачу: разгромит германскую армию и повернет свое оружие против большевиков. Но многие, и прежде всего рядовые эмигранты, начинали тревожиться за судьбы родины и понимать, что в случае войны необходим отказ от борьбы с Сов. властью, к-рая будет защищать отчизну. Эмигранты, к-рые пришли к убеждению в необходимости защиты СССР, организовали осенью 1935 "Союз оборонцев". "Союз" имел свой печатный орган - "Голос отечества", его члены собирались на открытые собрания. Когда началась гражд. война в Испании, несколько сот эмигрантов, гл. обр. молодого поколения, сражались против фашизма в Интернац. бригадах, защищая Исп. республику. Но рус. белоэмигранты были и в армии ген. Франко, где из них было сформировано спец. подразделение. Когда началась 2-я мировая война, мн. рус. эмигранты во Франции были мобилизованы в армию. "Содружество резервистов французской армии" позднее опубликовало списки русских по происхождению солдат, убитых на войне, среди к-рых были и посмертно награжденные франц. орденами. Оккупировав Францию, гитлеровцы распустили значит. часть эмигрантских организаций, разгромили "Союз оборонцев", "Союз друзей Советской Родины", арестовали их членов. Оккупанты создали полицейскую орг-цию - Управление по делам рус. эмигрантов во Франции. Окончат. размежевание в среде Э. произошло после нападения фаш. Германии на СССР. РОВС призвал своих членов вступать в ряды герм. армии. Генералы П. Н. Краснов, А. Г. Шкуро и др. стали формировать на оккупированной терр. СССР воен. части в помощь вермахту. В Югославии ген. Б. А. Штейфон возглавил "Охранный корпус", укомплектованный белоэмигрантами, к-рый участвовал в карательных экспедициях против югосл. партизан. На службе у нем. фашистов находились в годы войны члены т. н. "Национально-трудового союза нового поколения", к-рый образовался в 1930 под назв. "Национальный союз русской молодежи". В эмигрантской среде было немало лиц, выжидающих, куда повернет ход воен. событий. Победы Сов. Армии привели к попыткам некоторых представителей Э. пересмотреть свои позиции. Широкую известность в эмигрантских кругах получила статья, написанная Милюковым в 1943, в к-рой он вынужден был признать, что Сов. власть и Сов. Армия смогли защитить свою страну. Среди участников Движения Сопротивления против нем. оккупантов во Франции, Италии, Чехословакии и др. странах Европы были и патриотически настроенные рус. эмигранты. В Париже с нояб. 1943 действовал "Союз русских патриотов", нелегально выпускавший "Русский патриот", в к-ром публиковались сводки Совинформбюро, обращения к рус. эмигрантам и сов. военнопленным. Более 100 рус. эмигрантов - участников подпольной борьбы погибли во время войны во Франции. Героически вели себя молодые ученые-этнографы Б. Вильде и А. Левицкий, выходцы из эмигрантских семей. Они были расстреляны фашистами в февр. 1942. Мученическую смерть приняли княгиня В. А. Оболенская (Вика), мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева), Ариадна Скрябина (дочь известного рус. композитора) и др. Признанием заслуг перед родиной было предоставление определенной части эмигрантов права получения сов. гражданства (Указ Президиума Верх. Совета СССР от 14 июня 1946). Во Франции ок. 11 тыс. чел. воспользовались этим правом и ок. 2 тыс. из них вернулись на Родину. Возвращались эмигранты и из других стран, особенно много из Китая. Только небольшие группы состарившихся представителей белой Э., вроде тех, кто выступает на страницах белоэмигрантских амер. газет "Русский голос", "Новое русское слово", парижской "Русской мысли", сохранили свое миросозерцание застывшим. Значит. часть белой Э. просто вымерла, оказавшись не в состоянии питать идеологией "белого движения" следующие поколения. Белая Э. исчерпала себя как политич. сила. