Эмпедокл

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Эмпедокл
из Акраганта (греч. Empedokles) (ок. 495–435 до н. э.), др.-греч. философ. Согласно легенде, погиб, добровольно совершив прыжок в кратер Этны, в действительности умер на Пелопоннесе. После свержения тирании в Акраганте отклонил предлож. ему знаки царского достоинства, возглавлял демократич. движение родного города. Почитался своими приверженцами, которые оказывали ему почти божеств, почести. Э. занимался врачеванием и был жрецом. В круг его интересов входили астрономия, космология, математика, физиология, психология, зоогония. Сохранились фрагменты его осн. труда «О природе», а также «Очищения». В сочинении «О природе» изложена его натурфилософия. Корни всех вещей, по Э., — огонь, вода, воздух и земля. Они вечно неизменны, несоздаваемы и неразрушаемы. Они не могут превращаться один в другой, а могут только смешиваться механически друг с другом. Таким образом, Э. был создателем классич. учения об элементах, он заложил основы их научного понимания. Мир явлений, по Э., существует благодаря соединению и разделению элементарных частиц; причина соединений–любовь, а разъединений — ненависть. Любовь и ненависть суть универсальные вечные движущие силы. Это наивно-образное понимание предвосхищает концепцию противоположности, притяжения и отталкивания. Материя и энергия существуют неразделимо одна от другой, мировые процессы представляют собой колебание между крайностями полного смешивания (исключительное господство любви) и полного разделения (исключительное господство ненависти). Отдельные вещи, в т. ч. и люди, могут существовать лишь на промежуточных ступенях. Многообразие мира есть результат различных пропорций смесей между элементами. Среди живых существ могут возникать совершенно случайные образования, однако сохраняются лишь целесообразные. Этим Э. предвосхищает появление некоторых совр. биологич. теорий. Отвергая гипотезу о помощи божеств, сил, Э. пытается объяснить и такие сложные явления природы, как день и ночь, времена года, солнечный и лунный свет. В области теории познания Э. исходит из посылки, что разнообразным органам чувств свойственны различные поры, в которые внедряются лишь одинаково сформированные и равновеликие материальные образы внешних вещей и тем самым вызывают ощущения. Равное узнается через равное. Например, «солнце может быть познано через чувствительные к нему глаза», как позднее выразился Гете. В «Очищениях» или «Искуплениях» проявляется религиозный настрой Э. Он — представитель учения о переселении душ: кто обременен виной, тот должен блуждать в различных образах трижды десять тысяч ор. Для Э. характерно истолкование народных верований через явления природы. В этом проявилось влияние на его мировоззрение орфико-пифагорейского учения о душе. Образ Э. и его труды оказали большое воздействие на все последующие поколения, нашли отражение в творчестве таких поэтов, как Гете, Гельдерлин и Брехт.

