Энний, Квинт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Энний, Квинт
лат. Quintus Ennius)
(239 - 169 до н.э.)
   один из первых римских поэтов, участник 2-й Пунической войны, автор исторической эпопеи «Анналы», в которой изложил гекзаметром римскую историю от времен Энея до своего времени. Э. писал трагедии в традициях Еврипида; сохранились незначительные фрагменты его сочинений.
   История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 80-94.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(239-168 до н. э.)
   "Отец римской поэзии", родился в Калабрии, близ Бриндизи, области, сохранившей греческое влияние, вследствие чего владел как греческим, так и латинским языками. Приехав в Рим, Энний вскоре входит в культурную элиту своего времени; им написано множество драм и поэм, а также "Анналы" - эпическое повествование о римской истории в 18 книгах; сохранилось только 550 строк. Используя греческий гекзаметр для латинского стихосложения, Энний установил поэтическую норму, оказав таким образом большое влияние на Лукреция и Вергилия. Веря в перевоплощение, Энний утверждал, что в него переселился дух Гомера.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. поэт, род. в Калабрии (Южн. Италия). В 204 переселился в Рим. Одинаково хорошо владел лат. и гр. языками, старался познакомить римлян с разл. жанрами др.-гр. лит. Бол. успехом пользовались трагедии Э., осн. прототипом для к-рых служил Еврипид. Из известных по фр-там 24 трагедий 11 относились к событиям Троянской войны. Вершиной драмат. мастерства Э. была трагедия «Медея», к-рую высоко ценил Цицерон. Э. написал также претекстаты «Сабинянки» и «Амбракия» (взятие Амбракии в Эпире в 189), филос. дидакт. поэму «Эпихарм» (по соч. Эпихарма «О природе»), изложил прозой «Священную запись» Евгемера. Э. создавал и сатиры, иногда в форме диалога. Самым значит, произведением Э. были «Анналы» в 18 кн., от к-рых сохранилось около 600 ст. Э. излагал отечеств, историю в ярких поэтич. образах, прославляя рим. завоевания и подвиги рим. вождей. «Анналы» начинались с описания Троянской войны и были доведены до событий, современных Э. Среди фр-тов сохран. описание гадания Ромула и Рема по полету птиц; рассказ о сне Илии, дочери троянца Энея, который сообщает ей о судьбе ее рода; образы эпирского царя Пирра, признающего только мужество и храбрость, и Фабия Кунктатора, своей медлительностью спасшего рим. гос-во. Подобно Котону Э. проводит в «Анналах» мысль, что благополучие Рима зиждется на людях «старого закала». В уста вождей Э. вкладывает длинные речи, впосл. ставшие неотъемлемым элементом рим. историографии. В «Анналах» Э. стремился к яркости и даже гиперболизации, используя сравнения в духе Гомера. Э. положил начало лат. дидакт. гексаметру, приспосабливая архаич. лат. яз. к размеру гр. эпоса. Как создатель лат. поэтич. яз. Э. оказал бол, влияние на последующую рим. лит. Лукреций и Вергилий иногда повторяют его стихи. Цицерон назвал Э. «высшим эпич. поэтом».
   Т.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Энний, Квинт
239-169 гг. до н. э., римский поэт, "отец римской литературы". Родился в приальпийском городке Рудии в Калабрии; из дома вынес знание приальпийского диалекта, не сыгравшего в культуре древней Италии значительной роли, а также оскийского языка, на котором говорили на юге полуострова. Из южно-италийских греческих городов, особенно из Тарента, шла греческая культура, а из не слишком отдаленного Брундизия, римской колонии примерно с 245 г., начинал распространяться латинский язык. Более правдоподобно, что Э. еще в молодости изучил греческий и латинский языки, так что мог заслуженно говорить о себе, что "у него три сердца", то есть что он знает оскийский, греческий и латинский. Во время II Пунической войны Э. служил в отрядах римских союзников; в 204 г. возвратившийся из Африки Марк Порций Катон взял Э. с собой, с Сардинии в Рим. К этому времени Ливий Андроник скорее всего уже умер, а затяжные столкновения с представителями аристократических родов затрудняли сценическую деятельность Невия, который, будучи вынужденным покинуть Рим, вскоре покинул сцену. Живя в стесненных обстоятельствах, Э. работал в Риме в качестве учителя и поэта; он читал и комментировал произведения греческих поэтов, а в особенности поэтов латинских. Учительская деятельность Э. приблизила его к аристократии, в аристократических кругах он пользовался большим уважением. В 189 г. консул Марк Фульвий Ноблиор взял Э. с собой в военный поход в Этолию. Военные действия своего покровителя, в особенности взятие этолийской столицы Амбракии, Э. увековечил в римской трагедии (fabula praetexta) Амбракия. В доказательство своей признательности сын марка Квинт Фульвий Ноблиор предоставил Э. римское гражданство. Из римских писателей того времени к кругу ближайших друзей - а возможно, и учеников - Э. принадлежал комедиограф Цецилий Стаций, с которым поэт проживал на Авентине, а также трагедиограф Пакувий, племянник Э. - На протяжении всей жизни Э. писал драмы; в 169 г., то есть в год своей смерти, он поставил трагедию Фиест (Thyestes). Нам известно примерно 20 названий