Эней
Еней
Деян 9.33-34)-парализованный из Лидды, исцеленный ап. Павлом.
ЭНЕЙ
в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭНЕЙ
Деян 9:32-36) — житель Лидды. Ап. Петр, посещая в разных местах Палестины общества верующих, пришел к святым живущим в Лидде. Там был Эней, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. “Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели своей: и он тотчас встал. И видели его живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.”
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Эней
в греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (римской Венеры). До 5 лет воспитывался у горных нимф. Присоединился к троянцам, когда был изгнан Ахиллом из родных мест. Участвовав во многих сражениях, Эней потерпел поражение и избежал гибели благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона, Посейдона. К VI веку до н. э. появился миф о переселении Энея в Италию и основании им Рима. В последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою. Буря, обрушившаяся на корабли Энея, занесла его в Карфаген. Любовь царицы Дидоны задержала Энея надолго. Отправившись дальше, Эней достиг италийского города Кумы и совершил нисхождение в царство мертвых, где получил предсказание о своей судьбе. Далее Эней попал в Лаций, где местный царь Латин отдал Энею руку своей дочери Лавинии и предоставил место для основания нового города. Для достижения этого Энею потребовалось вступить в поединок с Турном — вождем местного племени рутулов — и победить его. В Риме имя Энея приобрело большую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август). Образ Энея отражен в «Илиаде» Гомера, «Энеиде» Вергилия.
ЭНЕЙ
герой эпической поэмы Вергилия «Энеида», сын Анхиса и Афродиты и родственник Приама. Он родился на горе Иде и был властителем дарданов. Когда на Энея напал Ахилл и угнал его стадо, он повел дарданов против греков и принял участие в Троянской войне. Гектор и Эней были величайшими троянскими героями, и последнего, любимца людей и богов, не раз спасали боги в сражениях: Афродита спасла его от Диомеда, Посейдон — от Ахилла. Из пламени горящей Трои он вынес на спине своего отца Анхиса, а также домашних богов и вывел сына Аскания и жену Креузу, дочь Приама. Затем Эней вместе с уцелевшими троянцами отправился на 50 кораблях в то странствование, которое составляет предмет «Энеиды» Вергилия. После того как он посетил Эпир и Сицилию, буря прибила его к берегам Африки, где он встретился с Дидоной, царицей только что основанного Карфагена, которая влюбилась в него. Но Эней, по велению Зевса, покинул Дидону, и она лишила себя жизни. Затем Эней отправился в Лациум, где женился на дочери царя Латина, Лавинии, и основал город Лавиниум. Царь рутулов Турн, с которым сначала была обручена Лавиния, начал войну с Латином и Энеем, но Эней убил Турна и стал царем аборигенов и троянцев, которым дал общее имя латинов. Вскоре после этого Эней был убит в битве с рутулами.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Эней
в мифах древних греков и римлян сын Анхиса и Афродиты (римской Венеры). Он - участник многих сражений во время Троянской войны, его имя в Илиаде Гомера называется среди славнейших троянских героев. В последнюю ночь Трои Эней получил от богов приказ оставить Трою. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней с отцом и малолетним сыном Асканием (Юлом) в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Страшная буря уничтожила большую часть его кораблей, а его самого забросила в Карфаген, потом он достиг италийского города Кумы. Дальнейший путь привел Энея в Лаций (область Средней Италии), где местный царь Латин согласился отдать Энею в жены свою дочь Лавинию и предоставить место для основания нового города. В поединке за руку Лавинии Эней победил вождя местного племени рутулов Турна, и троянские божества получили новое пристанище на италийской земле, которая стала преемницей славы троянцев. В таком варианте судьба Энея изложена в Энеиде Вергилия. В Риме последних десятилетий 1 в. до н.э. имя Энея приобрело особую популярность ввиду того, что представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август) считали себя потомками сына Энея - Аскания (Юла). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 г. до н.э.) и основания Рима (754 г. до н.э.) возникал промежуток времени, то основание Рима стали приписывать не Энею, а его далеким потомкам, завершающим список царей города Альба-Лонга, который якобы был заложен Асканием (Юлом).
