ЭПОС
Эпос
греч. epos – слово, повествование) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЭПОС
слово, повествование – то же, что эпопея, а также древние исторические песни, например бьь лины. Кроме того, литературный род, наряду с лирикой и драмой, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Э. схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До XVIII в. ведущий жанр литературы Э. – эпическая поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма – стихотворная. В XVIII–XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая. Другие жанры Э. – повесть, рассказ, новелла. Эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея, например «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Эпос
греч. epos - слово, рассказ)
в античной литературе поэтический жанр, возникший в эпоху разложения родовых отношений. Греческая литература знала два вида э. - героический (Гомер) и морально-дидактический (Гесиод). Создателями героического э. были аэды и рапсоды. В эллинистической литературе (конец IV - I в. до н.э.) э. представлен творчеством Аполлония Родосского, в римской - Публия Вергилия Марона.
История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М., 1946. С. 73-182; Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958; Шталь И.В. Гомеровский эпитет как элемент художественной системы // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 331-365; Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975; Ярхо В.Н. Новые папирусные тексты в области древнегреческого эпоса и элегии // ВДИ. 1983. № 3.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
поэтич. жанр, связанный в античности (за редким исключ.) с постоян. стихотв. размером - дактилич. гексаметром. Различаются след. осн. виды античного Э.: 1. Героический Э., у истоков к-рого стоят поэмы Гомера и примыкающий к ним по содержанию киклич. Э. (VIII - VI вв. до н.э.). С падением в V в. до н.э. мировоззренческого значения героич. Э. попытки его возрождения в эпоху эллинизма (III в. до н. э.) делаются в 2 направлениях: ученый мифолог. («Аргонавтика» Аполлония Родосского) и легендарно-ист. Э. (Риан). Ист. Э. находит для себя благоприятную почву в Риме, где интерес к его доблестному прошлому значительно перевешивает ориентацию на мифолог, образцы. Первым по этому пути идет Невий («Пуническая война», написанная еще сатурновым стихом), за к-рым следует Энний («Анналы»). Синтезом историко-мифолог. Э. становится в I в. до н. Э; «Энеида» Вергилия. В дальнейш. развитии (в I в. н. э.) рим. Э. представлено как мифолог. (Стаций), так и ист. направление (Лукан). Последний этап героич. Э. протекает снова в грекоязычной среде и завершается твор-вом Бонна и Квинта Смирнского. 2. Дидактический Э., к-рый, с од. ст., вырастает из стихотв. поучений и афоризмов, с др. - из стремления к систематизации космогонических и героич. мифов (Гесиод и приписываемые ему каталогообраз. поэмы). Ко 2-й линии примыкают в III в. до н. э. Арат и Эратосфен. Разновидностью дидакт. Э. явл. также филос. поэмы «О природе», в к-рых в VI - V вв. до н. э. излагают свои взгляды на становление мира Ксенофан, Парменид и Эмпедокл. Это направление достигает своей вершины в I в. до н. э. на рим. почве в поэме Лукреция. 3. Пародийный Э.: см. «Батрахомиомахия»
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в античной литературе поэтический жанр, возникший в эпоху разложения родовых отношений. Греческая литература знала два вида э. - героический (Гомер) и морально-дидактический (Гесиод). Создателями героического э. были аэды и рапсоды. В эллинистической литературе (конец IV - I в. до н.э.) э. представлен творчеством Аполлония Родосского, в римской - Публия Вергилия Марона.
