Энсор

Найдено 1 определение
Энсор
, Джеймс (Ensor, James) 1860, Остенде — 1948, Остенде. Бельгийский живописец английского происхождения. Учился в Академии художеств Брюсселя у Я. Порталса. В 1880 посетил Лондон, Париж, Голландию. С 1881 жил в Остенде. Основатель брюссельской группы "ХХ" (1884). С 1905 член объединения художников Антверпена "Современное искусство". В Остенде при Художественном музее создано "Общество друзей Энсора", занимающееся популяризацией его произведений, изданием книг о художнике. В 1879—1880-х Энсор начинал как реалист, писал сцены в интерьере, натюрморты, пейзажи, портреты. Интерес художника к передаче характерного в облике моделей проявился в портретах (Дама с курносым носом, 1897, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Папаша Энсор, 1881, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и изображении бытовых сцен (Буржуазный салон, 1881, Брюссель, частное собрание; Обогревающийся больной нищий, 1882, Остенде, Музей). Подобное живое и острое восприятие человека сформировалось у художника под влиянием французской живописи 1880-х. Близость к Мане обнаруживает полотно Поедательница устриц (1882, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Натюрморт с разнообразными стеклянными сосудами, пышными яркими розами в вазе, бокалами-ремерами на столе напоминает фламандские и голландские "завтраки". Столь же живописен Натюрморт (1896, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), напоминающий полотна Снейдерса с их щедрым изобилием даров природы. Более изыскан в подборе предметов натюрморт Голубой флакон (1880, Антверпен, частное собрание), в колористической гамме которого сказалось увлечение Энсора искусством Э. Мане. Теплотой передачи модели в "естественной среде интерьера" напоминают произведения де Гру такие работы, как Мальчик с лампой (1880, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и Дама в голубом (1881, Бельгия, частное собрание). В сер. 1880-х художник обращается к написанию сюжетов, отразивших новые художественные поиски. В полотне Въезд Христа в Брюссель (1888, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) образ из христианской истории и картина современной действительности, изображенная в зловеще-гротескном плане, противопоставлены как два чуждых мира — возвышенный и бездушный, истинный и ложный, мифический и современный. В экспрессивно-утрированной манере переданы возглавляющий въезд оркестр, беснующаяся толпа с лозунгами и знаменами, искаженные лица-маски горожан. Интерес художника к созданию образов обобщающего философского содержания сформировался под влиянием эстетики европейского символизма кон. XIX в., а также известного бельгийского писателя М. Метерлинка. Характерный для символистов образ смерти как некоего призрачного неизбежного фантома Энсор трактует в гротескном плане в картинах Дерущиеся скелеты (1891, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Скелет в мастерской (1900, Брюссель, частное собрание), серии офортов Смерть, преследующая людей (1890-е). В картинах Рассерженные маски (1883, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Автопортрет с масками (1883, Антверпен, частное собрание), Обычные маски (1892, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Интрига (1890, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Смерть мастера (1920, Брюссель, частное собрание) гротескный образ-символ маски на лицах людей раскрывает сложность, многоликость, непредсказуемость эмоционального мира человека. Яркие, неожиданные по сопоставлению цветовых зон полотна Энсора предельно выразительны в своем решении, не нарушающем, однако, общую конструктивность формы. Интерес к подсознательному, интуитивному в образе человека, гротескная его интерпретация художником-символистом оказали влияние на европейскую живопись XX в.
Лит.: Legrand F.-C. Ensor cet inconnu. Documentation et Catalogue par G. Ollinger-Zinque. Bruxelles, 1971; Verhaeren E. James Ensor / Pref. di M. M. Girodent. Bruxelles, 1980; Schumann H. James Ensor. Dresden, 1985.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено книг по теме — 1