Источник: Исторический словарь
Эней
греч., лат. Aeneas).
1. В античной мифологии сын Анхиза и Афродиты, родственник троянского царя Приама, царь дарданов. По наиболее распространенной версии, Э, покидая горящую Трою, вынес на плечах своего отца Анхиза и вывел сына Аскания (Юла). После долгих странствий корабли Э. причалили к берегам Лация, где правил царь латинов Латин. Получив в жены дочь Латина Лавинию, Э. дал ее имя городу, который заложил на лат. земле. После того как Э. был взят на небо во время сражения с ополчившимися на пришельцев рутулами, его сын Асканий, покинув Лавиний, построил Альбу Лонгу, с которой римская традиция связывала основание Рима, возводя его основателя к потомкам Юла - Юлиям.
Ильинская Л.С. Находки в древнем Лации и их место в понимании традиции об Энее на Западе // ВДИ. 1983. № 3. С. 146-158.
2. Э. Тактик (IV до н.э.) - греческий писатель, автор труда «Об обороне города», излагающего теорию античного военного искусства.
3. Э. из Газы (V в. н.э.) - греческий философ, представитель неоплатонизма, автор трактата «Теоффаст, или О бессмертии души и воскресении тел».
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Троянский герой, сын Анхиса и Афродиты. В "Илиаде" его роль незначительна, но позднее, после драматического бегства из горящей Трои и путешествия к берегам Италии, Эней по воле рока становится основателем Рима, и отнюдь не в романтическом смысле. Для Вергилия он всегда "благочестивый Эней", почитающий отца и богов, сознающий свою миссию начинателя великой державы.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1. В античной мифологии сын Анхиза и Афродиты, родственник троянского царя Приама, царь дарданов. По наиболее распространенной версии, Э, покидая горящую Трою, вынес на плечах своего отца Анхиза и вывел сына Аскания (Юла). После долгих странствий корабли Э. причалили к берегам Лация, где правил царь латинов Латин. Получив в жены дочь Латина Лавинию, Э. дал ее имя городу, который заложил на лат. земле. После того как Э. был взят на небо во время сражения с ополчившимися на пришельцев рутулами, его сын Асканий, покинув Лавиний, построил Альбу Лонгу, с которой римская традиция связывала основание Рима, возводя его основателя к потомкам Юла - Юлиям.
Ильинская Л.С. Находки в древнем Лации и их место в понимании традиции об Энее на Западе // ВДИ. 1983. № 3. С. 146-158.
2. Э. Тактик (IV до н.э.) - греческий писатель, автор труда «Об обороне города», излагающего теорию античного военного искусства.
3. Э. из Газы (V в. н.э.) - греческий философ, представитель неоплатонизма, автор трактата «Теоффаст, или О бессмертии души и воскресении тел».
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Троянский герой, сын Анхиса и Афродиты. В "Илиаде" его роль незначительна, но позднее, после драматического бегства из горящей Трои и путешествия к берегам Италии, Эней по воле рока становится основателем Рима, и отнюдь не в романтическом смысле. Для Вергилия он всегда "благочестивый Эней", почитающий отца и богов, сознающий свою миссию начинателя великой державы.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ЭНЕЙ
в греч.-рим. миф. сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализов. отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбл. отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен имп. Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомиться с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавиний. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. — выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора — играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н.э. от этрусков. В 5 в. он упомин. в греч. лит-ре как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н.э., а Рим основан в 753 до н.э.) был включен период правл. династии альбанских царей. Э. считался мифич. родонач. римлян (к-рые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частн., рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое миф. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эней
(греч. Aineias), в греч. — рим. мифологии сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализованного отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбленного отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен императора Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомится с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавинии. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. — выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора — играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н. э. от этрусков. В 5 в. он упоминается в греч. литературе как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н. э., а Рим основан в 753 до н. э.) был включен период правления династии альбанских царей. Э. считался мифич. родоначальником римлян (которые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частности рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое мифич. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти. Своей верностью долгу, благочестием и любовью к детям Э. как нельзя более подходил римлянам как герой. В «Энеиде» Вергилия Э. предстает как яркое воплощение этих высокочтимых рим. качеств. Однако наделен он был ими ранее, как основоположник рим. политич. власти в соответствии с существовавшими в то время этич. взглядами. Одну из причин вражды между Римом и Карфагеном видели в отношениях между Э. и Дидоной. В многочисл. Произведениях искусства (преим. в скульптуре) Э. изображался несущим на плечах своего отца. Использовался также сюжет о любви Э. и Дидоны (полотна Рубенса, Тинторетто, Пуссена). В лит. произведениях послеантичного периода образ Э. отходит на второй план, уступая центральное место Дидоне.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭНЕЙ
I.