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 723); Об антисоветских партиях и течениях. (Резолюция 12-й Всерос. конференции РКП(б)), в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 2, 8 изд., М., 1970; Мещеряков Н. Л., На переломе. (Из настроений белогвардейской эмиграции), М., 1922; Белов В., Белое похмелье. Рус. эмиграция на распутье. Опыт исследования психологии, настроений и бытовых условий рус. эмиграции в наше время, М. - П., 1923; На идеологич. фронте борьбы с контрреволюцией. Сб. ст., М., 1923; Бобрищев-Пушкин А. В., Война без перчаток, Л., 1925; его же, Патриоты без отечества, Л., 1925; Василевский И. М. (He-Буква), Что они пишут? (Мемуары бывших людей), Л., 1925; Михайлов E. A., Белогвардейцы поджигатели войны, М., 1932; Ярославский Ем., Третья сила, М., 1932; Кольцов М., В норе у зверя, М., 1934; Трифонов И. Я., Из истории борьбы Коммунистич. партии против сменовеховства, "ИСССР", 1959, No 3; его же, Очерки истории классовой борьбы в СССР в годы нэпа (1921-1937), М., 1960; его же, Ликвидация эксплуататорских классов в СССР, М., 1975; Чернявский Г. И., Даскалов Д., Судьбы русской белоэмиграции в Болгарии, "ИСССР", 1961, No 1; Кобцев Н., Обретшие родину, "Дон", 1965, No 6; Спирин Л. М., Классы и партии в Гражданской войне в России (1917-1920 гг.), М., 1968; Милаева Л. Г., Саморазоблачения врагов революции, "ИСССР", 1968, No 5; Жуков Ю., Возвращение в прошлое, "Знамя", 1971, No 11; Федюкин С. A., Великий Октябрь и интеллигенция, М., 1972; ШкаренковЛ. К., Переход к нэпу и его влияние на провал антисоветских замыслов белой эмиграции, в кн.: Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории, М., 1974; Голинков Д. Л., Крушение антисоветского подполья в СССР (1917-1925 гг.), М., 1975. Мемуары: Гурович И., Записки эмигранта, П.-М., 1923; Лунченков И., За чужие грехи, М.-Л., 1925; Федоров Г., Путешествие без сентиментов, Л. - М., (1926); Соловьев Ю. Я., Воспоминания дипломата, 1893-1922, М., 1959; Шостаковский П. П., Путь к правде, Минск, 1960; Шульгин В. В., Письма к рус. эмигрантам, М., 1961; Вертинский A., Четверть века без родины, "Москва", 1962, No 3-6; О чем не говорилось в сводках. Воспоминания участников движения Сопротивления, М., 1962; Любимов Л., На чужбине, М., 1963; Мейснер Д., Исповедь старого эмигранта, М., 1963; его же, Миражи и действительность, М., 1966; Оболенский П., На чужой стороне, "Москва", 1965, No 8; Сухомлин В., Гитлеровцы в Париже, "Новый мир", 1965, No 11-12; Бенуа Г., Сорок три года в разлуке, "Простор", 1967, No 9, 10, 12; Александровский Б. Н., Из пережитого в чужих краях, М., 1969. Зарубежная лит-ра: Устрялов Н., В борьбе за Россию. Сб. ст., Харбин, 1920; Смена вех, Париж, 1921; Раковский Г. Н., Конец белых, Прага, 1921; Русские в Галлиполи. 1920-1921. Сб. ст., Берлин, 1923; Шульгин В. В., Три столицы, Берлин, 1927; Милюков П. Н., Эмиграция на перепутье, Париж, 1926; его же, Россия на переломе, т. 2, Париж, 1927; Постников С. П., Русские в Праге, Прага, 1928; Rimscha H. von, Der russische B?rgerkrieg und die russische Emigration. 1917-1921, Jena, 1924; The refugees, Geneva, 1938; Чернявски Г. И., Даскалов Д., Борбата на БКП против врангелистския заговор, София, 1964; Volkmann Н.-Е., Die russische Emigration in Deutschland. 1919-1929, W?rzburg, 1966; Beyssac M., La vie culturelle de l´?migration russe en France, Chronique (1920-1930), P., 1972; Mikulicz S., Prometeizm w polityce II Rzeczy pospolitej, Warsz., 1971; Williams R. C., Culture in exile. Russian emigr?s in Germany. 1881-1941. Ithaca - L., (1972); Balawyder A., Russian Refugees from Constantinople and Harbin, Manchuria Enter Canada (1923-1926), "Canadian Slavonic Papers", 1972, v. 14, No 1. Библиография: Указатель периодич. изданий эмиграции из России и СССР за 1919-1952 гг., Мюнхен, 1953; Струве Г., Русская литература в изгнании, Нью-Йорк, 1956; Геринг А. (сост.), Мат-лы к библиографии рус. воен. печати за рубежом, Париж, 1968; Фостер Л. (сост.), Библиография рус. зарубежной лит-ры, 1918-1968, Boston, 1970. Л. К. Шкаренков. Москва.