ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Найдено 1 определение
ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
литература русского зарубежья. Возникла после Октябрьской революции 1917 г. и существует как политическое противопоставление литературе «метрополии». Однако эмигрантская литература только внешне существовала отдельно и решала внутренние проблемы, ее и литературу России следует рассматривать как единый, неделимый поток. В истории литературы русского зарубежья наблюдается три периода, три волны русской эмиграции.
«Первая волна» – с 1918 г. до начала 2-й мировой войны. Октябрьская революция разделила русских писателей на тех, кто ее не принял и остался за границей или выехал за рубеж, и на тех, кто остался в Советской России. В результате образовалось как бы два потока русской литературы. За границей оказались И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, Вяч. И. Иванов, И. С. Шмелев, В. В. Набоков, Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, Л. А. Алексеева (1909–89), Е. Ю. Кузьмина-Караваева (1891–1945), А. И. Куприн, М. А. Осоргин, Г. И. Газданов, В. Б. Сосинский (1900–87), Л. Н. Андреев, Е. И. Замятин, А. Т. Аверченко, М. А. Алданов, Саша Черный, Ф. А. Степун (1884–1965), Тэффи, Г. Н. Кузнецова (1902–76), Б. Ю. Поплавский (1903–35), А. В. Бахрах (1902–85), Н. Н. Берберова (1901–93), Дон-Аминадо и др. Русская эмиграция, имевшая в своих рядах цвет русской интеллигенции, обладавшая культурным достоянием, стремилась воссоздать культуру России. Первым среди русских писателей, удостоенным Нобелевской премии в области литературы, стал в 1933 г. И. А. Бунин. Писатели-эмигранты, оказавшись за границей, не порывали своих творческих связей с Россией и развивали традиции русской литературы. География эмиграции «первой волны» отчасти отражена в списке периодических изданий: еженедельник «Зарницы» (Константинополь, 1921), журналы «Зарница» (Нью-Йорк, 1925–27), «Окно» (Париж), «Грядущая Россия» (Париж), «Беседа» (Берлин, 1923–25), «Русская мысль» (София; Прага; Париж, 1921–27), «Воля России» (Прага, с 1922), «Перезвоны» (Рига), «Понедельник» (Шанхай, 1930–34), «Русские записки» (Париж; Шанхай, 1937–39), «Новый журнал» (Нью-Йорк, с 1942 по настоящее время). Эмигранты создают издательства, выпускающие книги на русском языке: «Петрополис», «Геликон», «Мысль» (все – Берлин), «Пламя» (Прага), «Возрождение» (Англия), «Русская библиотека» (Белград), «Северные огни» (Стокгольм), «Грамату-Драугс» (Рига), «Российско-болгарское книгоиздательство» (София), «За свободу» (Варшава). Живую летопись культурной и литературной жизни зарубежья представляют собой газеты «Последние новости» (Париж, 1920–40), «Россия и славянство» (Париж, 1928–34), «Возрождение» (Париж, 1925–40), «Свобода» (Варшава, 1920, с 1921 – «За свободу»), «Дни» (Берлин, 1922–25), «Руль» (Берлин, 1920–31) и др. За рубежом создаются профессиональные союзы и кружки писателей и журналистов. Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус организовали в Париже литературно-философское общество «Зеленая лампа» (1927–39); в Берлине в 1922 г. возник Клуб писателей, в который входили И. Одоевцева (И. Г. Гейнике, в замужестве Иванова; 1895–1990), Н. А. Бердяев, Б. К. Зайцев, А. Белый (вернулся в Россию в 1922); в Таллине в 1933 г. был основан «Цех поэтов»; в Нью-Йорке в 1924 г. возникло «Русское литературно-артистическое общество в Америке», позднее – «Общество ревнителей изящной русской словесности» (1936–38). В Харбине «Литературно-художественный кружок» (1922–25) выпускал сборник «Сунгарийские вечера». В Париже был создан Союз русских писателей и журналистов (1920–40). Русские литераторы в Париже собирались в объединении «Кочевье» (1928–39). В 1922 г. в Праге был основан кружок молодых литераторов «Скит поэтов». По-разному складывались творческие пути и жизненные судьбы писателей и поэтов «первой волны» русской эмиграции. Некоторые из них возвратились на Родину: А. Н. Толстой, А. И. Куприн, М. И. Цветаева, В. Б. Сосинский, И. Одоевцева, Н. Я. Рощин (Федоров).
Литература «второй волны» русской эмиграции формировалась в период послевоенного десятилетия. Это писатели, которые к концу 2-й мировой войны оказались за границей: Б. Ширяев, И. Елагин (настоящая фамилия Матвеев; 1918–87), С. Н. Бонгарт (1918–85), Н. Моршен (Н. Н. Марченко, р. 1917), Аглая Шишкова (А. С. Ржевская, р. 1923), В. А. Синкевич (р. 1926), О. Н. Анстей (1912–85), В. В. Эллис (1913–75), В. М. Шаталов (р. 1917) и др. Причины эмиграции «второй волны» имеют по преимуществу внешний характер. Эллис во время войны попал в плен, остался на Западе; работал в Бельгии, на шахте, в 1950 г. эмигрировал в США. Синкевич в 1942 г. была принудительно отправлена в Германию из городка Остер, в котором прошли ее детские годы; после войны жила в Гамбурге в лагере для перемещенных лиц, где познакомилась с литературным критиком Ю. Иваском, Н. Моршеном. В 1950 г. Синкевич эмигрировала в Америку, работала санитаркой в доме престарелых в штате Айова, в библиотеке Пенсильванского ун-та. Елагин, сын поэта-футуриста В. Марта, расстрелянного в 1938 г., родился во Владивостоке; в годы войны вместе с женой поэтессой О. Анстей оказался в Германии; после войны они получили статус перемещенных лиц в лагере под Мюнхеном; боясь преследований на Родине, вместе с женой Ольгой и дочерью Еленой Анстей выехал во Францию, затем в 1950 г. – в Америку.
«Третья волна» русской эмиграции возникла в середине 1960-х гг. из-за преследования писателей за их убеждения. Не смиряясь с цензурой, жестким ограничением свободы творчества, они публиковали свои произведения в «самиздате» или в «тамиздате» – за рубежом. За границей оказались В. П. Аксенов, Н. М. Коржавин, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, С. Д. Довлатов, Ю. Алешковский, А. Т. Гладилин, Ф. Н. Горенштейн, Л. Лосев, Ю. Даниэль, В. П. Некрасов, А. И. Солженицын, Э. Лимонов, Б. Парамонов, В. Е. Максимов, А. А. Галич и др. Писатели «третьей волны» активно включились в зарубежную жизнь русских диаспор, создавали новые журналы, сотрудничали в существовавших изданиях. Писатели «третьей волны» печатались в издательствах «Имка-пресс», «Посев», в журналах «Континент», «Синтаксис», «Ковчег», «Время и мы», «Эхо». Пятым русским писателем, получившим Нобелевскую премию, стал в 1987 г. поэт «третьей волны» И. А. Бродский.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
348.66 кб