• Aeneas,
???????,
1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардяне (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Э. не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Э. на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5, 311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Э. божественные кони; кони Э. происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э. — Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Э. спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «...ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (? ???????) и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий (1, 1) говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. 1, 46 cл.). По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645-560 гг. до Р. X.), первый между известными нам писателями, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили этому, и у самих римлян, уже около 240 г. до Р. X., это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия (1, 50-65), Э., отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении сына своего Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и хромого отца своего, Анхиса; этого последнего он несет на плечах; за эту-то сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов он преимущественно называется pius. Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях (Аеп. 2). Между его спутниками находится кормчий Паменур, который во время плавания упал в море и по имени которого назван был мыс Палинур в Лукании (Аеп. 5, 871. 6, 337); друг Э., Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу (Аеп. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Менесфей, Сергест, Клоанф, от которых будто бы произошли Меммии, Сергии, Клуентии (5, 114-123) и мн. др. Они сперва прибыли во Фракию, затем через Делос на Крит. Они полагают, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но чума гонит их оттуда. В Сицилии умирает Анхис (l. 3). Когда отсюда на 7 году плавания они радостно направляются к Лацию, по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково принимает Дидона, которая только что основала Карфаген (l. 1), а Венера и Юнона намереваются устроить брак Дидоны с Э.; но Зевс приказывает Э. удалиться отсюда (l. 4). Э. со своими спутниками опять пристает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Егесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца (l. 5), затем они отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир (l. 6), а из Кум по направлению к северу прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для построения города и обещает ему в жены дочь свою Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает юного, храброго царя рутулов, Турна, которому была обручена Лавиния, начать войну с Э. Мезентий (см. Mezentius, Мезенций), царь города Caere, и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Евандром (см. Euander, Эвандр) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». ср. во многом согласующиеся с ней рассказы об Э. в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в честь ее называет свой новый город Lavinium. Асканий ее сын. Турн идет войной против Э. и Латина. В первой же битве рутулы побеждены, но и Латин убит. Турн соединяется теперь с Мезентием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя латинов. Латины побеждают в последовавшей битве, но эта победа была уже последним подвигом Э. на земле. Ливий здесь только слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции, подобно тому, как позднее Ромул, внезапно исчезает в мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканио в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он был почитаем как lupiter Indiges (местный, родной, туземный Юпитер). Dion. Hal. 1, 50 слл. И Латин был будто бы принят в число богов как lupiter Latiaris (I. Indiges). Сказания о странствованиях Э. особенно обязаны своим происхождением той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде (???????), богине моря и мореплавания. Где только у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, был Э. и сам основал этот храм. В Лации же находился такой храм близ Арден и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий или по римскому наименованию lulus, построил через 30 лет после основания Лавиния город Альбу-Лонгу. Ему наследовал здесь младший брат его Сильвий, родоначальник албанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие через 300 лет после построения Альбы Рим. Иул представляется иногда как особое лицо от Аскания, именно как второй сын Э. или как сын Аскания. Aeneades, ????????, называется Асканий, как сын Э.; Aeneadae называются спутники Э. и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1, 1. Verg. Aen. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695;
2. ???????, ? ???????? из Стимфала; ок. 350 г. до Р. X. написал большое сочинение об искусстве полководца (??????????? ??????). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (?????????????? ?????????), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Изд.: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874);
3. ??????? из Газы, новоплатоник, жил во 2-й половине 5 в. от Р. X.; некоторое время преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В диалоге своем ?????????? он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти. Изд. Boissonade (Париж, 1836).