Источник: Словарь античности. 1989

Эмпедокл
греч. Empedokles)
(ок. 490 - ок. 430 до н.э.)
   греческий философ, оратор, врач и политический деятель; сторонник рабовладельческой демократии. С приходом к власти аристократии в его родном г. Акрагант (Сицилия) Э. был изгнан и переселился на Пелопоннес, где и умер (или бросился в кратер Этны). Э. приписывают две поэмы: «О природе» и «Очищение». Основой вещей Э. считал простые элементы - землю, воду, воздух и огонь; из соединений этих элементов образована вселенная.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 493-433 до н. э.)
   Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался медициной, был активным демократом в политике и, подобно Пифагору, проповедовал переселение душ и вегетарианство. Биография Эмпедокла получила легендарный характер, причем подчас не без его участия: так, он утверждал, что является воплощением бога, а его ученики могут воскрешать мертвых. Из множества историй о его смерти наиболее эффектная свидетельствует, что он бросился в кратер Этны.
   Версия эта взята за основу в поэме Арнольдса "Эмпедокл на Этне", а также в "Смерти Эмпедокла" Гельдерлина.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ-поэт, ученый, врач и гос. деятель, последователь пифагорейского учения (по др. данным, ученик Парменида). Происх. из Акраганта (Сицилия). В зрелые годы занимался политикой, в кон. жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (существует легенда, что Э. бросился в кратер Этны). От поэм Э. «О природе» и «Очищения» сохран. большое число фр-тов, позволяющих судить о его филос. взглядах. Философия Э. представляет собой синтез парменидовского учения о Едином-Бытии и пифагореизма. Она основана на концепции 4 элементов, к-рые явл. «корнями всех вещей»: воздух (эфир), вода, земля, огонь. Они вечны, неизменны и не могут переходить друг в др. Чувственн. вещи образуются в результате соединения этих элементов в разл. пропорциях в виде твердых неделимых частиц. Процесс циклич. развития мира у Э. обеспечивается противоборством Любви и Вражды, имеющих нематериальную природу (хотя и протяженных в пространстве). Любовь, к-рая явл. «творящей причиной» умопостигаемого мира, соединяет элементы, образуя сферич. космос, пребывающий в покое, и вытесняет Вражду («творящую причину» чувственн. мира) за его пределы, а Вражда разделяет их, проникая в космос и приводя его в круговое движение; т. о. она оттесняет Любовь к его центру. Познание, по мнению Э., происх. посредством ощущения, когда «подобное познается подобным». Космогония Э. в целом носила естественнонауч. характер (оболочка космоса состоит из затвердевшего эфира, огненные звезды прикреплены к небесному своду, а планеты свободно парят в пространстве и т. д.). Э. принадлежит оригинальная теория происхождения и эволюции живот, мира (из отд. органических частей). Религиозно-этич. поэма «Очищения» проникнута идеями пифагореизма: о бессмертии души, метемпсихозе (переселении душ) и нравственном очищении. Вражда побуждает челов. души переселяться из тела в тело, пока они не достигнут нрав, очищения и Любовь не соединит их с Единым, (сферич. космосом).
   Соч.: О природе; Очищения // Лукреций. О природе вещей. М., 1947. Т. 2: Статьи, комментарии. С. 663 - 695; То же // Лукреций. О природе вещей. М., 1983.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭМПЕДОКЛ
   • Emped?cles,

         ???????????, философ, происходил из богатой и знатной фамилии в Агригенте, родился около 490 г. до н. э. Его отец Метон участвовал в изгнании тирана Фрасидея 470 г. до н. э.; он сам в 444 г. до н. э. свергнул аристократию. Воодушевленный идеей о свободе, он отказался от предложенной ему царской власти и ввел чисто демократическое устройство. Если не считать поездки в Фурии, он оставался все время в отечестве, но в преклонном возрасте, потеряв расположение народа, он оставил родной город и отправился в Пелопоннес; его врагам удалось воспрепятствовать его возвращению, и, таким образом, он умер на чужбине ок. 430 г. Отличаяся как государственный человек, естествоиспытатель, философ, оратор и врач, Э. считался вместе с тем любимцев богов, при жизни как творитель чудес, после как герой. Любовь его друзей и ненависть врагов покрыли историю его жизни, особенно — смерти рядом басен, в которых трудно разобраться. Он подобен Пифагору, хотя и не имел столь широкого поля для своей деятельности и не основал никакой школы. Он не ограничивался только философскими спекуляциями о природе, но оказал также и политическую деятельность и первый выставил теоретические положения общественного красноречия. Е. оставил лишь поэтические произведения, составляющие переход от мифической космогонии к настоящей спекуляции. Его главное произведение приводится под заглавием ???? ?????? (??????); оно включало 200 стихов в 3 книгах, из коих первая содержала общие законы бытия и учение о совокупности всего, вторая — возникновение отдельных явлений природы, третья — образование и развитие человека и особенно учение о душе. ???????? (по преданию из 3000 стихов) были своего рода ификой, где, вероятно, содержалось учение о переселении души; кроме того, ему приписывался ????? ?????????, поучительно стихотворение для врачей, равно как трагедии и много политических и исторических сочинений, хотя последнее сомнительно. Е. писал на ионическом диалекте и считался образцом строгого стиля; многочисленные фрагменты свидетельствуют о фантастическом и несколько тяжелом изложении. Фрагменты собрал Sturz (1805), Rarsten (1838), Stein (1852) и Mullach в Fragin, philosoph. graec. (1860). Будучи учеником Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита и др., Е. старался соединить ионическую физику с элеатской метафизикой и Пифагоровым учением о гармонии. В мифическо-поэтическом развитии являются следующие главные пункты: ничто не является и не проходит, возникновение и исчезновение есть только смешение и разделение смешанного. Первоначально были 4 элемента (?????????), называющиеся мифически: ????? ???????, ´??? ?? ????????? ???´ ???????? ??????? ?´ ???????????, и при этом движущие принципы, ????? и ???????. Эти 6, называющиеся также душами и богами, первоначально были соединены в ???????? (описываемом в мифах как золотой век, в котором Киприда одна царила в мире), который в духовном смысле есть гармония мира, единство всего, истинный бог, в материальном — совокупность элементов, хаос. Силою ??????? происходит движение в элементах, они оделяются; но ????? снова соединяет их в образы. Через постепенное возвышение от дурно соединенных образований до более совершенных организмов возникают животные; высшая ступень есть человек, в коем преобладают огонь и ?????; душа же, как соединение всех элементов, находится в связи со всем; таким образом, познание и мышление основано на чувствах: ?????? есть ??????????. При этом Е. приходит и к более возвышенной духовной мысли, упоминая ????? ???????, внутреннее стремление равного к равному, как высший принцип в постоянно меняющейся борьбе противных сил, равно как ??????? ????? ??????????????? ??? ?????, называющийся также ??????. Ифика Е. основана на общем, вечном мировом законе (???????), распространенном везде в воздухе и в небе; с ним соединяется Пифагорова аскетика и диэтетика, в силу которой запятнанная преступлениями душа должна стремиться к очищению и просветлению, чтобы снова достичь своего прежнего места; к этому служит также ее переселение в животные и растения. Здесь, впрочем, уже трудно в поэтической форме отыскать самую сущность дела. Наряду с душой упоминаются также демоны, оторванные от ??????? и изгнанные, равно как наряду с вышеупомянутыми богами — и боги народной религии. В монографии: Empedocles und die Aegypter, A. Gladich (1858) делает попытку доказать, что Э. просто излагает египетскую мудрость и что все то, что нам, несомненно, передано в мировых воззрениях египтян, равно как произведения их искусства и архитектуры, дошедшие до нас, совершенно согласуются с учением Э. и находят в нем полное объяснение.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Эмпедокл: божественность и самоубийство

