в греческой мифологии: родоначальник эолийцев, а также повелитель ветров.
ЭОЛ
ЭОЛ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Эол
в греческой мифологии бог ветров, обитавший на острове Эолия; отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. Эол, владыка ветров, вручил Одиссею завязанный мешок с бурными ветрами, оставляя провожатым Зефира. Но спутники Одиссея развязали мешок и навлекли страшную бурю, прибившую корабль Одиссея снова к берегам Эолии, откуда Эол изгнал Одиссея.
ЭОЛ
это имя носили два персонажа мифов: 1) счастливый царь Эолийских островов; Зевс даровал ему власть над ветрами, которые он заключил на своем острове. Эолова арфа — струнный музыкальный инструмент, звучащий от дуновения ветра; 2) старший сын Эллина, внук Девкалиона, брат Дора и Ксифа, родоначальник эолийского племени, один из прародителей эллинов.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Эол
1. Мифич. родоначальник греч. племени эолян, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона (по некоторым мифам, внук Зевса).
2. Живший на о. Эолия повелитель ветров, которых он иногда выпускал на волю. Э. радушно принял Одиссея; расставаясь с ним, приказал попутному ветру надувать паруса его кораблей; подарил Одиссею мешок, в котором были спрятаны все встречные ветры. Этой теме посвящена кантата И. С. Баха.
2. Живший на о. Эолия повелитель ветров, которых он иногда выпускал на волю. Э. радушно принял Одиссея; расставаясь с ним, приказал попутному ветру надувать паруса его кораблей; подарил Одиссею мешок, в котором были спрятаны все встречные ветры. Этой теме посвящена кантата И. С. Баха.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭОЛ
в греч. миф.: 1) Родонач. племени эолийцев, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона и Пирры, правнук Прометея, брат Дора и Ксуфа. Э. воцарился в Фессалии и от Энареты имел семерых сыновей и пятерых дочерей среди них: Сисиф, Афамант, Салмоней и Алкиона. 2) Бог ветров, обитавший на о-ве Эолия. Отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. У Гомера Э. владыка ветров, вручает Одиссею завязан. мешок с бурными ветрами, оставляя провожатым Зефира. Однако спутники Одиссея развязали мешок и навлекли страшную бурю, к-рая прибила корабль Одиссея снова к берегам Эолии, откуда Э. уже изгоняет Одиссея.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эол
греч. Aiolos)
в греческой мифологии сын Посейдона и Меланиппы, властелин ветров; проживал на Эолийских (Липарских) островах с супругой Аретой, шестью сыновьями и столькими же дочерьми. Э. оказал гостеприимство Одиссею, подарив ему мех, наполненный попутными ветрами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог ветров на плавучем острове Эолия, родине туч и туманов. В огромной пещере Эол держал закованные в цепи "междоусобные ветры и громоподобные бури". У Гомера Эол вручает Одиссею завязанный кожаный мешок с "буреносными ветрами", однако спутники Одиссея в поисках царских подарков развязывают мешок и навлекают страшную бурю, которая прибивает судно обратно к Эолийскому острову, что разгневало Эола.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии сын Посейдона и Меланиппы, властелин ветров; проживал на Эолийских (Липарских) островах с супругой Аретой, шестью сыновьями и столькими же дочерьми. Э. оказал гостеприимство Одиссею, подарив ему мех, наполненный попутными ветрами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог ветров на плавучем острове Эолия, родине туч и туманов. В огромной пещере Эол держал закованные в цепи "междоусобные ветры и громоподобные бури". У Гомера Эол вручает Одиссею завязанный кожаный мешок с "буреносными ветрами", однако спутники Одиссея в поисках царских подарков развязывают мешок и навлекают страшную бурю, которая прибивает судно обратно к Эолийскому острову, что разгневало Эола.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ЭОЛ
• Aeolus,
??????,
1. старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона или Зевса, брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один из прародителей эллинского народа. Эолийское племя из всех греческих занимало наибольшее пространство, а именно большую часть Северной и Западной Греции, южную и западную стороны Пелопоннеса. Отсюда и сказание о множестве детей у Э., которые считались государями-основателями различных поселений, что повело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асопом и Енипеем, тогда как братья отправились в чужие земли; он — представитель древнегреческого элемента. Жена Э., Епарета, родила ему 7 сыновей: Крефея, Сисифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и 5 дочерей: Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду. Apollod. 1, 7, 3. Крефей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь города Иолка, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец Бианта и Мелампа). Apoll, 1, 9, 11. Сисиф построил город Ефиру (Коринф), имел сына Главка, отца Беллерофонтова. Apollod. 1, 9, 3. Афамант (см. Athamas, Афамант) владычествовал в Орхомене. Apollod. 1, 9, 1. Салмоней, отец Тиры, построил Салмону в Элиде. Apollod. 1, 9, 7. Деион был царем Фокиды, отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Apoll. 1, 9, 4. Магнет — отец Диктия и Полидекта, заселивших остров Сериф. Apoll. 1, 9, 6. Периер сделался царем Мессены и был отцом Афарея и Левкиппа. Apoll. 1, 9, 5;