II.
• Oen?us,
???????,
1. царь этолийцев в Калидоне; т. к. он, говорят, первый посадил виноградную лозу на горах Этолии, то получил название: «царь вина». Он был сыном Порфея или Порфаона, брат Агрия и Мелана, которые царствовали в Плевроне, муж Алфеи, отец Тидея и Милеагра. Ноm. Il. 5, 813. 9, 599 слл. 14, 115. слл. Братьями его считаются еще: Алкафой, Лаокоонт, Левкопей и сестра Стерона. Дети его: Фирей, Климен, Перифас, Агелай, Торга (жена Андремона), Евримеда, Меланиппа, Мефона, Деианейра. В его время происходила знаменитая охота на каледонского вепря, см. Meleager, Мелеагр. Дети Агрия заключили его в темницу, а царство его передали своему отцу; за это Агрий и его сыновья были убиты Диомедом, внуком Э., см. Diomedes, Диомед. Во время Троянской войны Фоас, сын Андремона, был предводителем этолийцев под Троей. Ноm. Il. 2, 638 слл.;
2. сын Пандиона, эпоним в Аттике.
• Aeneas,
???????,
1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардяне (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Э. не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Э. на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5, 311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Э. божественные кони; кони Э. происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э. — Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Э. спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «...ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (? ???????) и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий (1, 1) говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. 1, 46 cл.). По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645-560 гг. до Р. X.), первый между известными нам писателями, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили этому, и у самих римлян, уже около 240 г. до Р. X., это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия (1, 50-65), Э., отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении сына своего Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и хромого отца своего, Анхиса; этого последнего он несет на плечах; за эту-то сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов он преимущественно называется pius. Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях (Аеп. 2). Между его спутниками находится кормчий Паменур, который во время плавания упал в море и по имени которого назван был мыс Палинур в Лукании (Аеп. 5, 871. 6, 337); друг Э., Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу (Аеп. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Менесфей, Сергест, Клоанф, от которых будто бы произошли Меммии, Сергии, Клуентии (5, 114-123) и мн. др. Они сперва прибыли во Фракию, затем через Делос на Крит. Они полагают, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но чума гонит их оттуда. В Сицилии умирает Анхис (l. 3). Когда отсюда на 7 году плавания они радостно направляются к Лацию, по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково принимает Дидона, которая только что основала Карфаген (l. 1), а Венера и Юнона намереваются устроить брак Дидоны с Э.; но Зевс приказывает Э. удалиться отсюда (l. 4). Э. со своими спутниками опять пристает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Егесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца (l. 5), затем они отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир (l. 6), а из Кум по направлению к северу прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для построения города и обещает ему в жены дочь свою Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает юного, храброго царя рутулов, Турна, которому была обручена Лавиния, начать войну с Э. Мезентий (см. Mezentius, Мезенций), царь города Caere, и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Евандром (см. Euander, Эвандр) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». ср. во многом согласующиеся с ней рассказы об Э. в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в честь ее называет свой новый город Lavinium. Асканий ее сын. Турн идет войной против Э. и Латина. В первой же битве рутулы побеждены, но и Латин убит. Турн соединяется теперь с Мезентием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя латинов. Латины побеждают в последовавшей битве, но эта победа была уже последним подвигом Э. на земле. Ливий здесь только слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции, подобно тому, как позднее Ромул, внезапно исчезает в мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканио