• Ephithalamium,
см. Lyrici, Лирики, 5.
ЭПИТАЛАМА
ЭПИТАЛАМА
ЭПИТАЛАМА
в антич. лит-ре свадебная песня, исполнявш. на брачных торжествах. Определен. строя не имела; метры произвольны. Известны Э. антич. поэтов: др.-греч. — Анакреонта, Гесиода, Сапфо, др.-рим. поэта Катулла.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭПИТАЛАМА
свадебный – стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии VIII–VI вв. до н. э. Сочинялись композиторами XIX–XX вв. (Ф. Лист, А. Рубинштейн и др.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭПИТАЛАМА
греч. epithalamios – свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы. Обычные мотивы – похвала новобрачным (реальным или мифическим), пожелание счастья и благосклонности богов. Получила оформление в античной поэзии, развившись из народных обрядовых песен. В русской поэзии эпиталамы писал В. К. Тредиаковский.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЭПИТАЛАМА
(греч. epithalamios — свадебный) — стихотворение или песня в честь свадьбы. Ее истоками являются народные песни с припевом в честь Гименея, бога брака. Эта песня так и стала называться «гименей», его разновидностью является эпиталама. Гименей, каж-дая строфа которого заканчивалась возгласом: «О, Ги-меней!», исполнялся хором при введении невесты в дом жениха. В нем сохранились такие фольклорные моти-вы, как прощание с девичеством, величания жениха и невесты. В Гименеях Сапфо используются мифологические образы: жених сравнивается с богом войны Аресом или со стройной веткой, в брачном чертоге появляется богиня любви Афродита на колеснице Харит и хор Эротов. Эпиталама — это песня, исполняемая пе-
ред брачными покоями невесты. У Сапфо эпиталамы были написаны в форме состязания между хором юношей и хором девушек. Невеста в них уподоблялась яблоку, алеющему «на ветке высокой». Большой известностью пользовалась эпиталама Сапфо, описывающая свадьбу Гектора и Андромахи. Гименеи и эпита-ламы были написаны гекзаметром или традиционными лирическими размерами. В эллинистическую эпоху к жанру эпиталамы обращался Феокрит, в римскую — Катулл, написавший небольшую поэму в честь свадьбы Пелея и Фетиды, и Клавдиан («На бракосочетание Го-нория и Марии», сестры покровителя поэта Стилихо-на). В новое время известны «Эпиталамий» Э. Спенсера и «Стихи эпиталамические» В. Тредиаковского.
ред брачными покоями невесты. У Сапфо эпиталамы были написаны в форме состязания между хором юношей и хором девушек. Невеста в них уподоблялась яблоку, алеющему «на ветке высокой». Большой известностью пользовалась эпиталама Сапфо, описывающая свадьбу Гектора и Андромахи. Гименеи и эпита-ламы были написаны гекзаметром или традиционными лирическими размерами. В эллинистическую эпоху к жанру эпиталамы обращался Феокрит, в римскую — Катулл, написавший небольшую поэму в честь свадьбы Пелея и Фетиды, и Клавдиан («На бракосочетание Го-нория и Марии», сестры покровителя поэта Стилихо-на). В новое время известны «Эпиталамий» Э. Спенсера и «Стихи эпиталамические» В. Тредиаковского.