История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М., 1946. С. 73-182; Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958; Шталь И.В. Гомеровский эпитет как элемент художественной системы // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 331-365; Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975; Ярхо В.Н. Новые папирусные тексты в области древнегреческого эпоса и элегии // ВДИ. 1983. № 3.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
поэтич. жанр, связанный в античности (за редким исключ.) с постоян. стихотв. размером - дактилич. гексаметром. Различаются след. осн. виды античного Э.: 1. Героический Э., у истоков к-рого стоят поэмы Гомера и примыкающий к ним по содержанию киклич. Э. (VIII - VI вв. до н.э.). С падением в V в. до н.э. мировоззренческого значения героич. Э. попытки его возрождения в эпоху эллинизма (III в. до н. э.) делаются в 2 направлениях: ученый мифолог. («Аргонавтика» Аполлония Родосского) и легендарно-ист. Э. (Риан). Ист. Э. находит для себя благоприятную почву в Риме, где интерес к его доблестному прошлому значительно перевешивает ориентацию на мифолог, образцы. Первым по этому пути идет Невий («Пуническая война», написанная еще сатурновым стихом), за к-рым следует Энний («Анналы»). Синтезом историко-мифолог. Э. становится в I в. до н. Э; «Энеида» Вергилия. В дальнейш. развитии (в I в. н. э.) рим. Э. представлено как мифолог. (Стаций), так и ист. направление (Лукан). Последний этап героич. Э. протекает снова в грекоязычной среде и завершается твор-вом Бонна и Квинта Смирнского. 2. Дидактический Э., к-рый, с од. ст., вырастает из стихотв. поучений и афоризмов, с др. - из стремления к систематизации космогонических и героич. мифов (Гесиод и приписываемые ему каталогообраз. поэмы). Ко 2-й линии примыкают в III в. до н. э. Арат и Эратосфен. Разновидностью дидакт. Э. явл. также филос. поэмы «О природе», в к-рых в VI - V вв. до н. э. излагают свои взгляды на становление мира Ксенофан, Парменид и Эмпедокл. Это направление достигает своей вершины в I в. до н. э. на рим. почве в поэме Лукреция. 3. Пародийный Э.: см. «Батрахомиомахия»
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ЭПОС
(греч. epos — слово, рассказ, повествование) — один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествующий и изобра-жающий события, внешние по отношению к автору. В литературе принято выделять три разновидности эпоса: 1) устный эпос (сказки, легенды, предания, мифы, былины и т.д.); 2) письменный эпос (романы, повести, новел-лы, рассказы и др.); 3) героический эпос (повествование о жизни и подвигах героев-богатырей). Впервые эпос как самостоятельный род поэзии был выделен Сократом в его беседах с Платоном, зафиксированных в третьей книге Платона «Государство». Эти философы рассматривали эпический род поэзии как смешанный, основанный на отношении носителя речи к художественному целому или, говоря словами Сократа и Платона, на разграничении рассказа о происшедшем и подражания посредством поступков, действий, слов. Аристотель также понимал эпос как рассказ о событиях в духе Гомера. В XX в. эпос, как и другие роды литературы, соотносили не только с типами художественного содержания, но и с явлениями психологии, типами повествователей, с кате-горией времени. Эпический род литературы представля-ет собой повествование о событиях и о персонажах, их поступках, характерах, находящихся в движении, разви-тии, развертывающиеся в пространстве и во времени. В эпических произведениях используются разнообразные формы повествования: от лица повествователя, который, по словам Т. Манна, бывает «невесом, бесплотен и вездесущ»; от «первого» лица, в роли которого может быть и один из персонажей произведения; в форме диалога, письма (эпистолярная), воспоминания (мемуарная) или сказа. В повествование могут входить авторские рассуж-дения, описания природы, бытовой обстановки, внешне-го облика персонажей, их душевных состояний, высказывания действующих лиц, их диалоги и монологи.
В узком смысле слова эпосом называют особый вид обстоятельного неторопливого повествования в форме третьего лица об исторических событиях далекого прошлого, касающихся всего народа. Эпос зародился в недрах первобытнообщинного строя и окончательно оформился в период его распада, когда усилилась роль племенных вождей, выступавших в роли защитников рода — героев. Эпические произведения героического характера — поэмысказания, былины, саги — переда-вались из поколения в поколение и исполнялись в со-провождении музыкальных инструментов. Классическими образцами героического эпоса, созданного в условиях рабовладельческого и раннефеодального об-щества, были поэмы «Илиада» и «Одиссея Гомера, ир-ландский эпический цикл о Кухуллине, скандинавская «Старшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелун-гах», русские былины киевского цикла и др. Их отличительной особенностью является связь с устным народным творчеством, введение в повествование описаний (ретардаций), изображение действий, происходящих одновременно, как последовательных.
В узком смысле слова эпосом называют особый вид обстоятельного неторопливого повествования в форме третьего лица об исторических событиях далекого прошлого, касающихся всего народа. Эпос зародился в недрах первобытнообщинного строя и окончательно оформился в период его распада, когда усилилась роль племенных вождей, выступавших в роли защитников рода — героев. Эпические произведения героического характера — поэмысказания, былины, саги — переда-вались из поколения в поколение и исполнялись в со-провождении музыкальных инструментов. Классическими образцами героического эпоса, созданного в условиях рабовладельческого и раннефеодального об-щества, были поэмы «Илиада» и «Одиссея Гомера, ир-ландский эпический цикл о Кухуллине, скандинавская «Старшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелун-гах», русские былины киевского цикла и др. Их отличительной особенностью является связь с устным народным творчеством, введение в повествование описаний (ретардаций), изображение действий, происходящих одновременно, как последовательных.