в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он был почитаем как lupiter Indiges (местный, родной, туземный Юпитер). Dion. Hal. 1, 50 слл. И Латин был будто бы принят в число богов как lupiter Latiaris (I. Indiges). Сказания о странствованиях Э. особенно обязаны своим происхождением той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде (???????), богине моря и мореплавания. Где только у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, был Э. и сам основал этот храм. В Лации же находился такой храм близ Арден и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий или по римскому наименованию lulus, построил через 30 лет после основания Лавиния город Альбу-Лонгу. Ему наследовал здесь младший брат его Сильвий, родоначальник албанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие через 300 лет после построения Альбы Рим. Иул представляется иногда как особое лицо от Аскания, именно как второй сын Э. или как сын Аскания. Aeneades, ????????, называется Асканий, как сын Э.; Aeneadae называются спутники Э. и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1, 1. Verg. Aen. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695;
2. ???????, ? ???????? из Стимфала; ок. 350 г. до Р. X. написал большое сочинение об искусстве полководца (??????????? ??????). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (?????????????? ?????????), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Изд.: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874);
3. ??????? из Газы, новоплатоник, жил во 2-й половине 5 в. от Р. X.; некоторое время преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В диалоге своем ?????????? он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти. Изд. Boissonade (Париж, 1836).
II.
• Oen?us,
???????,
1. царь этолийцев в Калидоне; т. к. он, говорят, первый посадил виноградную лозу на горах Этолии, то получил название: «царь вина». Он был сыном Порфея или Порфаона, брат Агрия и Мелана, которые царствовали в Плевроне, муж Алфеи, отец Тидея и Милеагра. Ноm. Il. 5, 813. 9, 599 слл. 14, 115. слл. Братьями его считаются еще: Алкафой, Лаокоонт, Левкопей и сестра Стерона. Дети его: Фирей, Климен, Перифас, Агелай, Торга (жена Андремона), Евримеда, Меланиппа, Мефона, Деианейра. В его время происходила знаменитая охота на каледонского вепря, см. Meleager, Мелеагр. Дети Агрия заключили его в темницу, а царство его передали своему отцу; за это Агрий и его сыновья были убиты Диомедом, внуком Э., см. Diomedes, Диомед. Во время Троянской войны Фоас, сын Андремона, был предводителем этолийцев под Троей. Ноm. Il. 2, 638 слл.;
2. сын Пандиона, эпоним в Аттике.
ЭНЕЙ
I.
• Aeneas,
???????,
1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардяне (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Э. не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Э. на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5, 311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Э. божественные кони; кони Э. происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э. — Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Э. спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «...ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (? ???????) и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий (1, 1) говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. 1, 46 cл.). По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645-560 гг. до Р. X.), первый между известными нам писателями, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили этому, и у самих римлян, уже около 240 г. до Р. X., это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия (1, 50-65), Э., отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении сына своего Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и хромого отца своего, Анхиса; этого последнего он несет на плечах; за эту-то сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов он преимущественно называется pius. Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях (Аеп. 2). Между его спутниками находится кормчий Паменур, который во время плавания упал в море и по имени которого назван был мыс Палинур в Лукании (Аеп. 5, 871. 6, 337); друг Э., Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу (Аеп. