Эпиктет

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭПИКТЕТ
ок. 50 — ок. 138) — греч. философ-стоик. Был рабом, затем отпущен на волю. Обучался философии у Мусония Руфа. Был учителем философии в Риме до изгнания философов Домицианом в 90-х гг. Удалился в Никополис, в Эпире, где открыл школу. Там его слушал Арриан, записавший его учение в двух соч.: «Беседы» и «Руко-водство». Э. интересовался исключ. моралью (не отвергая, однако, ни логики, ни физики Др. Стои).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Эпиктет
греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него: в его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную свободу и счастье.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Эпиктет
Эпиктет (Epictetus) (ок. 50-135 гг. н.э.), греч. фило-соф-стоик из Фригии. Был изгнан из Рима ок. 90 г. н.э., когда император Домициан объявил вне закона всех философов. Хотя Э. не оставил собственных сочинений, сохранились его лекции, записанные историком Аррианом. Э. был современником распространения христианства, и его стоицизм в сочетании с твердой верой в единого Бога имел мн. сходных черт с учением Иисуса Христа. Он утверждал, что вера в Бога является единств, утешением. Его большим поклонником былМарк Аврелий.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Эпиктет
(греч. Epiktetos), род. ок. 50 н. э. во Фригии, ум. ок 130 в Эпире, греч. философ-стоик. Был рабом, затем вольноотпущенником. Э. обучал философии в Риме (до того, как был выслан Домицианом), затем в Никополе. Философия Э. сводилась к этике. Основанная на познании здравого смысла она выступала в форме популярной проповеди человеколюбия и чистоты души. Э. отстаивал равенство всех людей, отвергал государство и брак. Счастье видел в свободе человека от страстей. Составл. на основе выдержек из учения Э. его учеником «Руководство морали» («Encheiridion») пользовалось широкой популярностью в качестве книги утешения.

