ЭПИГРАММА
Эпиграмма
греч. epigramma, букв. – надпись) – короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма, отличается краткостью и узостью тематики.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЭПИГРАММА
надпись – у древних греков – надпись в прозе или стихах на памятнике, здании, подарке и т. п., объясняющая значение предмета. В античной поэзии – стихотворение произвольногосодержания, написанное элегическим дистихом. От элегии отличалась большей краткостью и узостью тематики. Позже – короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭПИГРАММА
греч. epigramma – надпись), 1) жанр античной антологической лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. Античные образцы разнообразны по стилю, тематике и функциям (любовные послания, эпитафии, и т. д.). Вершина развития жанра – в римской поэзии 1 в. н. э. В эпиграммах этого периода появляется парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Антологическим стихам будут подражать поэты латинского Средневековья, классицисты и ранние романтики. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В. Л. Пушкина: «Змея ужалила Маркела./„Он умер?” – Нет, змея, напротив, околела».
2) В 19–20 вв., короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Типичные примеры – эпиграммы А. С. Пушкина, Д. Д. Минаева, С. Я. Маршака.
2) В 19–20 вв., короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Типичные примеры – эпиграммы А. С. Пушкина, Д. Д. Минаева, С. Я. Маршака.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЭПИГРАММА
греч. epigramma – надпись) как лирический жанр зародилась в Древней Греции и первоначально существовала в виде надписи на памятниках, на стенах храмов, постаментах и т.д., написанной элегическим дистихом (двустишие из дактилического гекзаметра и пентаметра). К числу древнейших относились надгробные и посвятительные эпиграммы, восхвалявшие доблестного гражданина. На рубеже V – IV вв. до н.э. появились посвятительные эпиграммы, воспевавшие личные и семейные добродетели частного человека, эпиграммы философского характера о смысле жизни, застольные и любовные эпиграммы. Эпиграмма стала излюбленным жанром многих византийских поэтов, философов, богословов. Ранневизантийские эпиграммы Григория Богослова, Григория Назианзина, Анастасия Косноязычного, Софрония Патриарха представляли собой стихотворную обработку евангельских рассказов и надписи на надгробиях христианских мучеников. Посвятительные эпиграммы светских поэтов Дамаския Философа (460 – 040), Агафия Миринейского, Дамохарида (ок. 550 г.), Аравия Схоластика (ок. 550 г.), Македония Консула (ок. 550 г.) и других не были связаны с религиозными мотивами. В Византии VIII – IX вв. эпиграмма являлась действенным средством борьбы между иконоборцами и иконопочитателями. Ямбические эпиграммы Феодора Студийского, отличавшиеся живостью и непосредственностью, подготовили расцвет этого жанра в последующие века, когда эпиграммой стали называть короткое стихотворение сатирического, насмешливого содержания. В IX – XII вв. эпиграммы на бытовые и моралистические темы создавали Лев Философ, Арефа Кесарийский, Иоанн Геометр, Христофор Митиленский, Иоанн Мавропод, Феодор Продром, Михаил Пселл, вступивший в полемику с монахом Иаковом, «магистр медицины» Николай Калликл и многие другие. Различные виды византийских эпиграмм, начиная от древнейших времен и кончая зрелым средневековьем, полно представлены в Палатинской антологии.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ЭПИГРАММА
первонач. надписи на памятниках, жертвоприношениях и т.д., принадлежит к исконно греч. творч. жанрам. Ее отличит. признак — меткость выражений и (с 8 в. до н.э.) метрич. форма (в осн. элегич. дистих). С 4 в. до н.э. Э. потеряла свою первонач. функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Э. значит. доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаич. произв. ко времени Перс. войн возникли полные простоты и благород. достоинства Э. с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до н.э. появл. т.н. аттич. Э., ее признаком явл. перегруженность софистич. и риторич. элементами. В противоположность этому (примыкая к произв. Симонида 5 — 4 вв. до н.э.) развивалась форма, в к-рой проявл. углубленность, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна). В эпоху эллинизма известны две школы Э.: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионич., в к-рой естественность языка связана с реалистич. изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в сер. 3 в. На рубеже 2 в. этот жанр вновь расцвел в финикийской школе, примыкаю-щей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Э. (эпитафии животным). С 1 в. до н.