ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
1) раздел философии истории, предметом которого является историческое знание и познание [А. В. Гурьянова]; 2) направление критической философии истории, изучающей вопрос о том, возможно ли знание о прошлом и как соотносятся друг с другом язык историка и сама историческая реальность [Ф. Р. Анкерсмит]; 3) разделы философии истории и историологии, занимающиеся изучением проблем границ и условий исторического знания, а также правил, связанных с обнаружением и предотвращением историографических ошибок [А. Металл]. Современную философию истории обычно подразделяют на историософию, занимающуюся разработкой теории исторической реальности, и историологию, или эпистемологию истории, в центре внимания которой находятся теоретические вопросы исторического познания [М. Кукарцева, Е. Коломоец]. Рассматривая эпистемологию истории в качестве раздела философии истории, одна группа ученых в рамках корреспондентного подхода разрабатывает различные тео рии исторического познания в его соотношении с исторической реальностью. При этом одни исследователи, исходя из принципа нейтральности познающего субъекта, акцентируют внимание на объективной стороне исторического познания. Другие исследователи, стремясь сохранить субъект познавательной деятельности, обращают внимание на интерпретативные аспекты исторического познания. Другая группа эпистемологов в рамках когерентного подхода разрабатывает различные теории исторического познания вне связи его с исторической реальностью, элиминируя вопрос об объективной стороне исторического познания и сосредоточивая внимание на том, «как думают историки», получая или конструируя исторические знания.
В настоящее время выделяют аналитическую, герменевтическую, идеалистскую и лингвистическую модели эпистемологии истории [М. Кукарцева]. Аналитическая Э. и., разрабатывая корреспондентную теорию исторического познания, акцентирует внимание на проблемах его объективности, а также на реконструкции и объяснении исторической реальности. Герменевтическая Э. и. в рамках разработки корреспондентной теории исторического познания ориентируется на реконструкцию исторической реальности путем интерпретации текстов прошлого в контексте субъект-субъектных отношений, диалога историка как представителя одной культуры и изучаемых исторических субъектов как носителей других культур. Идеалистская Э. и. ориентируется на разработку когерентной теории исторического познания, связанного с производством исторических знаний, рассматривая их как конструкции исторической реальности. Лингвистическая Э. и. в рамках когерентной теории исторического познания акцентирует внимание на языке текстов прошлого и языке историков, а также на нарративном характере исторического дискурса как конструктора исторической реальности.
В зависимости от задач исследования, Э. и. подразделяется на нормативную, занятую разработкой стандартов и норм исторического познания, и дескриптивную, связанную с изучением реального познавательного процесса.
С учетом исторической ретроспективы выделяются различные типы эпистемологии истории. Одни исследователи, начиная отсчет с 30-50-х гг. XX в., выделяют: 1) классическую эпистемологию истории, выросшую из недр исторической школы «Анналов» и ряда родственных ей направлений (истории ментальностей, исторической антропологии и школы микроистории); 2) неклассическую (структуралистскую) эпистемологию истории, совершившую в историческом познании «полевой поворот», направленный на преодоление в нем «антропологических иллюзий»; 3) постнеклассическую (постмодернистскую) эпистемологию истории, связанную с утверждением в историческом познании принципов деконструкции, интертекстуальности, нарративизма и спровоцировавшую в нем «лингвистический поворот» [А. В. Гурьянова].
Другие исследователи, считая, что Э. и. появляется еще в XIX в., выделяют такие ее типы, как: 1) классическая (;позитивистская), связанная с разработкой теории исторического познания с ориентацией на модели мышления «строгих» наук, реализующих варианты рассудочно-гносеологических практик и стремящихся представить субъектобъектные отношения в познании в жестких абстракциях, где господствует анонимный гнет понятий и демонстративность научной мысли; 2) неклассическая (неокантианская), ориентирующаяся при разработке теории исторического познания на модели мышления гуманитарных наук, реализующих варианты экзистенциальноантропологических практик и стремящихся не только сохранить субъект познания, но и представить его как целостность, в единстве мышления и деятельности; 3) постнеклассическая (;постмодернистская), рассматривающая историческое познание как лингвистическое конструирование исторической реальности в рамках определенных риторических стратегий, а исторические знания как когнитивные конструкции, облегчающие социальные коммуникации.
Лит.: Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. М., 2003; Гурьянова А. В. Историческая эпистемология: проблемное поле и эволюция представлений. Самара, 2009; Кукарцева М, Коломоец Е. Эпистемология и онтология истории // Вести. МГУ. Серия: философия. № 1. 2007; Кукарцева М. Предисловие переводчика // Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2009; Мегилл А. Историческая эпистемология / Пер. М. Кукарцевой, В. Катаева, В. Тимонина). М., 2009. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
266.01 кб