ЭПОС
греч. Еpos – рассказ, повествование), один из трех основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире. Это означает, что эпос отличается от других родов литературы прежде всего формой повествования. В эпическом произведении автор описывает поступки персонажей со стороны, повествуя от 3-го лица.
Лирика всегда представляет собой монолог лирического героя, а драма – многоголосую речь сценических лиц, сопровождаемую краткими авторскими ремарками. Эпос же допускает варьирование способов повествования. Основная форма (от 3-го лица) в рамках эпического произведения может сочетаться с диалогами персонажей, с внутренним монологом и даже «потоком сознания» его героя. Повествование могут вести не только сам автор или персонажи, но и такой специфический субъект повествования, как рассказчик (например, в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина или в рассказах М. М. Зощенко). Рассказчик может быть введен автором в том случае, если ему требуется некий сторонний наблюдатель, сообщающий о событиях сюжета, а сам автор при этом не желает раскрывать перед читателями собственную точку зрения на события и поступки героев. Кроме того, эпос наделяет писателя широкими возможностями для создания пространственно-временных характеристик изображаемого мира. Эта широта связана с тем, что сюжетное время и время повествования не совпадают: о событиях, в которых принимают участие персонажи произведения, рассказчик всегда повествует отстраненно, как бы вспоминая о них (грамматическими приметами основного способа повествования при этом являются глагольные формы 3-го лица и прошедшего времени).
Кроме того, отстраненность повествователя от событий позволяет ему представить читателям различные временные отрезки единого фабульного действия или отдельной сюжетной линии в произвольном порядке. Так, Г. Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» смешивает времена уже в пределах начальной фразы: автор из настоящего времени повествования переносит нас в начальный момент сюжета, который должен переживаться персонажем как его собственное настоящее, но от которого повествователь немедленно отсчитывает «много лет». В эпосе повествование не всегда бывает привязано к определенной точке пространства: авторы часто используют возможность показать читателям, что происходило на протяжении одного и того же временного отрезка в различных точках пространства с разными персонажами. Например, И. А. Бунин строит сюжет своего рассказа «Старуха» на повествовании о параллельных, одновременных действиях героини и жителей уездного городка, столицы и далеких российских сел. Это сообщает эпосу тот предельный масштаб описания действительности, который называют эпическим. Это закономерно сказывается на объеме текстов: самые объемные в истории мировой литературы произведения – эпические (в древней Индии – «Махабхарата», в античной Греции – стихотворные эпопеи Гомера). Объем текста – один из признаков классификации эпических жанров, наряду с количеством основных персонажей и соответствующих им сюжетных линий, а также с временнОй протяженностью сюжета и пространственной широтой изображаемого мира. Основными жанрами эпоса являются рассказ, повесть, роман и эпопея. К числу эпических относятся фольклорные жанры и связанные с индивидуально-авторским творчеством: притча, сказка, басня, баллада, героическаяпоэма.
Лирика всегда представляет собой монолог лирического героя, а драма – многоголосую речь сценических лиц, сопровождаемую краткими авторскими ремарками. Эпос же допускает варьирование способов повествования. Основная форма (от 3-го лица) в рамках эпического произведения может сочетаться с диалогами персонажей, с внутренним монологом и даже «потоком сознания» его героя. Повествование могут вести не только сам автор или персонажи, но и такой специфический субъект повествования, как рассказчик (например, в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина или в рассказах М. М. Зощенко). Рассказчик может быть введен автором в том случае, если ему требуется некий сторонний наблюдатель, сообщающий о событиях сюжета, а сам автор при этом не желает раскрывать перед читателями собственную точку зрения на события и поступки героев. Кроме того, эпос наделяет писателя широкими возможностями для создания пространственно-временных характеристик изображаемого мира. Эта широта связана с тем, что сюжетное время и время повествования не совпадают: о событиях, в которых принимают участие персонажи произведения, рассказчик всегда повествует отстраненно, как бы вспоминая о них (грамматическими приметами основного способа повествования при этом являются глагольные формы 3-го лица и прошедшего времени).
