Эпитафия

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эпитафия
надпись на погребальной стеле.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Эпитафия
греч. epitaphios – надгробный) – надгробная надпись, особенно стихотворная.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭПИТАФИЯ
надгробный – надгробная надпись, главным образом стихотворная. В поэзии стилизованные Э. стали самостоятельным жанром в эпоху классицизма – панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭПИТАФИЯ
траурная речь, к-рую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающ. граждан Афин. Э. строится по обычной, традиц. схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключит. часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одноврем. речь славит г. Афины и его гос. устройство. Среди немн. сохранивш. известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЭПИТАФИЯ
греч. epitaphios – надгробный), надгробная надпись, часто стихотворная. В русской поэзии эпитафии появляются в 17 в. у Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и, как правило, представляют собой большие стихотворные тексты. В поэзии 18–19 вв. эпитафия имеет краткую стихотворную форму:
Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Эпитафия
(греч. надгробная надпись), epitaphios logos — траурная речь, которую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающихся граждан Афин. Э. строится по обычной, традиционной схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключительная часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одновременно речь славит город Афины и его государств, устройство. Среди немногих сохранившихся известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭПИТАФИЯ
(греч. epitaphios — надгробный) — надгробная надпись на могильной плите, преимущественно в стихотворной форме, посвященная умершему. Появление эпитафии было связано с культом мерт-вых; ее отличительными признаками были краткость, обращение к покойнику в форме повелительного наклонения, прославление его дел. Эпитафия как литературный жанр оформилась в древнегреческой лирике VI–V вв. до н.э. и имела много общего с надгробными и посвятительными эпиграммами, написанными элегическими двустишиями. В Древней Аттике эпитафией называли также траурную речь, произнесенную на церемонии захоронения одним из влиятельных граждан Афин. Со времени греко-персидских войн в Афинах было установлено ежегодное поминальное торжество в память о павших на войне, на котором звучали эпита-фии. Они были построены по определенной схеме: введение, в котором перечислялись трудности, стоящие перед оратором, главная часть, посвященная восхвалению павших и их дел, и заключительная часть, обра-щенная к живущим и содержавшая слова утешения близким. Обязательным было также прославление демократического строя Афин. Со временем похвальная эпитафия сблизилась с другими жанрами панегирической поэзии, прежде всего, с сатирической эпиграммой (эпиграммы Р. Бернса).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЭПИТАФИЯ
   • ????????? (т. е. ?????),
         надгробная речь; так называлась в Афинах особенно речь, которую произносил назначенный государством оратор во время торжественного погребения павших в славном бою за отечество. Это публичное прославление павших должно было побуждать оставшихся в живых в такой же храбрости. Аристид первый, кажется, произнесением надгробной речи над павшими при Платеях придал этому торжеству большее и более общее значение, а с тех пор значительнейшие ораторы считали за честь поручение им такой речи. Так, Перикл держал надгробную речь над павшими при Самосе и затем речь, сообщенную Фукидидом (2, 35), над убитыми в сражениях первых лет Пелопоннесской войны. Мало-помалу дошло до того, что такие речи не только произносились по поручению государства, но сочинялись вообще в память выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ, Гиперид и Демосфен составляли такие речи. В позднейшие времена, когда общественная жизнь и общественные заслуги не давали материала для таких речей, предметы для них брались из частных отношений отдельных личностей. Этим можно объяснить множество таких напыщенных речей, известных в древности, и ту аккуратность, с которой их разбирали риторы. Таковы же и римские laudationes fun?bres, которые по своему панегиристическому характеру не были, конечно, достоверными историческими источниками. ср. Cic. Brut. 16, 61. Cic. legg. 2, 25.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Горизонтальный срез вертикали власти: эпитафия фильму «Царь»

Таймасова Людмила Юлиановна
В статье анализируется исторический художественный фильм «Царь» (2009) режиссера П. Лунгина. Основное внимание уделяется кинообразам царя Иоанна IV Грозного и царской власти в Московской Руси XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 010. Хоментовская А. И. Итальянская гуманистическая эпитафия: ее судьба и проблематика / отв

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век xviii

Авдеев Александр Григорьевич
В статье исследуются русские силлабические эпитафии эпохи барокко, активно бытовавшие в «кладбищенской» поэзии с последней четверти XVII в. до начала 1770-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Кириллица и Зеленчукская эпитафия

Туаллагов Алан Ахшарович
Статья посвящена анализу «дешифровки» Зеленчукской надписи на основании кириллического алфавита.
Читать PDF
0.00 байт

О. Ю. Тарасов. Эпитафия в творчестве Василия Васильевича Верещагина

Гудимова С. А.
Читать PDF
0.00 байт

«Три грации считались в древнем мире. . . »: эпитафия - мадригал - эпиграмма

Душенко Константин
Эпиграмма «Три грации...», приписываемая Лермонтову, возникла после ряда переработок латинской эпитафии «Tres fuerant Charites».
Читать PDF
0.00 байт

Метрическая эпитафия Луция Калидия Эротика

Кузнецов Александр Евгеньевич
В докладе рассматривается эпитафия CIL IX 2689 и приводятся аргументы в пользу метрического характера надписи.
Читать PDF
0.00 байт

Эпитафия Дорихе (Посидипп, XVII Gow-Page)

Каячев Борис Александрович
Работа предлагает прочтение эпиграммы Посидиппа, посвященной Дорихе, возлюбленной брата Сапфо Харакса. Привелечение новых параллелей позволяет уточнить интерпретацию эпиграммы в ряде деталей.
Читать PDF
0.00 байт

АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТНАЯ БАЛЛАДА-ЭПИТАФИЯ XVI ВЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Карначук Наталия Викторовна
Дается характеристика печатной баллады-эпитафии, а также краткая история ее бытования в XVI в., указывается ее место среди текстов и ритуалов, фиксировавших память современников о покойном.
Читать PDF
0.00 байт

Эпитафия У. Шекспира как пример преемственности жанров в текстах эпитафий

Арутюнян Эльвира Борисовна
На примере текста эпитафии Уильяма Шекспира в статье рассматривается особая жанровая разновидность эпитафического текста, которую можно расценивать как нехарактерное и исключительное явление для христианского культурного контекста
Читать PDF
0.00 байт

Эпитафия как отражение отношения общества к смерти (на материале англоязычных эпитафий)

Горностаева Н. А.
Социолингвистическая компетенция, занимающаяся вопросами взаимоотношений языка и общества, включает в себя культурный компонент.
Читать PDF
0.00 байт

Историко-культурное значение древнетюркских рунических надписей эпитафий

Савинов Дмитрий Глебович
Раннесредневековые рунические надписи эпитафии являются важнейшим источником для всестороннего изучения истории и культуры древнетюркского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Томские эпитафии как памятники культурного наследия

Монгуш Алена Андреевна
Рассматриваются эпитафии надгробные надписи, обращенные к покойному либо от него к живущим, объясняются причины появления таких надписей.
Читать PDF
0.00 байт

Опистограф из Фанагории со строительной надписью и эпитафией фиасота

Яйленко В. П.
In 1974 at Phanagoria's central excavation site they found a limestone slab bearing inscriptions on both sides (opisthograph). The building inscription dates back to the 1st century B.C. 1st century A.D.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурная История Булгарии XII XIII вв. По мусульманским эпитафийным памятникам периода Улуса Д

Измайлов Искандер Лерунович
В статье рассматриваются эпиграфические памятники периода Улуса Джучи, которые позволяют сделать вполне определенные выводы о сословии военно-служилой аристократии средневековой Булгарии (второй половины XII-XIII вв.