Источник: Словарь античности. 1989

Эпиктет
ок. 50- ок. 138 гг. н. э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима императором Домицианом, осел в Никополе в Греции и там основал собственную философскую школу. Э. не оставил ни одного произведения, но его ученик Арриан записал учение своего мастера. Также мы находим сентенции Э. в антологии Стобея. Содержание лекций Э. можно восстановить на основании писаний Арриана. Э. понимал философию в духе стоиков как любовь и влечение к добродетели, которую он, однако, воспринимал не как практические навыки "жизни в соответствии с природой", но и как знание "о вещах божественных и человеческих", как правильное мышление, являвшееся неотъемлемым условием жизни в соответствии с природой. Однако же теория должна неизбежно подкрепляться практикой, т.е. целью, каковой является свободная и счастливая жизнь, поскольку наука, изучае ради нее самой, становится источником многих несчастий. Э. не придерживался последовательно стоического разделения философии на физику, этику и логику. Физикой он практически не занимался, больше места он отвел логике, а его излюбленной областью была этика. Сильное влияние на учение Э. оказал прежде всего Сократ и его учение в том виде, в каком его представили в своих сочинениях Платон и Ксенофонт. Это нашло сове выражение в этическом интеллектуализме (добродетель есть знание) и вера в правящее миром провидение, велениям которого нужно без сопротивления подчиняться. Следы влияния учения Сократа видны также в усмотрении задачи философии в воспитании добрых и счастливых людей. Э. пользовался громкой славой у современников, и многие знаменитые личности навещали его в его школе, благодаря чему он имел большое влияние на высшие круги общества.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Эпиктет
греч. Epiktetos)
(ок. 50 - ок. 130 н.э.)
   греческий философ-стоик; родился рабом во фригийском г. Гиерополь; попав в Рим, был куплен секретарем Нерона вольноотпущенником Эпафродитом. Став вольноотпущенником, Э. занимался философией. Когда в 94 г. философы по приказу Домициана были высланы из Рима, он удалился в Эпир, где в Никополе открыл философскую школу. Возвратившись в Рим при Траяне, Э. приобрел большую популярность. Его горячим поклонником был Флавий Арриан, застенографировавший и издавший беседы Э.
   Эпиктет. Беседы / Пер. Г.А. Тароняна // ВДИ. 1975. № 2-4; 1976. № 1-2.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 55-135)
   Философ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии - в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета - "Руководство морали", - которые оказали сильное влияние на императора-стоика Марка Аврелия. Сам Эпиктет имел глубокую религиозную веру в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру - единственный путь к достижению счастья.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 50 - ок. 140)
   рим. философ-стоик, грек по происх. В молодости был рабом, затем отпущен на волю. Ученик Мусония Руфа. Жил в Никополе (Эпир). Э. ничего не писал, осн. формой выражения его филос. взглядов была беседа (диатриба). Этико-филос. концепция Э. известна из соч. его ученика Флавия Арриана.
   Философия Э. почти целиком сводится к ряду морально-этич. установлений, согласно к-рым гл. задача человека заключается в сохран. внутр. независимости от любых внеш. обстоятельств и достижении духовной свободы путем последовательного исполнения всех зависящих от него обязательств, связанных с проявлением добродетели, и столь же последовательного отказа от заведомо неисполнимых предприятий. Этика Э. подразумевала аскетический образ жизни. .
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭПИКТЕТ
   • Epict?tus,
         ?????????, родился в Гиераполе во Фригии, был долгое время в Риме слугою любимца Нерона, Епафродита, который впоследствии, пораженный его высоким умом и независимым духом, даровал ему свободу. После этого Э. слушал Музония Руфа и, совершенно предавшись стоическому учению, старался распространить его в Риме, но без особенного успеха. Когда, по приказанию Домициана, 94 г. по Р. X., все философы должны был оставить Рим, он отправился в Эпир, в г. Никополь, жил там до правления императора Адриана, учил, по примеру Сократа, в свободных беседах в колоннадах и на площадаях и привлек большое число учеников, к числу которых принадлежали и Арриан и Фавоний. Письменного он не оставил ничего. Арриан, по смерти учителя, опубликовал ????????? ?????????, в 8 книгах, из которых 4 сохранилось, и изложил, под названиям ???????????, главные пункты учения Э. в виде кратких положений. Оба эти труда издал Schweigh?user, с комментариями Симплиция и некоторыми позднейшими парафразами (Лейпциг, 1799, в 5 т.). Будучи далек от обычной гордости тогдашних стоиков, он пытался уже отжившему свой век и занимавшемуся лишь диалектикою и физикою греческому стоицизму противопоставлять учение о добродетели, смягченное понятиями сократовой философии. От исследований, не имеющих отношения к возбуждению и оживлению нравственности, он держался в стороне. Он отказывается от надменной мудрости стоиков и склонялся к более эклектическому направлению. Логике придавал он особое значение, как науке, ведущей к самопознанию и различению между добром и злом. Ифику основывал он не на принципе прежних стоиков, учивших, что надо жить в гармонии с природой, но исходил от самого человека. «Некоторые вещи находятся в нашей власти, как мнение, желание, отвращение и т. д., другие — нет; как наша физическая жизнь, слава, власть, вообще все, что не производится нами. Добро то, что соответствует истинной природе духа, зло — что противоречить ей. Следовательно, зло — заблуждение. Что не зависит от нас, то для нас — ??????????; и добродетель состоит, таким образом, в устранении всего этого внешнего, нарушающего нашу свободу». Высшею основою жизни и учения Э. было поэтому терпение и умеренность (??????? ???? ???????). В целом же его ифика менее направлена на объективное развитие идей и научные исследования, чем на практическое применение (??? ??? ?????? ???? ??????????). Он не отрицал гадания, но не придавал ему никакой особенной цены, как относящемуся к внешнему миру; напротив, он разошелся с древнейшими стоиками в том, что допускал существование демонов или гениев, — хранителей, которых Зевс приставляет к каждому человеку.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета: Страница из истории христианской этики

А. А. Бронзов
Читать PDF
0.00 байт

Благо, зло и безразличное в учении Эпиктета о свободе выбора

Степанова Анна Сергеевна
В статье рассматриваются некоторые следствия из рассуждений стоиков о благе, зле и безразличном, получившие развитие в учении Эпиктета.
Читать PDF
0.00 байт

Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета: Страница из истории христианской этики

А. А. Бронзов
Читать PDF
0.00 байт

2016.04.048-050. СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ЭПИКТЕТА. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

САМОТВОРЧЕСТВО И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ В ШКОЛЕ ЭПИКТЕТА

Горелов Анатолий Алексеевич
В статье обсуждается значение работы с представлениями в школе римского стоика Эпиктета для развития человека. В первой части статьи анализируется понятие самотворчества в его соотношении с понятием творчества.