э. Э. знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии). В рим. лит-ре этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Лит. лат. Э. имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторич. школах для усовершенствования яз. существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Э. в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они все больше содержали насмешливо-сатирич. черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Э. Марциала, к-рые оставались образцом вплоть до современности. В хри-стианстве Э. распростр. с 4 в. н.э. преим. как надгробные и посвящ. мученикам надписи, но имели и др. содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Вы-дающ. авторами христ. Э. были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Э. (лат., реже греч.) была излюбл. формой энкомиастич. и полемич. произв.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭПИГРАММА
(греч. epigramma — надпись) — по-нятие, обозначающее короткое остроумное и меткое высказывание или стихотворение. Этот лирический жанр зародился в Древней Греции и первоначально существовал в виде надписи на памятнике, на стенах храма, постаментах и т.д., написанной элегическим дистихом (двустишие из дактилического гекзаметра и пентаметра). В античном мире широкой известностью пользовались надгробные и посвятительные эпиграм-мы Симонида (V в. до н.э.), созданные в память павших на Саламине, при Фермопилах и в Марафонском сра-жении. Поэт посвящал эпиграммы Леониду, Мальтиа-ду, Анакреонту. Философу Платону принадлежат одни из первых эпиграмм на любовные темы. На рубеже V–IV вв. до н.э. появились посвятительные эпиграммы, восхвалявшие не гражданина, а частного человека, его личные и семейные добродетели. Эпиграммы философского характера о смысле жизни уступили место эпиграммам, прославлявшим любовь и вино. Автором легких застольных и любовных эпиграмм был Аскле-пиад Самосский. Надгробные и посвятительные эпиграммы Леонида Тарентского, написанные изысканным языком, воспевали крестьян, рыбаков, ремесленников и других представителей трудового люда. Ок. 80 г. до н.э. поэтом Мелеагром была составлена первая антология эллинистических эпиграмм «Венок». Она стала основой «Палатинской антологии», состоявшей из 4000 эпиграмм (VI, X вв.). Римская эпиграмма, испытавшая влияние александрийской, приобрела форму экспромта. Среди образованных римлян высоко ценились меткие, насмешливые и остроумные эпиграммы Марциала. Ав-торами христианских эпиграмм, посвященных мученикам, были Григорий Назианзин, Пруденций, Венанций Фортунат и др. В Византии
VIII–X вв. эпиграмма явля-лась действенным средством борьбы между иконобор-цами и иконопочитателями. Ямбические эпиграммы Феодора Студийского, отличавшиеся живостью и непосредственностью, подготовили расцвет этого жанра в последующие века, когда эпиграммой стали называть короткое стихотворение сатирического, насмеш-ливого содержания. В Германии эпиграмма пользовалась популярностью с XVII в. в форме экс-промтов и сентенций. Ее использовали в политической и литературной борьбе М. Опиц, Лессинг, Шиллер, Поэт ы «Бури и натиска», Гете, И. Бехер и др. Мастерски владел жанром лаконической, язвительной эпиграммы шотландский поэт Р. Бернс. Эпиграмма заняла важное место во французской поэзии XVII–XVIII вв. К ней об-ращались Вольтер, Руссо и др. Образцы эпиграммы в русской поэзии созданы А. Сумароковым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым и др.
VIII–X вв. эпиграмма явля-лась действенным средством борьбы между иконобор-цами и иконопочитателями. Ямбические эпиграммы Феодора Студийского, отличавшиеся живостью и непосредственностью, подготовили расцвет этого жанра в последующие века, когда эпиграммой стали называть короткое стихотворение сатирического, насмеш-ливого содержания. В Германии эпиграмма пользовалась популярностью с XVII в. в форме экс-промтов и сентенций. Ее использовали в политической и литературной борьбе М. Опиц, Лессинг, Шиллер, Поэт ы «Бури и натиска», Гете, И. Бехер и др. Мастерски владел жанром лаконической, язвительной эпиграммы шотландский поэт Р. Бернс. Эпиграмма заняла важное место во французской поэзии XVII–XVIII вв. К ней об-ращались Вольтер, Руссо и др. Образцы эпиграммы в русской поэзии созданы А. Сумароковым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым и др.
ЭПИГРАММА
• Epigramma,
??????????, в буквальном смысле, и по происхождению своему — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты — Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср. Antkologia Graeca, Греческая антология. У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в 7 столетии республики и в Августове веке. При Домициане выступает Марциалий, потом Авзоний. О сборниках ср. Anthologia latina, Латинская антология. Наиболее встречающийся стихотворный размер Э. — дистих; но употреблялись иногда и другие размеры. Диалект греческих эпиграмм обыкновенно ионийский, но, смотря по местности, делались и отступления от него.