Аванесов Сергей Сергеевич
В этой статье С. С. Аванесовым (Томск) представлена часть его комплексного исследования философской суицидологии, которое нашло отражение сначала в докторской диссертации, а затем в книге «Вольная смерть» (Томск 2003).
Читать PDF
0.00 байт

Эмпедокл о дыхании

Афонасина Анна Сергеевна
Среди многочисленных фрагментов Эмпедокла наше внимание привлек фрагмент В 100, в котором древний философ сравнивает дыхание с действием клепсидры.
Читать PDF
0.00 байт

Кому и в чем подражал Эмпедокл (D. L. VIII,56)?

Панченко Д.В.
Алкидамант утверждал, что среди тех, у кого учился Эмпедокл, были Анаксагор и Пифагор, причем одному Эмпедокл подражал в величественности облика, а другому — в учении о природе.
Читать PDF
0.00 байт

Страсбургский папирус Эмпедокла. О реконструкции текста и задачах на будущее

Афонасина Анна Сергеевна
Открытие новых фрагментов Эмпедокла в составе Страсбургского папируса привело к настоящему всплеску интереса к его философии. Частично поврежденный текст был восстановлен и переведен.
Читать PDF
0.00 байт

«Играющее дитя», или фрагмент Эмпедокла о дыханиии в свете филологического анализа

Федорова Ольга Борисовна
Фрагментарное состояние наследия первых греческих натурфилософов и ограниченность самого материала обусловливают многократное обращение исследователей к одним и тем же текстам.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 027. Примавези О. Демонология физики Эмпедокла. Primavesi O. la daimonologia della Fisica

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 033. Хлебников Г. В. Демонология и философия Эмпедокла. (аналитический обзор)

Читать PDF
0.00 байт

«Двоякое скажу»: аргументация Эмпедокла в пользу плюрализма (в 17 dk)

Вольф Марина Николаевна
Часто ставится вопрос о том, что последователи Парменида приняли плюрализм необоснованно.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция переселения душ у элеатов и Эмпедокла

Ю. С. Обидина
Учение о бессмертии души было одним из центральных в древнегреческих философских системах. Одна из форм этого учения – метемпсихоз, или переселение душ.

Похожие термины:

  • ЭМПЕДОКЛ из Акраганта

    ок. 490 — 430 до н.э.) — др.-греч. философ, поэт, оратор, политич. деятель, врач. Э. происходил из знатного рода, но вступив на путь политич. борьбы, примкнул к демократич. партии и одно время был ее вождем. Г