Кроме того, отстраненность повествователя от событий позволяет ему представить читателям различные временные отрезки единого фабульного действия или отдельной сюжетной линии в произвольном порядке. Так, Г. Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» смешивает времена уже в пределах начальной фразы: автор из настоящего времени повествования переносит нас в начальный момент сюжета, который должен переживаться персонажем как его собственное настоящее, но от которого повествователь немедленно отсчитывает «много лет». В эпосе повествование не всегда бывает привязано к определенной точке пространства: авторы часто используют возможность показать читателям, что происходило на протяжении одного и того же временного отрезка в различных точках пространства с разными персонажами. Например, И. А. Бунин строит сюжет своего рассказа «Старуха» на повествовании о параллельных, одновременных действиях героини и жителей уездного городка, столицы и далеких российских сел. Это сообщает эпосу тот предельный масштаб описания действительности, который называют эпическим. Это закономерно сказывается на объеме текстов: самые объемные в истории мировой литературы произведения – эпические (в древней Индии – «Махабхарата», в античной Греции – стихотворные эпопеи Гомера). Объем текста – один из признаков классификации эпических жанров, наряду с количеством основных персонажей и соответствующих им сюжетных линий, а также с временнОй протяженностью сюжета и пространственной широтой изображаемого мира. Основными жанрами эпоса являются рассказ, повесть, роман и эпопея. К числу эпических относятся фольклорные жанры и связанные с индивидуально-авторским творчеством: притча, сказка, басня, баллада, героическаяпоэма.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЭПОС
жанр Э. в античности охватывает длинные, широкомасштабные произв., почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Э. явл. исполнявш. при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь миф. героев. Их отличит. признаками служат метрич. форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и муз. сопровождение исполнения. Древнейшими из дошедших до нас эпич. произв. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Возникшие на зап. побережье М. Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греч. родины, эти произв. представляли собой героич. поэмы высокого худож. достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и ее этич. представления; «Одиссея» содержит мн. нар. черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греч. Э. веками оставались связанными с Гомером. В противополож. гомеровскому Э. Гесиода хар-ризуется тематич. обращением к мифам о богах («Теогония»), изображ. быта земледельцев («Труды и дни»), дидактич. направленностью и присутствием в произв. автора. От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпич. поэзии. В гомеровских традициях составлены: относящ. к 7 — 6 вв. до н.э. т.н. эпич. цикл (известный только по фрагментам); Э. по материалам троянских и фиванских циклов легенд, т.н. гомеровские религ. гимны; краткие изложения миф. материала для культовых потребностей; две соч. неизвест-ным автором в 6 — 5 вв. до н.э. пародии на героич. эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпич. произв. 7 — 4 вв. до н.э., в к-рых разрабатываются миф. и ист. материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов. Напротив, с Гесиодом связаны гл. обр. философские поэмы 6 — 5 вв. до н.э. (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактич. поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы ист. и миф. тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произв. эпич. поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намеков на далекие сказания. Последний значит. взлет греч. эпики — визант. нац. эпос о Дигенисе Акрите. Рим. Э. развивался в созданных греками формах — ист. и дидактич. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполн. Ливием Андроником. Первыми значит. произв., использовавшими ист. материал, были «Пуническая война» Невия, составл. по образцу текста Ливия Андроника (в нац. сатурнич. стихотворном размере), «Анналы» Энния (соч., излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязат. также и для рим. эпики). Последователями Энния в использовании ист. материала были Акций, Фурий и Гостий. Одноврем. с ист. возникают дидактич. эпич. произв. Все они по содержанию и худож. достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактич. поэме Лукреция «О природе вещей» и «Георгикам» Вергилия. Вершиной рим. Э. явл. «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхожд. гомеровской традиции и ставшая нац. Э. у римлян. Поэтич. техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений. Множество эпич. произв. появилось во времена Империи. Их тематика включала ист. сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирич. черты (Аполлинарий Сидоний). В христ. Э. использовался преим. библ. материал (Альцим Авит).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эпос
