военачальник, вождь (употребляется как титул); правитель
Эмир
Эмир
в мусульманских государствах властитель, которому принадлежит высшая светская власть.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Эмир
ар. военачальник, титул представителей кочевой военной аристократии, по преимуществу монгольской и тюркской,соответствует монгольскому “нойон" и тюркскому “бек", “бий"; ср. бек, нойон
Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884
ЭМИР
в мусульм. странах военач., правитель, князь. В Араб. халифате при первых халифах и при Омейядах Э. назывались командующие отд. армиями, к-рые обычно становились наместниками завоев. обл. Халифы, начиная с Омара титуловались «Э.-аль-муминин» («повелитель верующих»). При Аббасидах с 9 — 10 вв. Э. — обычно феод. правители, признававшие сюзеренитет халифов, ими становились либо быв. наместники, сохранившие лишь номинал. зависимость от Халифата (Аглабиды, Тулуниды, Тахириды), либо независимые правители, создавшие себе госуд. силой оружия (Саффариды, Газневиды, Буиды); последних в 10 в. стали также наз. султанами. С кон. 10 — нач. 11 вв. Э. стали называть феод. владетелей и военач. разных рангов (в госуд. Сульджуков, Айюбидов, мамлюков и др.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭМИР
вождь – так первоначально назывались у арабов полководцы. После пророка Мухаммеда (570–632) так стали называться мусульманские правители, претендовавшие одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар (634–644) первый принял титул «эмир-аль-муменин», то есть «вождь верующих». Позже первый министр халифата получил значение полновластного майордома и принял титул «Вождь вождей» – «эмир-аль-омар». Помимо халифов из династий Омейядов (661–749) и Аббасидов (749–1258) титул «эмир-аль-муменин» носили еще Фатимиды, Ом ей яды испанские (755–1031) и Альмогады (1130-1269). Альморавиды (1056-1147) и Меринды приняли другой титул – «эмир-аль-муслемин». вождь большого каравана паломников, отправляющегося в Мекку, называется «эмир-эль-ходжа», т. е. предводитель паломников. С падением арабских халифатов титул Э. уступил место другим титулам (султан, хан). До 20-х гг. XX в. титул Э. носили Бухарский и Афганский государи. Он приравнивался к русскому «князь» или «светлейший князь». В Иране слово «эмир» было сокращено до слова «мир» и образовано новое слово «мирза» – сын князя или принц.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭМИР
араб. амир, букв. - повелитель) - в мусульм. странах военачальник, правитель, князь. В Араб. халифате при первых халифах и при Омейядах Э. назывались командующие отд. армиями, к-рые обычно становились наместниками завоеванных областей. Халифы начиная с Омара титуловались "Э.-аль-муминин" ("повелитель верующих"). При Аббасидах с 9-10 вв. Э. - обычно феод. правители, признававшие сюзеренитет халифов, ими становились либо быв. наместники, сохранившие лишь номинальную зависимость от Халифата (Аглабиды, Тулуниды, Тахириды), либо независимые правители, создавшие себе гос-во силой оружия (Саффариды, Газневиды, Бунды); последних в 10 в. стали также наз. султанами. С конца 10 - начала 11 вв. Э. стали называть феод. владетелей и военачальников разных рангов (в гос-вах Сельджуков, Айюбидов, мамлюков и др.). Оба эти значения термин "Э." сохранил до 19 в. В Золотой Орде, а затем в Ср. Азии и Иране после монг. завоевания Э. стали наз. глав монг. и тюрк. племененных объединений - улусов (в том же значении, что бег или нойон). Этот титул носил Тимур; принцев тимуридской династии стали наз. Э.-заде (сын эмира), откуда сокращенное мирза. С конца 18 в. Э. стали титуловать себя правители Бухарского ханства. В сефевидском Иране Э. - правители провинций (обычно главы племен - ханы и султаны), в Афганистане титул Э. носили правители Баракзайской династии начиная с Дост Мухаммеда. В араб. монархич., гос-вах 20 в. (напр., в Саудовской Аравии) Э. - принцы правящей династии.