2. Э. ?????????, т. е. сын Гиппота, всадника, управитель над ветрами (?????? ???????), демон ветров в дальнем западном море, на острове, окруженном медными стенами и высокими скалами. Здесь счастливо живет он, любимец богов, в своем богатом доме, с женой, 6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой. Принимает радушно Одиссея и дает ему в кожаном мешке противные ветры, а попутному ветру велит дуть в паруса Одиссея. Но товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам, во время сна Одиссея развязывают мешок; ветры вырываются и гонят корабль опять к Эолову острову; но Э. уже не принимает Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны богам. Ноm. Od. 10, 1 слл. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается, и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились; не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова, Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему с просьбой (Аеп. 1, 53. 8, 416: rex ventorum); позднейшие поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых островов, и называют его царем ветров. Со скипетром в руке Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении заключенные в пещере ветры. Verg. Aen. 1, 52. 140. 8, 416. Ov. met. 1, 262. С родоначальником эолян этот Э. первоначально не имел ничего общего, но позднее писатели часто всячески смешивали их или приводили в связь друг с другом. Предполагали, что были: Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды (Thuc. 3, 102) в Этолии и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота, поэтому Гиппотад), который с матерью своей Арной и братом Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику и потому бежал на названные по его имени Эоловы острова, что на Тирренском море, где будто бы и основал город Липару.
??????,
1. старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона или Зевса, брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один из прародителей эллинского народа. Эолийское племя из всех греческих занимало наибольшее пространство, а именно большую часть Северной и Западной Греции, южную и западную стороны Пелопоннеса. Отсюда и сказание о множестве детей у Э., которые считались государями-основателями различных поселений, что повело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асопом и Енипеем, тогда как братья отправились в чужие земли; он — представитель древнегреческого элемента. Жена Э., Епарета, родила ему 7 сыновей: Крефея, Сисифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и 5 дочерей: Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду. Apollod. 1, 7, 3. Крефей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь города Иолка, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец Бианта и Мелампа). Apoll, 1, 9, 11. Сисиф построил город Ефиру (Коринф), имел сына Главка, отца Беллерофонтова. Apollod. 1, 9, 3. Афамант (см. Athamas, Афамант) владычествовал в Орхомене. Apollod. 1, 9, 1. Салмоней, отец Тиры, построил Салмону в Элиде. Apollod. 1, 9, 7. Деион был царем Фокиды, отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Apoll. 1, 9, 4. Магнет — отец Диктия и Полидекта, заселивших остров Сериф. Apoll. 1, 9, 6. Периер сделался царем Мессены и был отцом Афарея и Левкиппа. Apoll. 1, 9, 5;
2. Э. ?????????, т. е. сын Гиппота, всадника, управитель над ветрами (?????? ???????), демон ветров в дальнем западном море, на острове, окруженном медными стенами и высокими скалами. Здесь счастливо живет он, любимец богов, в своем богатом доме, с женой, 6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой. Принимает радушно Одиссея и дает ему в кожаном мешке противные ветры, а попутному ветру велит дуть в паруса Одиссея. Но товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам, во время сна Одиссея развязывают мешок; ветры вырываются и гонят корабль опять к Эолову острову; но Э. уже не принимает Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны богам. Ноm. Od. 10, 1 слл. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается, и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились; не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова, Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему с просьбой (Аеп. 1, 53. 8, 416: rex ventorum); позднейшие поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых островов, и называют его царем ветров. Со скипетром в руке Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении заключенные в пещере ветры. Verg. Aen. 1, 52. 140. 8, 416. Ov. met. 1, 262. С родоначальником эолян этот Э. первоначально не имел ничего общего, но позднее писатели часто всячески смешивали их или приводили в связь друг с другом. Предполагали, что были: Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды (Thuc. 3, 102) в Этолии и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота, поэтому Гиппотад), который с матерью своей Арной и братом Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику и потому бежал на названные по его имени Эоловы острова, что на Тирренском море, где будто бы и основал город Липару.