Эпихарм
ЭПИХАРМ
др.-греч. комедиограф 6 — 5 вв. до н.э. Жил в Сицилии. Его небольшие комедии (сохран. только фрагменты) возникли на основе фольклорных бытовых и пародийно-миф. сценок. По свидет. Аристотеля, Э. первый придал этого рода комедии хар-р худож. целого с законч. сюжетом. В комедиях Э. были изображены Геракл в виде ненасытного обжоры, Одиссей в образе лгуна и плута. Э. писал ямбом на дорийском диалекте.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эпихарм
(греч. Epicharmos, лат. Epicharmus) (ок. 550–460 до н. э.), греч. поэт, жил в Сиракузах. Э. поднял старинные дорийские народные фарсы до уровня комедий, частично представляющих собой пародии на сказания о богах и героях (например, Геракл представлен как пьяница и волокита), частично–реалистич. изображения повседневной жизни (тип парасита). Политич. и личных нападок он избегал, в т. ч. и в хоре. Из-за многочисл. сентенций в своих произведениях позже считался составителем философских сочинений. Из написанных им 40 пьес сохранились лишь некоторые фрагменты.
Источник: Словарь античности. 1989
Эпихарм
2-я пол. VI - 1-я пол. V в.)
др.-гр. поэт, автор комедий. Жил в Сицилии, писал на дорийском диалекте, используя преим. ямбич. триметр. Ни одного цельного произв. не сохран., а из заглавий и незначит. по объему фр-тов свыше 35 комедий видно, что Э. впервые придал характер худож. целого с законч. сюжетом бытовым фарсовым и пародийно-мифолог. сценкам («Вакханки», «Одиссей-перебежчик», «Троянцы»). Осмеянию" подвергалась также филос. проблематика («Земля и море»), в т. ч. знаменитый тезис Гераклита: «Все течет». Э. первым вывел на сцену образ парасита («Надежда, или Богатство»), к-рый впосл. широко использовала «новая» аттич. комедия. Соч. Э. отличались блестящим использованием языковых средств (игра слов, неологизмы, антитезы), обилием поговорок. Известные в античности «Изречения» Эпихарма явл. в бол. части позднейшей имитацией.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
др.-гр. поэт, автор комедий. Жил в Сицилии, писал на дорийском диалекте, используя преим. ямбич. триметр. Ни одного цельного произв. не сохран., а из заглавий и незначит. по объему фр-тов свыше 35 комедий видно, что Э. впервые придал характер худож. целого с законч. сюжетом бытовым фарсовым и пародийно-мифолог. сценкам («Вакханки», «Одиссей-перебежчик», «Троянцы»). Осмеянию" подвергалась также филос. проблематика («Земля и море»), в т. ч. знаменитый тезис Гераклита: «Все течет». Э. первым вывел на сцену образ парасита («Надежда, или Богатство»), к-рый впосл. широко использовала «новая» аттич. комедия. Соч. Э. отличались блестящим использованием языковых средств (игра слов, неологизмы, антитезы), обилием поговорок. Известные в античности «Изречения» Эпихарма явл. в бол. части позднейшей имитацией.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ЭПИХАРМ
• Epicharmus,
?????????, с острова Коса, родился ок. 540 г. до Р. X., сын врача Елофала, знаменитый греческий комик, рано покинул свой родной город и жил попеременно в разных городах Сицилии, преимущественно в Мегаре. По разрушении этого города он отправился в Сиракузы, где отличался в царствование Гиерона как комических поэт. Там, по преданию, он и умер, имея 90 лет от роду, в 448 г. Вследствие этого пребывания в Сицилии он называется Siculus. (Cic. tusс. 1, 8, 15. Cic. ad Att. 1, 19, 8). В ранние годы он увлекался философией Пифагора, был также врачом, но впоследствии посвятил себя исключительно комедии. Ему обязана так называемая дорическо-сицилийская комедия тем, что развилась в правильную, искусную форму, чему вместе с ним содействовали Формис и Динолох, и после него Софрон и Ксенарх. Подлинными драмами Э. признавали 35, заглавия коих известны нам. Фрагменты существуют в незначительном количестве и перемешаны с подложными (лучшее собрание: А. О. F. Lorenz, Berlin, 1864); из них нельзя судить ни о плане, ни о содержании ни одной из комедий. Большая часть заглавий дает пустые имена, и лишь немногие более ясны, напр., ´???? ?????, ´???????? или ????????. В других были сцены и происшествия из известных мифов, как ????????, ´??????, ??????, ????????? ???????, ?????? ???? ?????????, ????????? и т. д. Что касается до плана и устройстве вообще, то из намеков древних (Horat. ер. 2, 1, 58) видно, что поэт, подобно римской comoedia motoria, спешит обыкновенно, быстро излагает простой сюжет без глубокой характеристики и без искусственного сплетения и доводит к концу. Диалект его произведений считался хорошим дорическим. Просты, но не строго правильны были его метры. Предпочтительно перед другими он употреблял в диалоге трохаический тетраметр (metrum Epicharmium).
Эпихарм
VI/V вв. до н. э., греческий драматический поэт. Родился, вероятно, в Сиракузах, а согласно другим источникам, в Мегаре Гиблейской на Сицилии либо на острове Кос. Предполагаемый период его жизни - 530-490 гг., а вершина литературной деятельности приходится на 500-490 гг. - Согласно Книге Суда Э. был наряду с Формием создателем сицилийской комедии (особенно греческой драмы; "драма" - от глагола dran - "действовать"), а по версии Аристотеля он первым ввел в эти пьесы фабулу. Мы знаем 35 названий пьес Э. и свыше 200 фрагментов (всего он должен был написать 52 комедии). 18 заглавий указывают на мифологическую тематику. Частым героем является Геракл-обжора, многие названия отсылают к Гомеру: Одиссей-беглец (Odysseus automolos), Циклоп (Kyklops), Троянцы (Troes).Остальные пьесы - народные комедии, например, Селянин (Agrostinos), Земля и море - что из них полезнее для человека (Ga kai thalassa),Горшки (Chytrai) - мечтания бедной женщины об обогащении путем продажи горшков, которые, однако, разбились. Загадочное название Logos kai logina ("слово" или "разум" в мужском и женском роде) подчеркивает некую диалектичность тематики. Пьесы Э., короткие, насчитывающее самое большее 400 стихов, были скорей фарсами, чем собственно комедиями, и максимально приближались к миму, от которого они вели свое происхождение. В них отсутствует хор, совершенно нет фрагментов, написанных лирическими метрами, а только ямбические триметры, трохеические тетраметры и анапесты. Язык комедий Э. представляет собой литературный дорийский диалект. Предназначались эти комедии для достаточно образованной публики; на это указывают многочисленные сентенции и философские рассуждения в пифагорейском духе, а также пародии на стиль Гомера. Множество изречений Э. вошло в общее употребление в качестве пословиц, например: "Где страх, там и почет", или приписываемое Э. - "рука руку моет". Э. оказал значительное влияние на староаттическую комедию, хотя его, вероятно, и не ставили в Афинах.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999