ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ ЛОМОНОСОВА
определяющая все творчество Л. система его интересов и знаний, позволяющая профессионально разрабатывать широкий круг актуальных естественнонаучных, технических и социально-гуманитарных проблем. Он отражал представление Л. о единстве мира, о том, что различные науки описывают и изучают разные стороны одного мира, созданного Богом и функционирующего по предписанным им законам.
В ―Слове похвальном ... Елизавете Петровне Л. приведен своеобразный пример такого представления: астрономия ―отворяет пространное рук Его (Творца) здание, физика показывает ―весь видимый мир сей, а география ―всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает. Ее полезность Л. сопоставляет с важностью истории и стихотворства способами описания исторических событий, и философии средства управления человеческим разумом. Медицина обеспечивает человеку здоровье, знание внутреннего строения вещей дает химия, а способы построения и употребления ―разных махин узнаются механикой. ―Все сии точною и осторожною Математикою управляются. До появления великой французской ―Энциклопедии разносторонних ученых называли полигисторами (от греч. polihistor многознающий), хотя это определение имело впоследствии слегка негативный оттенок. Со второй половины XVIII в. возобладало понятие ученыйэнциклопедист. Это не только и не столько человек разносторонних взглядов и интересов, это, в первую очередь, пропагандист нового научного мировоззрения и новых актуальных направлений в науке. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от литературного или публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений в каких-либо определенных отраслях знания. Такой авторитет привлекает внимание к словам и высказываниям ученого многих людей, быть может, близко и не знакомых с его научными работами. Авторитет ученого та необходимая высота, с которой он становится виден, а его слова воспринимаются с должным вниманием и уважением. Представляется, что именно таким авторитетом обладал Л. благодаря своим поэтическим произведениям, а также работам в области языкознания и теории строения вещества. Но научный авторитет и публицистический талант не исчерпывают всех качеств, свойственных Л.-энциклопедисту. Более важным являются широта его кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, других отраслей знания одним словом, многих вопросов, которые выдвигала перед Л. жизнь. При этом Л. не ―перескакивал от одного предмета к другому, но ко всякому вопросу, каким бы новым он для него не был, находил свой особый подход, внося в его разрешение какую-то новую идею. Такая способность предполагает специфический талант, существо которого состоит в умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся обычному взгляду далекими, ничем не связанными. Другая сторона этого специфического таланта состоит в способности видеть новое и быть ему открытым. Эту способность воспитала в Л. петровская эпоха, когда шло обновление всех сторон жизни страны, которое захватило и талантливого сына крестьянина помора. Э
. Л. вначале формировался школой.
В Славяно-греко-латинской академии у Л. накапливал знания и формировал интересы в традиционной для русской культуры гуманитарной сфере. Он изучил латинский язык, читал произведения античных авторов, знал древнееврейский и древнегреческий языки, изучал основы логики и риторики, получил некоторый навык в стихотворной версификации. И, поскольку Академия готовила церковнослужителей русской православной церкви, знал Ветхий и Новый завет, читал творения отцов церкви. Что же касается естественных наук, то, по всей вероятности, знакомство с ними не выходило за пределы аристотелевской физики. Более основательно он изучал их в Марбургском университете и в лаборатории Генкеля во Фрейберге. Появление двух центров ориентации интересов Л. произошло почти одновременно: в 1738-1739 гг. он написал ―Письмо о правилах российского стихотворства и первое стихотворное произведение, созданное по предложенным им правилам новой российской версификации (―Ода на взятие Хотина), а также и почти одновременно, послал в Петербург свою первую работу в области теории строения вещества ?Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул.