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. (ОБЗОР)

Боброва Л.А.
Читать PDF
1.59 мб

Эпистемология и историческое сознание

Касавин И. Т.
Читать PDF
233.09 кб

Историческая эпистемология в состоянии «Пост-»

Подлевских Леонтий Геннадьевич
В статье выявляется наличие в исторической эпистемологии ситуации неопределенности. Она создается разрушением принципов модерна и постепенным утрачиванием доминирующих позиций постмодернизмом.
Читать PDF
770.77 кб

Ощущение знания и социально-историческая эпистемология

Колпаков В. А.
Рецензия на книгу Шульман М.М. Ощущение знания. В 2 т. Ростов н/Д. Изд-во ЮФУ, 2009.
Читать PDF
193.58 кб

НУЖНА ЛИ ЕДИНАЯ ПАРАДИГМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ?

Васильев Юрий Альбертович
Публикация является продолжением обсуждения проблематики исторической эпистемологии. Автор утверждает, что смена парадигм в исторической науке обусловлена необходимостью качественного обновления научного знания.
Читать PDF
381.54 кб

Гастон Башляр и актуальность исторической эпистемологии

Соколова Т.Д.
Статья посвящена французской исторической эпистемологии и роли Гастона Башляра в ее теоретическом и институциональном установлении.
Читать PDF
465.55 кб

О возможности «Переговоров» в исторической эпистемологии

Шиповалова Л.В.
В тексте описывается возможность совместимости позиций участников дискуссии о современном проекте исторической эпистемологии.
Читать PDF
190.10 кб

Историческое знание в социальной эпистемологии университета

Шаповалов Владимир Александрович
Исследуется проблема роли исторического знания, а также его роль в обеспечении единства научно-образовательного пространства современного университета.
Читать PDF
1.40 мб

Историческая эпистемология в поисках символического статуса

Кузнецова Н.И.
Утверждается, что анализ предмета и проблем исторической эпистемологии неэффективно начинать с упорядочивания практики употребления основных ее терминов.
Читать PDF
467.92 кб

Историческая эпистемология: эпистемология и другая философия

Писарев А.А.
Предлагается сопоставить тезис о противостоянии универсального (философии науки) и партикулярного (истории науки) и отступлении эпистемологии с трансформациями, произошедшими в философии последние десятилетия, и ее связями с иссле
Читать PDF
2.22 мб

Per aspera: эпистемология и этика в историческом исследовании

Кукарцева М. А.
Читать PDF
675.57 кб

Постмодернистская критика исторической эпистемологии во Франции

Соколова Л.Ю.
В статье анализируется критика исторической эпистемологии со стороны постмодернистских философов, которая указывает не только на концептуальные расхождения, но и на моменты преемственности, не позволяющие этой критике быть радикал
Читать PDF
445.50 кб

Историческая эпистемология и судьба философской теории познания

Сокулер З.А.
Предлагается посмотреть на историческую эпистемологию как на исторически сложившееся наименование для разнородного комплекса философских, социологических, исторических исследований науки, объединяемых общей эпистемологической орие
Читать PDF
361.27 кб

Пограничье в контексте идей культурно-исторической эпистемологии

Андреева Арья Александровна
Тематика культурного пограничья прочно вошла в научный дискурс. В статье рассматриваются принципиальные теоретико-методологические моменты, позволяющие раскрыть культурно-историческую эпистемологию феномена культурного пограничья.
Читать PDF
1.59 мб

Фазы парадигмы (эскиз психолого-исторической эпистемологии). Ч. 2

Шкуратов Владимир Александрович
В первой части статьи парадигма была определена по контрасту с наррадигмой. Историческая длительность парадигмы разделена на отрезки, названные фазами парадигмы.