??????????, в буквальном смысле, и по происхождению своему — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты — Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср. Antkologia Graeca, Греческая антология. У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в 7 столетии республики и в Августове веке. При Домициане выступает Марциалий, потом Авзоний. О сборниках ср. Anthologia latina, Латинская антология. Наиболее встречающийся стихотворный размер Э. — дистих; но употреблялись иногда и другие размеры. Диалект греческих эпиграмм обыкновенно ионийский, но, смотря по местности, делались и отступления от него.
Эпиграмма
(греч. надпись), первоначально надписи на памятниках, жертвоприношениях и т. д., принадлежит к исконно греч. гворч. жанрам. Ее отличительный признак — меткость выражений и (с 8 в. до н. э.) метрич. форма (в осн. элегич. дистих). С 4 в. до н. э. Э. потеряла свою первоначальную функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Э. значительная доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаич. произведений ко времени Персидских войн возникли полные простоты и благородного достоинства Э. с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до н. э. появляется т. н. аттическая Э., ее признаком являлась перегруженность софистич. и риторич. элементами. В противоположность этому (примыкая к произведениям Симонида 5–4 вв. до н. э.) развивалась форма, в которой проявлялась углубленность, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна). В эпоху эллинизма известны две школы Э.: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионическая, в которой естественность языка связана с реалистич. изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в сер. 3 в. На рубеже 2 в. этот жанр вновь расцвел в финикийской школе, примыкающей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Э. (эпитафии животным). С 1 в. до н. э. Э. знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии). В рим. литературе этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Литературная лат. Э. имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторич. школах для усовершенствования языка существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Э. в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они все больше содержали насмешливо-сатирич. черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Э. Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности. В христианстве Э. распространились с 4 в. н. э. преим. как надгробные и посвященные мученикам надписи, но имели и другое содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Выдающимися авторами христианских Э. были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Э. (лат., реже греч.) была излюбленной формой энкомиастич. и полемич. произведения. В Германии этот жанр стал обычным с 17 в. в форме сентенций и экспромтов, употреблялся в политич. и лит. борьбе: Опиц, Логау, Лессинг, Шиллер, Гете, «Молодая Германия», Бехер.
Источник: Словарь античности. 1989
Эпиграмма
от греч. epigraphe - надпись)
сложившийся в VII - VI вв. до н.э. в Греции жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые э. возникли в виде сентенций, надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Э. была близка к элегии, у которой она заимствовала стихотворный размер (дистих элегический), стиль и определенную тематику, преимущественно морально-дидактического содержания. Первым известным мастером э. в греческой литературе был Симонид Кеосский, его последователи - Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский, Каллимах, Антипатр Сидонский и др. В I в. до н.э. была составлена первая антология э., которая, дополняясь в I, VII и X вв. н.э., выросла в большой сборник «Палатинская антология» в 16 кн., содержащий ок. 4 тыс. э. В римской литературе жанр э. стал популярным во II - I вв. до н.э., его мастерами были поэты Катулл и Марциал.
Греческая эпиграмма / Сост. и примеч. Ф. Петровского, Ю. Шульца. М., 1960; Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII - III вв. до н.э. Л., 1983.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в др.-гр. и рим. лит. законченное по форме короткое стихотв., посвященное к.-н. лицу, событию или предмету. Обычный размер Э. - элегич. дистих (реже ямбич. триметр и др.), Э. развилась из собств. надписей, к-рыми греки с древнейших времен снабжали надгробия и любые предметы (сосуды, треножники и пр.), посвящаемые божеству, - поэтому она была по необходимости краткой и анонимной. Первые метрические надписи такого рода относятся в VIII в. до н. э. Сравнит, быстро Э. отделилась от материала, на к-ром была написана, превратилась в самостоят, поэтич. произв. и обрела авторов. Создателем лит. Э. антич. традиция считает Симонида Кеосского. Э. присутствует в твор-ве мн. поэтов классич. периода, но подлинного расцвета и оконч. жанрового оформления достигает в эпоху эллинизма, к III в. до н. э., когда, с изменением ист. и соц. условий жизни, в лит. все ярче стал проявляться интерес к человеку не как к члену гражд. сообщества, а как к самоценной индивидуальности. Расширяется и тематика Э.: кроме традиц. эпитафий и посвятительных надписей, возникает любовная, застольная, ритор., бытовая, сатир. Э. Вместе с тем в эллин. Э. почти полностью отсутствуют гражд. и обществ.-полит. темы, свойственные поэзии классич. эпохи. Признанными мастерами этого жанра были Асклепиад Самосский, Каллимах, Леонид Та-рентский, Мелеагр, Алкей Мессенский и др. С именем последнего связано возникновение Э. как личной инвективы. Уже в нач. I в. до н. э. начали составлять сб. Э., т. н. антологии (см. Антология палатинская), благодаря к-рым до нас дошло ок. 6500 гр. Э. Переход эпиграммах, твор-ва в Рим произошел в I в. до н. а (Катулл) Наибольшее распространение получила здесь сатир. Э., классиком к-рой стал Марциал. Уделяли внимание Э. и поздние рим. поэты (см. Антология латинская). В рус. поэзии, особ, в XIX в., кроме Э. в привычном для нас понимании этого термина, были распространены т. н. антологические стихи - прямое наследие антич. Э. в широком смысле этого слова (напр., «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина).
