1) раздел философии истории, предметом которого является историческое знание и познание [А. В. Гурьянова]; 2) направление критической философии истории, изучающей вопрос о том, возможно ли знание о прошлом и как соотносятся друг с другом язык историка и сама историческая реальность [Ф. Р. Анкерсмит]; 3) разделы философии истории и историологии, занимающиеся изучением проблем границ и условий исторического знания, а также правил, связанных с обнаружением и предотвращением историографических ошибок [А. Металл]. Современную философию истории обычно подразделяют на историософию, занимающуюся разработкой теории исторической реальности, и историологию, или эпистемологию истории, в центре внимания которой находятся теоретические вопросы исторического познания [М. Кукарцева, Е. Коломоец]. Рассматривая эпистемологию истории в качестве раздела философии истории, одна группа ученых в рамках корреспондентного подхода разрабатывает различные тео рии исторического познания в его соотношении с исторической реальностью. При этом одни исследователи, исходя из принципа нейтральности познающего субъекта, акцентируют внимание на объективной стороне исторического познания. Другие исследователи, стремясь сохранить субъект познавательной деятельности, обращают внимание на интерпретативные аспекты исторического познания. Другая группа эпистемологов в рамках когерентного подхода разрабатывает различные теории исторического познания вне связи его с исторической реальностью, элиминируя вопрос об объективной стороне исторического познания и сосредоточивая внимание на том, «как думают историки», получая или конструируя исторические знания.
В настоящее время выделяют аналитическую, герменевтическую, идеалистскую и лингвистическую модели эпистемологии истории [М. Кукарцева]. Аналитическая Э. и., разрабатывая корреспондентную теорию исторического познания, акцентирует внимание на проблемах его объективности, а также на реконструкции и объяснении исторической реальности. Герменевтическая Э. и. в рамках разработки корреспондентной теории исторического познания ориентируется на реконструкцию исторической реальности путем интерпретации текстов прошлого в контексте субъект-субъектных отношений, диалога историка как представителя одной культуры и изучаемых исторических субъектов как носителей других культур. Идеалистская Э. и. ориентируется на разработку когерентной теории исторического познания, связанного с производством исторических знаний, рассматривая их как конструкции исторической реальности. Лингвистическая Э. и. в рамках когерентной теории исторического познания акцентирует внимание на языке текстов прошлого и языке историков, а также на нарративном характере исторического дискурса как конструктора исторической реальности.
В зависимости от задач исследования, Э. и. подразделяется на нормативную, занятую разработкой стандартов и норм исторического познания, и дескриптивную, связанную с изучением реального познавательного процесса.
С учетом исторической ретроспективы выделяются различные типы эпистемологии истории. Одни исследователи, начиная отсчет с 30-50-х гг. XX в., выделяют: 1) классическую эпистемологию истории, выросшую из недр исторической школы «Анналов» и ряда родственных ей направлений (истории ментальностей, исторической антропологии и школы микроистории); 2) неклассическую (структуралистскую) эпистемологию истории, совершившую в историческом познании «полевой поворот», направленный на преодоление в нем «антропологических иллюзий»; 3) постнеклассическую (постмодернистскую) эпистемологию истории, связанную с утверждением в историческом познании принципов деконструкции, интертекстуальности, нарративизма и спровоцировавшую в нем «лингвистический поворот» [А. В. Гурьянова].
Другие исследователи, считая, что Э. и. появляется еще в XIX в., выделяют такие ее типы, как: 1) классическая (;позитивистская), связанная с разработкой теории исторического познания с ориентацией на модели мышления «строгих» наук, реализующих варианты рассудочно-гносеологических практик и стремящихся представить субъектобъектные отношения в познании в жестких абстракциях, где господствует анонимный гнет понятий и демонстративность научной мысли; 2) неклассическая (неокантианская), ориентирующаяся при разработке теории исторического познания на модели мышления гуманитарных наук, реализующих варианты экзистенциальноантропологических практик и стремящихся не только сохранить субъект познания, но и представить его как целостность, в единстве мышления и деятельности; 3) постнеклассическая (;постмодернистская), рассматривающая историческое познание как лингвистическое конструирование исторической реальности в рамках определенных риторических стратегий, а исторические знания как когнитивные конструкции, облегчающие социальные коммуникации.
Лит.: Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. М., 2003; Гурьянова А. В. Историческая эпистемология: проблемное поле и эволюция представлений. Самара, 2009; Кукарцева М, Коломоец Е. Эпистемология и онтология истории // Вести. МГУ. Серия: философия. № 1. 2007; Кукарцева М. Предисловие переводчика // Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2009; Мегилл А. Историческая эпистемология / Пер. М. Кукарцевой, В. Катаева, В. Тимонина). М., 2009. А. В. ЛУБСКИЙ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.