В Марбургском университете у Л. возникло стремление к многосторонности знаний, которое было свойственно его учителю Хр. Вольфу. По возвращении в Петербург возникшие в Германии два центра ориентации его интересов гуманитарный и естественнонаучный особенно явственно проявлялись в созданных им одах (в том числе и в оде, замеченной вступившей на престол Елизаветой Петровной, посвященной этому событию), а также в переложении псалмов и в его двух блестящих стихотворениях – ―Утреннем ... и Вечернем размышлениях о Божием величестве. Одновременно в 17431744 гг. Л. намечает программу своих естественнонаучных работ и начинает некоторые из них, в которых пытается разработать свое собственное учение о строении вещества. Гуманитарная область его интересов проявляется в дальнейшем в создании поэтических и драматических произведений, а также ―Российской грамматики и ―Риторики. С 1743 г. Л. добивается постройки Химической лаборатории занимается химическим опытами, пишет ряд работ в области физики и корпускулярной теории. Своеобразным мостиком между его гуманитарными и естественнонаучными занятиями становится создаваемая им в то время теория света и цвета, для опытного подтверждения которой он разрабатывает рецептуру для производства цветных стекол прозрачных и непрозрачных (смальт). Из последних он создает свою первую мозаичную картину образ Богоматери, набранный по картине итальянского художника Ф. Солимены, а затем, позднее создание мозаичных картин становится одним из важных дел его жизни.
В этой работе Л. проявляет свои знания истории, свой художественный вкус и технические навыки, потребовавшиеся ему для создания гидравлических приводов на Усть-Рудицкой фабрике цветного стекла, для конструирования устройств, облегчающих набор гигантских мозаичных картин и в др. случаях. Особой формой связи стеклоделия и стихотворства в творчестве Л. была поэма ―Письмо о пользе стекла. Что же касается занятий историей, географией и астрономией, то они были вызваны внешними обстоятельствами, но восприняты Л. как собственные проблемы и их он решал в общей системе своих интересов. Так, например, при наблюдении прохождения Венеры по диску Солнца Л., как и некоторые другие наблюдатели, заметил свечение вокруг планеты, которое он, будучи физиком, интерпретировал как рассеяние солнечного света в а т о м о с ф е р е Венеры. Или в другом случае, когда рассматривал возможность плавания Северным ледовитым океаном. Зная результаты Великой Северной экспедиции (17331743 гг.), в числе которых было заключение о мощных льдах вдоль побережья Сибири, Л. предложил другой маршрут вдоль берегов Северной Америки, ибо, считал он, в океан со стороны азиатской части стекает множество пресных вод таких рек как Енисей, Лена и др. А пресная вода замерзает при более высокой температуре, чем соленая. Поэтому нужно плыть вдоль гористых берегов Сев. Америки, где нет такого стока пресных вод, воды океана более солоны и замерзают при более низкой температуре. Вместе с тем Э.Л. не был безграничным и, хотя его творческое наследие охватывало широкий круг научных дисциплин, вне его интересов оставались биология, медицина, чистая математика и отчасти теоретическая механика. По-видимому, подготовка Л. в этих областях знания была недостаточной, и он лишь изредка и очень поверхностно касался медицинских или биологических проблем, а из математики применял только четыре правила арифметики. Главным для себя Л. считал распространение научных знаний среди россиян и этим, по-видимому, можно объяснить то обстоятельство, что он поместил свои научные статьи только в первом томе ―Новых комментариев в 1750 г. Впоследствии результаты своих исследований он докладывал на публичных заседаниях АН в виде так называемых ―Слов: ―Слово о рождении металлов от трясения земли’,” Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”, “Слово о явлениях воздушных от электрической силы происходящих и др. Эти ―Слова, обращенные к русской публике произносились по-русски, а затем печатались отдельными изданиями в виде брошюр на русском языке, выпускаемых достаточно большими для того времени тиражами. Страстные, образные, проникнутые любовью к наукам выступления Л. приобщали к знаниям людей, далеких от науки, или по крайней мере внушали им уважение к научным знаниям. Ведь занимающийся наукой ―не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому пользою служит. Той же цели служила научно-организационная и учебная деятельность ученогоэнциклопедиста. Однако, в последние годы жизни Л. по всей вероятности, перестал верить в науку, как ранее, когда утверждал, что ―науки сами все дела человеческие ведут на верх совершенства, и в серии намеченных им писем И. И. Шувалову намеревался дать предложения по улучшению жизни в России. Э. Л. положил началу традиции энциклопедизма в русской науке.
В XIX в. эстафету Л. подхватил Д. И. Менделеев, а в начале ХХ в. В. И. Вернадский.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012