Эпический цикл

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Эпический цикл
(греч. кольцо), обобщ. понятие для всех греч. героич. поэм, кроме произведений Гомера и Гесиода. Циклич. поэмы тематически и хронологически завершали эпос Гомера (за исключением «Киприй», где описываются события до Троянской войны), среди них «Эфиопида» (последние деяния Ахилла по окончании «Илиады») и «Падение Трои», написанные Арктином из Милета, «Малая Илиада» (события после смерти Гектора), «Возвращения» (история возвращения героев), «Телегония» (примыкает к «Одиссее»), Произведения фиванского цикла также причисляют к Э. ц. («Oidipodeia», «Thebais», «Эпигоны»). От поэм Э. ц. сохранились лишь фрагменты; их содержание известно в общих чертах; в качестве предполагаемых авторов называются разные имена; время возникновения — послегомеровское. В поэтич. отношении Э. ц. намного уступает гомеровскому эпосу.

Источник: Словарь античности. 1989

Эпический цикл
или Циклический эпос (гр. epikos kyklos) - Этим названием еще в древности обозначали группу эпических поэм, сюжет которых составляли мифические повествования одного тематического круга (kyklos). Их создавали поэты, последователи Гомера из всех областей Греции в VIII-VI вв. до н. э. Они использовали язык и поэтическую технику Гомера, которому вплоть до V в. до н. э. приписывались все циклические эпосы. И лишь позднее появляются также имена предполагаемых авторов отдельных произведений. Трудно, однако, решить, то ли в этом надлежит видеть результаты филологических исследований эллинистических ученых, то ли скорее плоды фантастических спекуляций вроде тех, в которых преуспела перипатетическая биография. Самым известным, а быть может, первоначально единственным циклом, был троянский цикл, поэмы которого описывали троянскую войну от ее начала до смерти Одиссея. Они должны были дополнить Илиаду и Одиссею. Киприи или Киприаки (то есть кипрские повести) в 11 песнях, приписываемые Стасину с Кипра или же Хигесию из Саламина на Кипре, описывали события, предшествовавшие действию Илиады и раскрывали первопричину троянской войны, которой было перенаселение: Зевс сжалился над матерью-Землей, угнетенной тяжестью слишком многочисленных людей, и решил ее освободить посредством большой войны. Киприи рассказывают также о зачатии и рождении Елены и обо всем, что потом случилось до того момента, с которого начинается Илиада. Эта поэма считалась лучшим произведением кикликов. В свою очередь Этиопида, приписывае Арктину из Милета, VII в до н. э., подхватывала действие в том месте, где Илиада заканчивалась, и описывала прибытие амазонок на помощь Трое, смерть их царицы Пентесилеи от руки Ахилла, поединок Ахилла с Мемноном, затем смерть самого Ахилла. Разрушение Илиона (lliu persis; фр.) в 4 песнях, приписанная также Арктину или же Лесхию с Лесбоса, и Малая Илиада (Ilias mikra) признавае творением Лесхия с Лесбоса или же Кинефона из Лакедемона, рассказывали о различных событиях конца войны и о разрушении Трои. Возвращения (Nostoi; фр.) в 5 песнях, приписываемые Хагию из Тройзены, дополняли Одиссею историей возвращения других героев из-под Трои. Дальнейшей судьбой самого Одиссея, а также подвигами рожденного ему Киркой сына Телегона занималась Телегония в 2 песнях, приписывае Эвгамону из Кирены (IV в. до н. э.), предположительно са молодая поэма цикла. Весь троянский цикл насчитывал 29 песен и примерно 18 тысяч стихов. От него уцелели только мелкие фрагменты и пересказы в так называемой Хрестоматии Прокла. Согласно некоторым данным, цикл был значительно более обширным и включал мифы от сотворения мира. В этом случае цикл открывали бы две космогонические поэмы, о которых мы более ничего не знаем: Теогония и Титаномахия (фр.), приписываемые Евмелу из Коринфа. О других поэмах этого рода наши сведения чрезвычайно скромны. Существовал также фиванский цикл, относящийся к судьбам несчастного рода Лабдакидов, а в особенности Эдипа и его потомства. К нему принадлежали Предание об Эдипе (Oidipodeia), 6 600 стихов, приписывае Кинефону из Лакедемона, Фиваида (фр.), 7 000 стихов, повесть о походе семи вождей против Фив и братоубийственной борьбе сыновей Эдипа, а также Эпигоны (фр.), 7 000 стихов, поэма, приписывае Антимаху с Теоса, описывающая поход сыновей семи вождей против Фив. Названия двух поэм могли бы подтвердить существование цикла о Геракле. Это Взятие Ойхалии, которое, согласно легенде, написал Гомер и подарил его авторство Креофилу с Самоса в благодарность за гостеприимство, и Фокаида, о взятии Гераклом города Орхомены в Беотии. Нам известны сверх того многочисленные поэмы, не включенные в циклы, как например, Аргонавтика, Коринфские повести (Korinthiaka), приписываемые Эвмелу из Коринфа, Данаиды (повесть о Данае и его дочерях; фр.). Сохранившиеся переложения поэм троянского цикла, немногочисленные сохранившиеся фрагменты, равно как и свидетельства о других эпосах, позволяют утверждать, что циклические поэмы строились на иных композиционных принципах, чем эпопея Гомера. В них отсутствовала единая драматическая композиция. Их отличало цепное строение, то есть произвольная связь отдельных эпизодов в соответствии с хронологией описываемых событий. Несвойственно Гомеру также пристрастие к ужасам и жестокости, полностью ему чужды и выступающие в некоторых поэмах эротические мотивы. Зато географические горизонты авторов циклических поэм были значительно шире. Поэмы эти долгое время пользовались огромной популярностью. Их значение для истории литературы, а в особенности для драмы, довольно велико, поскольку именно из них черпали свои сюжеты афинские трагики V в. до н. э. Начиная с Аристотеля их стали презирать как произведения, лишенные художественной ценности. Особенным презрением одарили их александрийские поэты, в особенности Каллимах.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Эпический цикл