(греч. epos — слово, стих). Жанр Э. в античности охватывает длинные, широкомасштабные произведения, почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Э. являются исполнявшиеся при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь мифич. героев. Их отличительными признаками служат метрич. форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и музыкальное сопровождение исполнения. Древнейшими из дошедших до нас эпич. произведений являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Возникшие на зап. побережье М. Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греч. родины, эти произведения представляли собой героич. поэмы высокого художеств, достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и ее этич. представления; «Одиссея» содержит многие народные черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греч. Э. веками оставались связанными с Гомером. В противоположность гомеровскому Э. Гесиода характеризуется тематич. обращением к мифам о богах («Теогония»), изображением быта земледельцев, («Труды и дни»), дидактич. направленностью и присутствием в произведении автора. От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпич. поэзии. В гомеровских традициях составлены относящийся к 7–6 вв. до н. э. т. н. эпич. цикл (известный только по фрагментам); Э. по материалам троянских и фиванских циклов легенд, т. н. гомеровские религиозные гимны; краткие изложения миф. материала для культовых потребностей; две сочиненные неизвестным автором в 6–5 вв. до н. э. пародии на героич. эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпич. произведений 1 — 4 вв. до н. э., в которых разрабатываются мифологич. и историч. материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов. Напротив, с Гесиодом связаны главным образом философские поэмы 6–5 вв. до н. э. (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактич. поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы историч. и мифологич. тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произведений эпич. поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намеков на далекие сказания. Последний значительный взлет греч. эпики — византийский нац. эпос о Дигенисе Акрите. Рим. Э. развивался в созданных греками формах — историч. и дидактич. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполн. Ливием Андроником. Первыми значительными произведениями, использовавшими историч. материал, были «Bellum Punicum» («Пуническая война») Невия, составл. по образцу текста Ливия Андроника (в нац. сатурнич. стихотворном размере), «Анналы» Энния (сочинение, излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязательным также и для рим. эпики). Последователями Энния в использовании историч. материала были Акций, Фурий и Гостий. Одновременно с историч. возникают дидактич. эпические произведения. Все они по содержанию и художеств. достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактич. поэме Лукреция «De rerum natura» («О природе вещей») и «Георгикам» Вергилия. Вершиной рим. Э. является «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхождением гомеровской традиции и ставшая нац. Э. у римлян. Поэтич. техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений. Множество эпич. произведений появилось во времена Империи. Их тематика включала историч. сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирич. черты (Аполлинарий Сидоний). В христианском Э. использовался преим. библейский материал (Альцим А вит). Эпич. поэмы средневековья и нового времени по своему содержанию носят сильный отпечаток античности. Так, «Божественная комедия» Данте основывается на 6-й книге «Энеиды»; подражание Вергилию заметно в ср.-лат. песни «Вальтарий» частично и в «Песни о Нибелунгах». Гомеровское влияние сильнее ощущается у Мильтона, Фосса и Гете («Ахиллеида», «Герман и Доротея»).
Источник: Словарь античности. 1989
ЭПОС
героический (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). Дошел в виде как обширных эпопей ("Илиада", "Рамаяна", "Беовульф", "Джангариада", "Манас" и др.), так и коротких песен (исторические песни, рус. былины, южнослав. юнацкие песни и др.), отчасти сгруппированных в определенные циклы, в стихотворно-песенной, смешанной и реже прозаич. форме (напр., нартские сказания, ирландские саги). Э. как жанр фольклора сформировался еще в устной традиции, и мн. памятники книжного Э. сохранили следы устной импровизаторской "техники". Э. возник в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Создание центр. образа Э. - героя-богатыря требовало известной степени выделения личности из первобытной общины, а появление эпич. фона было невозможно без преодоления родо-плем. замкнутости. Э. развился в антич. или феод. об-ве в условиях частичного сохранения патриархальных связей и патриархальных представлений. Ранняя героич. эпика выросла на основе взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологич. Э. о первопредках - "культурных героях"; а когда опыт гос. консолидации нанес решительный удар мифологизированию ист. прошлого, то важнейшим источником формирования героич. эпопеи стали ист. предания о межплем. войнах, переселениях, выдающихся воен. вождях. В архаич. формах