Энделехий, Север Санктус
Энделехий, Север Санктус
IV в. н. э., римский ритор и поэт. Вероятнее всего происходил из Южной Галлии. Еще до 400 г. был известным преподавателем риторики в Риме. Устойчивую славу снискал, однако, как христианский поэт. Сохранившаяся поэма Э. Падеж скота (De mortibus boum), формально ориентированный на Оды Горация, рассказывает о двух пастухах, жалующихся, что их скот гибнет от болезни. Титир (имя, известное по Буколикам Вергилия), ставший у Э. христианским проповедником, предписывает принятие христианства в качестве действенного средства против заразы. Оба пастуха тут же обращаются в христианство. из Акраги (совр. Агридженто), ок. 495-435 гг. до н. э., греческий философ. Вел кочевую жизнь (в основном на Сицилии), выступая как философ и поэт, а порой и как маг, целитель, проповедник тайных учений. Удостаивался почти божественных почестей. Жил также в панэллинской колонии Турии (в Южной Италии) вскоре после ее основания (после 444 г.). В конце жизни, изгнанный из Акраги, умер, вероятно, на Пелопоннесе. Еще в IV в. до н. э. были сложены повествования о его жизни. Исходящая из враждебных Э. кругов история о его самоубийственном прыжке в кратер Этны получил широкое распространение в античной литературе. Э. слыл учеником пифагорейцев (см. Пифагор) и Парменида, а сам он был учителем Горгия. - Э. написал две поэмы: О природе (Peri physeos) в 2 книгах является синтезом ионийской космологии и онтологии Парменида. Эту поэму Э. посвятил своему ученику Павсанию. В Очищениях (Katharmoi) говорила душа, изгнанная из мира богов на землю и существующая там в разных воплощениях. Безупречной жизнью, воздержанием от убийства и потребления мяса люди должны открыть себе путь к высшим воплощениям, а в конечном итоге к единению с богами (явное влияние орфико-пифагорейского учения). Из этих двух поэм Э., насчитывавших 5000 стихов, сохранилось ок. 450 гекзаметров. Разделение фрагментов между двумя поэмами совершенно отчетливо. Произведения эти погибли, вероятно, на склоне античности. Э. приписывают кроме того авторство несохранившихся трагедий и медицинского трактата. Э. примирить учение Гераклита с воззрениями Парменида и Зенона Элейского. Он учил, что в природе ничто не создается из ничего и не обращается в ничто; существует лишь вечное смешение и разделение четырех вечных и неизменных "корней [rizomata] всех вещей" - огня, воздуха, воды и земли. (Э. стал создателем классического учения о четырех элементах.) Названные "корни", или элементы, связываются между собой или разделяются под воздействием двух противодействующих сил: Любви (Philia) и Раздора (Neikos). Э. принимал концепцию циклического развития мира, различая в нем четыре периода: в первом победоносная Любовь соединяет все элементы в совершенное шарообразное божественное бытие (Парменид); во втором - в царство Любви вторгается враждебный ей Раздор, и таким образом создается изменчивый мир явлений; в третьем - Раздор торжествует, разбивая весь мир вещей на четыре элемента; в четвертом Раздор борется с набирающей силу Любовью, и эта борьба, как и во втором периоде, творит изменчивый мир явлений. Э. высоко оценивал чувственное познание, но признавал, что оно бывает обманчивым. Оно основывается на том, что "воздействия", отделяющиеся от вещей, входят через поры в тела людей (правило: подобное познавать подобным) Э. также в деталях рассматривает растения, животных и людей (зачатки теории эволюции и естественного отбора), изучал строение человеческого тела (позвоночника и органов чувств) и мыслительными процессами (вместилищем мысли является пульсирующая около сердца кровь). Э. повлиял на взгляды Анаксагора, Горгия, Левкиппа, Демокрита, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, Посидония и Лукреция. , лат. Irenaeus, из Лиона, ок. 140 - ок. 202 гг., греческий христианский писатель. Выдающийся теолог и епископ II в. н. э., ученик Поликарпа, епископа Смирны, один из Апостольных Отцов. Во времена императора Марка Аврелия был священником в Лионе. После мученической смерти епископа Лионского и Венского И. становится его преемником в 177 или 178 г. Совместно с другими епископами он написал письмо епископу Рима Виктору в ходе спора о дате празднования Пасхи. Согласно преданию, он умер мученической смертью во времена преследований, учиненных императором Севером в 202 г. Писал на греческом языке. Оригиналы двух его произведений, сохранившихся в переводном варианте, утрачены. Наиболее значительное сочинение - это Изобличение и отрицание ложного знания (Elenchos anatrope tes pseudonymu gnoseos), часто цитируемое под латинским заглавием Adversus haereses. Сочинение в 5 книгах сохранилось в старолатинском переводе, вероятно, III в. н. э., кн. IV и V известны, кроме того, в армянской версии. Некоторые греческие фрагменты можно восстановить на основании цитат у других церковных писателей. И. написал его между 180 и 185 гг. Са объемная первая книга излагает гностическую систему, во второй книге предпринята попытка опровергнуть их учение при помощи рациональных доводов, третья книга отсылает к апостольской традиции, в четвертой мы находим изложение истин христианского вероучения и первый образец теологической истории. В кн. V И. рассматривает христианское учение о теле и воскресении из мертвых, поскольку именно эта часть христианского учения более всего оспаривалась гностиками. Сведения о гностиках И. почерпнул у более ранних полемистов, произведения которых пропали. Сам же он стал источником информации для Тертуллиана и Ипполита. В армянском переводе сохранилось сочинение Обоснование истинности апостольского учения (Epideiksis tu apostoliku kerygmatos). Оно представляет собой как бы катехистическое пособие. Другие сочинения, названные Евсевием Кесарийским, исчезли. И. не стремился к славе литератора, он писал пространно, только о том, что сам знал, но несмотря на это оказал значительное влияние на последующие поколения христианских писателей. Эгерия или Этерия; Egeria (Aetheria), IV в. н. э., знатная женщина, родившаяся, вероятнее всего, в Галиции (Испания) или в Галлии, автор произведения Путешествие, или Паломничество по святым местам (Itinerarium или Pelegrinatio ad loca sancta). Оно представляет собой дневник путешествия по Египту и в Святую Землю, в Месопотамию, Малую Азию и Константинополь, написанный для оставшихся на родине монахинь. Э. навещает места, связанные с событиями Ветхого Завета, с житиями пустынников, могилы и памятники мученикам. Она описывает также жизнь и представляет список христианской общины в Иерусалиме. Произведение Э. является неоценимым источником для изучения религиозной жизни конца IV в., а то, что она написана на разговорной латыни дает богатый материал для исследования эволюции латинского языка. Установленной датой путешествия Э. являются 381-384 гг. В единственной рукописи произведения Э. не хватает начальных страниц, а также некоторых страниц в середине.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999