или Циклический эпос (гр. epikos kyklos) - Этим названием еще в древности обозначали группу эпических поэм, сюжет которых составляли мифические повествования одного тематического круга (kyklos). Их создавали поэты, последователи Гомера из всех областей Греции в VIII-VI вв. до н. э. Они использовали язык и поэтическую технику Гомера, которому вплоть до V в. до н. э. приписывались все циклические эпосы. И лишь позднее появляются также имена предполагаемых авторов отдельных произведений. Трудно, однако, решить, то ли в этом надлежит видеть результаты филологических исследований эллинистических ученых, то ли скорее плоды фантастических спекуляций вроде тех, в которых преуспела перипатетическая биография. Самым известным, а быть может, первоначально единственным циклом, был троянский цикл, поэмы которого описывали троянскую войну от ее начала до смерти Одиссея. Они должны были дополнить Илиаду и Одиссею. Киприи или Киприаки (то есть кипрские повести) в 11 песнях (фр.), приписываемые Стасину с Кипра или же Хигесию из Саламина на Кипре, описывали события, предшествовавшие действию Илиады и раскрывали первопричину троянской войны, которой было перенаселение: Зевс сжалился над матерью-Землей, угнетенной тяжестью слишком многочисленных людей, и решил ее освободить посредством большой войны. Киприи рассказывают также о зачатии и рождении Елены и обо всем, что потом случилось до того момента, с которого начинается Илиада. Эта поэма считалась лучшим произведением кикликов. В свою очередь Этиопида, приписывае Арктину из Милета, VII в до н. э., подхватывала действие в том месте, где Илиада заканчивалась, и описывала прибытие амазонок на помощь Трое, смерть их царицы Пентесилеи от руки Ахилла, поединок Ахилла с Мемноном, затем смерть самого Ахилла. Разрушение Илиона (lliu persis; фр.) в 4 песнях, приписанная также Арктину или же Лесхию с Лесбоса, и Малая Илиада (Ilias mikra) признавае творением Лесхия с Лесбоса или же Кинефона из Лакедемона, рассказывали о различных событиях конца войны и о разрушении Трои. Возвращения (Nostoi; фр.) в 5 песнях, приписываемые Хагию из Тройзены, дополняли Одиссею историей возвращения других героев из-под Трои. Дальнейшей судьбой самого Одиссея, а также подвигами рожденного ему Киркой сына Телегона занималась Телегония в 2 песнях, приписывае Эвгамону из Кирены (IV в. до н. э.), предположительно са молодая поэма цикла. Весь троянский цикл насчитывал 29 песен и примерно 18 тысяч стихов. От него уцелели только мелкие фрагменты и пересказы в так называемой Хрестоматии Прокла. Согласно некоторым данным, цикл был значительно более обширным и включал мифы от сотворения мира. В этом случае цикл открывали бы две космогонические поэмы, о которых мы более ничего не знаем: Теогония и Титаномахия (фр.), приписываемые Евмелу из Коринфа. О других поэмах этого рода наши сведения чрезвычайно скромны. Существовал также фиванский цикл, относящийся к судьбам несчастного рода Лабдакидов, а в особенности Эдипа и его потомства. К нему принадлежали Предание об Эдипе (Oidipodeia), 6 600 стихов, приписывае Кинефону из Лакедемона, Фиваида (фр.), 7 000 стихов, повесть о походе семи вождей против Фив и братоубийственной борьбе сыновей Эдипа, а также Эпигоны (фр.), 7 000 стихов, поэма, приписывае Антимаху с Теоса, описывающая поход сыновей семи вождей против Фив. Названия двух поэм могли бы подтвердить существование цикла о Геракле. Это Взятие Ойхалии, которое, согласно легенде, написал Гомер и подарил его авторство Креофилу с Самоса в благодарность за гостеприимство, и Фокаида, о взятии Гераклом города Орхомены в Беотии. Нам известны сверх того многочисленные поэмы, не включенные в циклы, как например, Аргонавтика, Коринфские повести (Korinthiaka), приписываемые Эвмелу из Коринфа, Данаиды (повесть о Данае и его дочерях; фр.). Сохранившиеся переложения поэм троянского цикла, немногочисленные сохранившиеся фрагменты, равно как и свидетельства о других эпосах, позволяют утверждать, что циклические поэмы строились на иных композиционных принципах, чем эпопея Гомера. В них отсутствовала единая драматическая композиция. Их отличало цепное строение, то есть произвольная связь отдельных эпизодов в соответствии с хронологией описываемых событий. Несвойственно Гомеру также пристрастие к ужасам и жестокости, полностью ему чужды и выступающие в некоторых поэмах эротические мотивы. Зато географические горизонты авторов циклических поэм были значительно шире. Поэмы эти долгое время пользовались огромной популярностью. Их значение для истории литературы, а в особенности для драмы, довольно велико, поскольку именно из них черпали свои сюжеты афинские трагики V в. до н. э. Начиная с Аристотеля их стали презирать как произведения, лишенные художественной ценности. Особенным презрением одарили их александрийские поэты, в особенности Каллимах.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999