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Менесфей, Сергест, Клоанф, от которых будто бы произошли Меммии, Сергии, Клуентии (5, 114-123) и мн. др. Они сперва прибыли во Фракию, затем через Делос на Крит. Они полагают, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но чума гонит их оттуда. В Сицилии умирает Анхис (l. 3). Когда отсюда на 7 году плавания они радостно направляются к Лацию, по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково принимает Дидона, которая только что основала Карфаген (l. 1), а Венера и Юнона намереваются устроить брак Дидоны с Э.; но Зевс приказывает Э. удалиться отсюда (l. 4). Э. со своими спутниками опять пристает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Егесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца (l. 5), затем они отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир (l. 6), а из Кум по направлению к северу прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для построения города и обещает ему в жены дочь свою Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает юного, храброго царя рутулов, Турна, которому была обручена Лавиния, начать войну с Э. Мезентий (см. Mezentius, Мезенций), царь города Caere, и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Евандром (см. Euander, Эвандр) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». ср. во многом согласующиеся с ней рассказы об Э. в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в честь ее называет свой новый город Lavinium. Асканий ее сын. Турн идет войной против Э. и Латина. В первой же битве рутулы побеждены, но и Латин убит. Турн соединяется теперь с Мезентием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя латинов. Латины побеждают в последовавшей битве, но эта победа была уже последним подвигом Э. на земле. Ливий здесь только слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции, подобно тому, как позднее Ромул, внезапно исчезает в мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканио в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он был почитаем как lupiter Indiges (местный, родной, туземный Юпитер). Dion. Hal. 1, 50 слл. И Латин был будто бы принят в число богов как lupiter Latiaris (I. Indiges). Сказания о странствованиях Э. особенно обязаны своим происхождением той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде (???????), богине моря и мореплавания. Где только у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, был Э. и сам основал этот храм. В Лации же находился такой храм близ Арден и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий или по римскому наименованию lulus, построил через 30 лет после основания Лавиния город Альбу-Лонгу. Ему наследовал здесь младший брат его Сильвий, родоначальник албанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие через 300 лет после построения Альбы Рим. Иул представляется иногда как особое лицо от Аскания, именно как второй сын Э. или как сын Аскания. Aeneades, ????????, называется Асканий, как сын Э.; Aeneadae называются спутники Э. и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1, 1. Verg. Aen. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695;
2. ???????, ? ???????? из Стимфала; ок. 350 г. до Р. X. написал большое сочинение об искусстве полководца (??????????? ??????). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (?????????????? ?????????), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Изд.: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874);
3. ??????? из Газы, новоплатоник, жил во 2-й половине 5 в. от Р. X.; некоторое время преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В диалоге своем ?????????? он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти. Изд. Boissonade (Париж, 1836).
II.
• Oen?us,
???????,
1. царь этолийцев в Калидоне; т. к. он, говорят, первый посадил виноградную лозу на горах Этолии, то получил название: «царь вина». Он был сыном Порфея или Порфаона, брат Агрия и Мелана, которые царствовали в Плевроне, муж Алфеи, отец Тидея и Милеагра. Ноm. Il. 5, 813. 9, 599 слл. 14, 115. слл. Братьями его считаются еще: Алкафой, Лаокоонт, Левкопей и сестра Стерона. Дети его: Фирей, Климен, Перифас, Агелай, Торга (жена Андремона), Евримеда, Меланиппа, Мефона, Деианейра. В его время происходила знаменитая охота на каледонского вепря, см. Meleager, Мелеагр. Дети Агрия заключили его в темницу, а царство его передали своему отцу; за это Агрий и его сыновья были убиты Диомедом, внуком Э., см. Diomedes, Диомед. Во время Троянской войны Фоас, сын Андремона, был предводителем этолийцев под Троей. Ноm. Il. 2, 638 слл.;
2. сын Пандиона, эпоним в Аттике.