О СУДЬБЕ ЭМИГРАНТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фельзен Юрий
Читать PDF
708.98 кб

ТВОРЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РУССКОЙ ЭМИГРАНТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЕ

Мяо Хуэй, Ван Чжуншэн
В статье рассматриваются различные творческие методы русских литераторов-эмигрантов в Китае.
Читать PDF
349.52 кб

ОБСУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ЭМИГРАНТСКОЙ ПРЕССЕ

Петрова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
125.34 кб

Вл. Соловьев и русская классика в эмигрантской литературно-философской критике

Гарциано Светлана
Проверяется гипотеза о наличии связи между идеями Вл. Соловьева и критикой русской эмиграции. Рассматривается взгляд эмигрантских критиков на творчество Вл. Соловьева и анализируются три темы: А.С. Пушкин и Вл. Соловьев, М.Ю.
Читать PDF
272.14 кб

Литературно-критическая деятельность В. Ф. Ходасевича в эмигрантском издании «Возрождение»

Костенко Егор Владимирович
В статье рассматривается роль литературно-критического раздела газеты «Возрождение». Автор определяет темы и проблемы эмигрантской литературы с точки зрения критика В. Ходасевича.
Читать PDF
119.75 кб

Образная параллель «Россия Финляндия» в русской эмигрантской литературе Финляндии 1920-1940-х годов

Сойни Елена Григорьевна
Статья посвящена соотношению образов Финляндии и России в поэзии и прозе русских литераторов, живших в Финляндии 1920-1940-х гг. в приграничье. Исследуется эволюция темы границы в русской эмигрантской литературе.
Читать PDF
89.14 кб

Россия прошлого или Россия будущего? (о статье Федора Степуна «Советская и эмигрантская литература 2

Гарциано Светлана
Рассматривается отношение русского философа и писателя Федора Степуна (1884–1965), высланного за границу в 1922 году, к советской культуре и литературе.
Читать PDF
494.23 кб

Австрийская эмигрантская литература 1933-1945 годов в контексте истории мировой литературы второй по

Гурбанова Шахла Интигам Гызы
Статья посвящена изучению австрийской эмигрантской литературы и следу, оставленному ею на страницах истории мировой литературы второй половины XX века.