трагедий Э., из которых сохранились только фрагменты (ок. 400 стихов); первоисточниками большей их части (абсолютно точно 9 из них) послужили трагедии Еврипида, рационализм и скептицизм которого в наибольшей степени соответствовали восприятию Э. Для 3 трагедий образцы предоставил Эсхил; зато не имеется переработок пьес Софокла. С особым пристрастием описывал Э. охваченных страстями героинь Еврипида: Андромеду, Гекубу и Медею. Возвращение к теме Андромеды, привнесенной на римскую сцену Ливием Андроником, повлекло за собой соперничество. С перерабатываемыми греческими оригиналами Э. поступал так же, как другие драматурги его времени; порой он производил смелые изменения, например, в следующей за драмой Еврипида Ифигении он заменил хор девушек хором воинов, а начало Медеи в сравнении с оригиналом Еврипида выявляет как сокращения, так и вставки. Сверх этого Э. написал 2 римские трагедии: Сабинянки (Sabinae) и Амбракия (Ambracia). Комедийное творчество Э. было скудным; оно содержит лишь 2 названия; в каноне комедиографов Волкаций Седигит поместил Э. на последнее место. Наиболее значительным литературным произведением Э. был исторический эпос Анналы в 18 книгах, от которого сохранилось ок. 600 стихов. Работу над эпопеей Э. начал, вероятно, вскоре после 189 г. Он описал в ней историю Рима от прибытия Энея в Италию до своего времени. Во вступлении, ориентированном на Гесиода и Каллимаха он представил свое поэтическое посвящение, рассказав сон, в котором ему явился Гомер. Книги I-III охватывали историю римских царей; войны с Пирром были описаны в кн. VI, кн. VII имела собственное вступление, в котором Э. обосновывал опущение событий I Пунической войны. Поскольку эти войны уже описал Невий, позиция Э. была признанием литературных достижений предшественника. История пунических войн, а точнее, войны с Ганнибалом, излагалась в кн. VII-IX. Над Анналами Э. работал на протяжении многих лет, события Истрийской войны 178-177 гг. он описал в кн. XVI. Следуя за гомеровским эпосом, Э. перенял не только греческий эпический стих (то есть, дактилический гекзаметр), но пытался также как можно точнее воспроизвести особенности греческого эпического стиля, не пренебрегая даже введением словотворческих курьезов; он охотно использовал архаизмы и богатые фонетические средства ранней римской поэзии. В сохранившихся фрагментах удивляет отсутствие каких-либо упоминаний о внутренних общественных конфликтах в самом Риме; очевидно, что Э. смотрел на историю Рима глазами представителей аристократических родов, деяния которых он прославлял. В восхвалениях героев более значительное место отводилось sapientia (мудрости, уму), чем vis (силе), что уже явно свидетельствует о греческом влиянии. В других произведениях Э. тоже берет за образец греческую литературу. В поэме натурфилософского содержания Эпихарм он представил физическую концепцию Иова, которого считал попросту одним из четырех элементов, а именно воздухом. Вероятно, эти философские аналогии Э., окрашенные сильным рационализмом и религиозным скептицизмом, склонили его перевести на латинский язык прозаическую повесть грека Эвфемера. Перевод Э. носила, возможно, название Эвфемер и сохранилась в отрывках, большей частью которых мы обязаны Лактанцию. Заглавие другого произведения Влечение к философии (Protrepticus), должно было указывать на философское содержание, зато единственный отрывок из стихотворного сочинения Указания (Praecepta) не позволяет более точно определить его содержание; может быть, это была нравственно-философская поэма. Написанные ионическими метрами произведения эллинистического поэта Сотада Э. перенес в римскую литературу в поэме, озаглавленной Сота (исходная форма имени Сотад). Несомненным своеобразием отличаются написанные дактилическим гекзаметром Лакомства (Hediphagetica), образцом для которых была гастрономическая поэма Архистрата. Об эпиграмматическом творчестве Э. невозможно сказать ничего определенного; традиция донесла 3 или 4 эпиграммы в элегических дистихах, которые Э. первым ввел в римскую поэзию. Кроме того, он был автором Сатир (Satirae) в 4 книгах. Отличительной чертой этих сатир была разнородность тематики и стихотворных размеров; в них выступала диалогическая форма, например в споре смерти и жизни. Не исключено, что панегирическая и очень неоднородная версификаторская поэма Э. под названием Сципион, созданная в честь Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего, не была самостоятельным произведением, а принадлежала к сборнику сатир. Неизвестно также, изложил ли он вопросы латинской орфографии и грамматики, которыми он занимался, в Сатирах, или посвятил им отдельное произведение, как позднее Луцилий. Богатая и разносторонняя литературная деятельность Э., который как "второй Гомер" хотел служить не римским Каменам, но греческим Музам, привела к эллинизации римской культуры и открыла на будущее дорогу развитию латинской литературы. Велико было влияние Э. в эпике; Лукреций и Вергилий были многим ему обязаны; Анналы были национальным эпосом римлян вплоть до появления Энеиды Вергилия.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999