• Aeneas,
???????,
1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардяне (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Э. не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Э. на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5, 311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Э. божественные кони; кони Э. происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э. — Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Э. спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «...ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (? ???????) и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий (1, 1) говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. 1, 46 cл.). По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645-560 гг. до Р. X.), первый между известными нам писателями, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили этому, и у самих римлян, уже около 240 г. до Р. X., это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия (1, 50-65), Э., отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении сына своего Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и хромого отца своего, Анхиса; этого последнего он несет на плечах; за эту-то сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов он преимущественно называется pius. Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях (Аеп. 2). Между его спутниками находится кормчий Паменур, который во время плавания упал в море и по имени которого назван был мыс Палинур в Лукании (Аеп. 5, 871. 6, 337); друг Э., Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу (Аеп. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Менесфей, Сергест, Клоанф, от которых будто бы произошли Меммии, Сергии, Клуентии (5, 114-123) и мн. др. Они сперва прибыли во Фракию, затем через Делос на Крит. Они полагают, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но чума гонит их оттуда. В Сицилии умирает Анхис (l. 3). Когда отсюда на 7 году плавания они радостно направляются к Лацию, по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково принимает Дидона, которая только что основала Карфаген (l. 1), а Венера и Юнона намереваются устроить брак Дидоны с Э.; но Зевс приказывает Э. удалиться отсюда (l. 4). Э. со своими спутниками опять пристает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Егесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца (l. 5), затем они отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир (l. 6), а из Кум по направлению к северу прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для построения города и обещает ему в жены дочь свою Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает юного, храброго царя рутулов, Турна, которому была обручена Лавиния, начать войну с Э. Мезентий (см. Mezentius, Мезенций), царь города Caere, и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Евандром (см. Euander, Эвандр) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». ср. во многом согласующиеся с ней рассказы об Э. в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в честь ее называет свой новый город Lavinium. Асканий ее сын. Турн идет войной против Э. и Латина. В первой же битве рутулы побеждены, но и Латин убит. Турн соединяется теперь с Мезентием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя латинов. Латины побеждают в последовавшей битве, но эта победа была уже последним подвигом Э. на земле. Ливий здесь только слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции, подобно тому, как позднее Ромул, внезапно исчезает в мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканио в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он был почитаем как lupiter Indiges (местный, родной, туземный Юпитер). Dion. Hal. 1, 50 слл. И Латин был будто бы принят в число богов как lupiter Latiaris (I. Indiges). Сказания о странствованиях Э. особенно обязаны своим происхождением той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде (???????), богине моря и мореплавания. Где только у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, был Э. и сам основал этот храм. В Лации же находился такой храм близ Арден и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий или по римскому наименованию lulus, построил через 30 лет после основания Лавиния город Альбу-Лонгу. Ему наследовал здесь младший брат его Сильвий, родоначальник албанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие через 300 лет после построения Альбы Рим. Иул представляется иногда как особое лицо от Аскания, именно как второй сын Э. или как сын Аскания. Aeneades, ????????, называется Асканий, как сын Э.; Aeneadae называются спутники Э. и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1, 1. Verg. Aen. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695;
2. ???????, ? ???????? из Стимфала; ок. 350 г. до Р. X. написал большое сочинение об искусстве полководца (??????????? ??????). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (?????????????? ?????????), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Изд.: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874);
3. ??????? из Газы, новоплатоник, жил во 2-й половине 5 в. от Р. X.; некоторое время преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В диалоге своем ?????????? он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти. Изд. Boissonade (Париж, 1836).
II.
• Oen?us,
???????,
1. царь этолийцев в Калидоне; т. к. он, говорят, первый посадил виноградную лозу на горах Этолии, то получил название: «царь вина». Он был сыном Порфея или Порфаона, брат Агрия и Мелана, которые царствовали в Плевроне, муж Алфеи, отец Тидея и Милеагра. Ноm. Il. 5, 813. 9, 599 слл. 14, 115. слл. Братьями его считаются еще: Алкафой, Лаокоонт, Левкопей и сестра Стерона. Дети его: Фирей, Климен, Перифас, Агелай, Торга (жена Андремона), Евримеда, Меланиппа, Мефона, Деианейра. В его время происходила знаменитая охота на каледонского вепря, см. Meleager, Мелеагр. Дети Агрия заключили его в темницу, а царство его передали своему отцу; за это Агрий и его сыновья были убиты Диомедом, внуком Э., см. Diomedes, Диомед. Во время Троянской войны Фоас, сын Андремона, был предводителем этолийцев под Троей. Ноm. Il. 2, 638 слл.;
2. сын Пандиона, эпоним в Аттике.