Соч.: Греческая эпиграмма. СПб., 1993; 5; 38; 86, 100 - 108, 189- 195; Петровский Ф. А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962.
Ц.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
сложившийся в VII - VI вв. до н.э. в Греции жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые э. возникли в виде сентенций, надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Э. была близка к элегии, у которой она заимствовала стихотворный размер (дистих элегический), стиль и определенную тематику, преимущественно морально-дидактического содержания. Первым известным мастером э. в греческой литературе был Симонид Кеосский, его последователи - Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский, Каллимах, Антипатр Сидонский и др. В I в. до н.э. была составлена первая антология э., которая, дополняясь в I, VII и X вв. н.э., выросла в большой сборник «Палатинская антология» в 16 кн., содержащий ок. 4 тыс. э. В римской литературе жанр э. стал популярным во II - I вв. до н.э., его мастерами были поэты Катулл и Марциал.
Греческая эпиграмма / Сост. и примеч. Ф. Петровского, Ю. Шульца. М., 1960; Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII - III вв. до н.э. Л., 1983.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в др.-гр. и рим. лит. законченное по форме короткое стихотв., посвященное к.-н. лицу, событию или предмету. Обычный размер Э. - элегич. дистих (реже ямбич. триметр и др.), Э. развилась из собств. надписей, к-рыми греки с древнейших времен снабжали надгробия и любые предметы (сосуды, треножники и пр.), посвящаемые божеству, - поэтому она была по необходимости краткой и анонимной. Первые метрические надписи такого рода относятся в VIII в. до н. э. Сравнит, быстро Э. отделилась от материала, на к-ром была написана, превратилась в самостоят, поэтич. произв. и обрела авторов. Создателем лит. Э. антич. традиция считает Симонида Кеосского. Э. присутствует в твор-ве мн. поэтов классич. периода, но подлинного расцвета и оконч. жанрового оформления достигает в эпоху эллинизма, к III в. до н. э., когда, с изменением ист. и соц. условий жизни, в лит. все ярче стал проявляться интерес к человеку не как к члену гражд. сообщества, а как к самоценной индивидуальности. Расширяется и тематика Э.: кроме традиц. эпитафий и посвятительных надписей, возникает любовная, застольная, ритор., бытовая, сатир. Э. Вместе с тем в эллин. Э. почти полностью отсутствуют гражд. и обществ.-полит. темы, свойственные поэзии классич. эпохи. Признанными мастерами этого жанра были Асклепиад Самосский, Каллимах, Леонид Та-рентский, Мелеагр, Алкей Мессенский и др. С именем последнего связано возникновение Э. как личной инвективы. Уже в нач. I в. до н. э. начали составлять сб. Э., т. н. антологии (см. Антология палатинская), благодаря к-рым до нас дошло ок. 6500 гр. Э. Переход эпиграммах, твор-ва в Рим произошел в I в. до н. а (Катулл) Наибольшее распространение получила здесь сатир. Э., классиком к-рой стал Марциал. Уделяли внимание Э. и поздние рим. поэты (см. Антология латинская). В рус. поэзии, особ, в XIX в., кроме Э. в привычном для нас понимании этого термина, были распространены т. н. антологические стихи - прямое наследие антич. Э. в широком смысле этого слова (напр., «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина).
Соч.: Греческая эпиграмма. СПб., 1993; 5; 38; 86, 100 - 108, 189- 195; Петровский Ф. А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962.
Ц.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)