(Энгалычева; сцен. псевд. Эльвира Анджели или Энгалли) — арт. оперы (контральто) и камерная певица. Окончила петерб. Смольный ин-т. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан и П. Репетто), затем совершенствовалась в Милане у Д. Кореи. До 1870 под псевд. Эльвиры Анджели выступала в Италии и Франции. Вернувшись в Россию, пела на сценах и конц. эстрадах Москвы и Петербурга (в 1873 в спектаклях Итал. оперы). Через нек-рое время вновь уехала в Париж, где совершенствовалась в вокальном искусстве у Лерца и Кэна. В 1877 выступала в городах Франции: Париже (т-ры "Лирическая опера", "Опера комик", "Гранд-Опера"), Бордо, Лилле, Аррасе, Нанте, Ницце, в 1878, 1880 и 1881 — в Петербурге и Москве (Большой т-р, 1881, дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя" М. Глинки). Обладала голосом необычайной красоты и силы, широкого диапазона и ровным во всех регистрах. Однако не отличалась сцен. талантом. П. Чайковский, отдавая должное вокальным данным и сцен. внешности певицы, отмечал, что у нее отсутствует школа создания сцен. образов и что к этому привела ее тяга к итал. репертуару.
Партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Маргарита ("Фауст"), Амнерис, Паж Урбан, Зибель. Партнеры: Б. Корсов, В. Массини.
Лит.: [Наблюдатель]. Возрождение русской оперы в Москве // Нувеллист. 1878. № 7. С. 3; Н. А. Енгалычева, примадонна Императорской московской оперы // Всемирная иллюстрация. 1881. Т. XXVI. № 672. С. 427; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 36, 63, 64, 119; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 170—171; Дмитриев Ю. Михаил Лентовский. — М., 1978. С. 126—127.