Эпитафия
Эпитафия
надпись на погребальной стеле.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Эпитафия
греч. epitaphios – надгробный) – надгробная надпись, особенно стихотворная.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЭПИТАФИЯ
надгробный – надгробная надпись, главным образом стихотворная. В поэзии стилизованные Э. стали самостоятельным жанром в эпоху классицизма – панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭПИТАФИЯ
траурная речь, к-рую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающ. граждан Афин. Э. строится по обычной, традиц. схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключит. часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одноврем. речь славит г. Афины и его гос. устройство. Среди немн. сохранивш. известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭПИТАФИЯ
греч. epitaphios – надгробный), надгробная надпись, часто стихотворная. В русской поэзии эпитафии появляются в 17 в. у Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и, как правило, представляют собой большие стихотворные тексты. В поэзии 18–19 вв. эпитафия имеет краткую стихотворную форму:
Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)
Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Эпитафия
(греч. надгробная надпись), epitaphios logos — траурная речь, которую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающихся граждан Афин. Э. строится по обычной, традиционной схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключительная часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одновременно речь славит город Афины и его государств, устройство. Среди немногих сохранившихся известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭПИТАФИЯ
(греч. epitaphios — надгробный) — надгробная надпись на могильной плите, преимущественно в стихотворной форме, посвященная умершему. Появление эпитафии было связано с культом мерт-вых; ее отличительными признаками были краткость, обращение к покойнику в форме повелительного наклонения, прославление его дел. Эпитафия как литературный жанр оформилась в древнегреческой лирике VI–V вв. до н.э. и имела много общего с надгробными и посвятительными эпиграммами, написанными элегическими двустишиями. В Древней Аттике эпитафией называли также траурную речь, произнесенную на церемонии захоронения одним из влиятельных граждан Афин. Со времени греко-персидских войн в Афинах было установлено ежегодное поминальное торжество в память о павших на войне, на котором звучали эпита-фии. Они были построены по определенной схеме: введение, в котором перечислялись трудности, стоящие перед оратором, главная часть, посвященная восхвалению павших и их дел, и заключительная часть, обра-щенная к живущим и содержавшая слова утешения близким. Обязательным было также прославление демократического строя Афин. Со временем похвальная эпитафия сблизилась с другими жанрами панегирической поэзии, прежде всего, с сатирической эпиграммой (эпиграммы Р. Бернса).
ЭПИТАФИЯ
• ????????? (т. е. ?????),
надгробная речь; так называлась в Афинах особенно речь, которую произносил назначенный государством оратор во время торжественного погребения павших в славном бою за отечество. Это публичное прославление павших должно было побуждать оставшихся в живых в такой же храбрости. Аристид первый, кажется, произнесением надгробной речи над павшими при Платеях придал этому торжеству большее и более общее значение, а с тех пор значительнейшие ораторы считали за честь поручение им такой речи. Так, Перикл держал надгробную речь над павшими при Самосе и затем речь, сообщенную Фукидидом (2, 35), над убитыми в сражениях первых лет Пелопоннесской войны. Мало-помалу дошло до того, что такие речи не только произносились по поручению государства, но сочинялись вообще в память выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ, Гиперид и Демосфен составляли такие речи. В позднейшие времена, когда общественная жизнь и общественные заслуги не давали материала для таких речей, предметы для них брались из частных отношений отдельных личностей. Этим можно объяснить множество таких напыщенных речей, известных в древности, и ту аккуратность, с которой их разбирали риторы. Таковы же и римские laudationes fun?bres, которые по своему панегиристическому характеру не были, конечно, достоверными историческими источниками. ср. Cic. Brut. 16, 61. Cic. legg. 2, 25.
надгробная речь; так называлась в Афинах особенно речь, которую произносил назначенный государством оратор во время торжественного погребения павших в славном бою за отечество. Это публичное прославление павших должно было побуждать оставшихся в живых в такой же храбрости. Аристид первый, кажется, произнесением надгробной речи над павшими при Платеях придал этому торжеству большее и более общее значение, а с тех пор значительнейшие ораторы считали за честь поручение им такой речи. Так, Перикл держал надгробную речь над павшими при Самосе и затем речь, сообщенную Фукидидом (2, 35), над убитыми в сражениях первых лет Пелопоннесской войны. Мало-помалу дошло до того, что такие речи не только произносились по поручению государства, но сочинялись вообще в память выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ, Гиперид и Демосфен составляли такие речи. В позднейшие времена, когда общественная жизнь и общественные заслуги не давали материала для таких речей, предметы для них брались из частных отношений отдельных личностей. Этим можно объяснить множество таких напыщенных речей, известных в древности, и ту аккуратность, с которой их разбирали риторы. Таковы же и римские laudationes fun?bres, которые по своему панегиристическому характеру не были, конечно, достоверными историческими источниками. ср. Cic. Brut. 16, 61. Cic. legg. 2, 25.