Э. (напр., карело-фин. руны, богатырские поэмы тюрко-монг. народов Сибири, нартские сказания народов Кавказа, нек-рые фрагменты груз. и арм. Э., существенная основа Э. о Гильгамеше и "Эдды") героика выступает еще в сказочно-мифологич. оболочке, эпич. время совпадает с мифологич. временем первотворения, эпич. враги имеют черты фантастич. чудовищ, а богатыри сочетают доблести воинов со свойствами шаманов. В классич. формах Э. враги-иноплеменники (и особенно враги-иноверцы) сохраняют лишь отд. атрибуты "чудовищ", герои оказываются вождями и воинами, представляющими ист. народность, прошлое народа передается языком ист. предания. "Эпич. время" здесь - славное ист. прошлое народа на заре его нац. истории; воспеваются ист. лица и события. Именно к ним представители "ист. школы" (в России - В. Ф. Миллер и его ученики, в Великобритании - К. и М. Чедвики и др.) возводили непосредственно эпич. сюжеты. В совр. историографии Б. А. Рыбаков отстаивал значение былин как прямого ист. источника. "Историзм" Э. не следует, однако, понимать слишком буквально. Ист. реалии, даже если они достоверны, обычно не образуют самостоят. сюжет, а включаются в традиц. сюжетные схемы. Историч. воспоминания воспроизводятся в масштабе героической идеализации, и, кроме того, сама мера "историзма" сильно варьируется. Героич. Э. содержит целостную картину нар. жизни в форме героич. повествования о прошлом. Идеальный эпич. мир и герой-богатырь в гармонич. единстве - осн. элементы содержания героич. Э. Эпич. фон строится на сопоставлении двух этнич. "племен" ("своего" и "чужого", находящихся в состоянии постоянной борьбы). В Э. греческом, индийском или германском борются "племена" (ахейцы и троянцы; пандавы и кауравы; готы, бургунды и гунны), уже сошедшие с ист. арены, и потому эта борьба освещена с известным эпич. "объективизмом", чего нет в Э. романских, славянских, армянских и новогреческих, где рисуется борьба ист. "предков" с иноземными завоевателями, к тому же иноверцами - арабами, турками, татарами, и богатырская героика окрашена страстным патриотизмом. Ист. фон в ряде эпопей концентрируется вокруг определенного ист. события - войны, имеющей общенар. значение (Троянская война в "Илиаде", битва на Курукшетре в "Махабхарате", битва на Косовом поле в сербском Э.), но само это событие часто представляет собой обобщение целого ист. периода, многих войн (та же Троянская война) или незначительных воен. столкновений, описываемых как война народов (битва в Ронсевальском ущелье 778 в "Песне о Роланде"), событие полувымышленное (взятие Бейджина - в киргизском "Манасе") или (как исключение) даже мифическое (борьба за сампо в "Калевале"). В нек-рых Э. в фокусе "эпич. времени" стоит образ идеального гос-ва, прототипом к-рого являются ранние политические образования (Микены - в "Илиаде", империя Карла Великого - в "Песне о Роланде", Киевское гос-во кн. Владимира - в былинах, гос-во четырех ойратов - в "Джангариаде"). Этот образ представляется в известной мере обращенной в прошлое не только национально-ист., но и социально-ист. утопией: "князь", персонифицирующий власть и нац. единство, и богатыри, непосредственно воплощающие нар. идеал, находятся в патриархальных отношениях. Наиболее архаичные типы богатырей сохраняют еще черты "культурных героев" - первопредков, наряду с мечом действуют колдовством. Но в процессе развития Э. архаич. богатыри вытесняются настоящими богатырями-воинами (напр., в нартских сказаниях Созруко уступает место Батразу, в "Давиде Сасунском" Мгер оттеснен Давидом Сасунским, в "Илиаде" смелый Ахилл заслонил хитроумного Одиссея). Героич. характер часто отмечен не только смелостью, но и строптивостью, дерзостью, неистовством (ср. определения: "неистовые сасунцы", "Нюргун Боотур" - стремительный - из якут. Э. Олонхо, "гнев" Ахилла, "неистовое сердце" Гильгамеша). В архаической эпике богатырская строптивость приводит к богоборчеству (Гильгамеш, Амирани, Мгер), а в классическом "историческом" Э. - к конфликту с властью. "Гнев" Ахилла, отказавшегося сражаться из-за обиды на верховного басилевса Агамемнона, составляет композиц. стержень "Илиады", Марко Кралевич строптив с тур. султаном (серб. Э.), а Илья Муромец ссорится с кн. Владимиром и "сшибает маковки с церквей". Но строптивость богатырей не доводит до разрыва с властью, к-рая отождествляется с родо-плем. или национально-политич. единством. По этой же причине Сид сохраняет покорность королю, к-рый прогоняет его - своего верного вассала ("Песнь о моем Сиде"). Даже во многом "развенчанный" князь остается средоточием идеального эпич. мира. Собственно "революционные" мотивы появляются лишь на ступени разложения классич. формы героич. Э. (напр., в героико-романич. тюрк. Э. о Кер-Оглы - "благородном разбойнике", ставшем справедливым "эпич. князем" в неприступной горной крепости). В нек-рых Э. феод. эпохи эпич. героика, наоборот, дополняется идеализацией вассальной верности (Сид, Роланд и др.), к-рая, однако, обязательно перерастает в верность роду-племени и только в меру перерастания становится объектом идеализации, - и в этом смысле Роланд противостоит "изменнику" Ганелону, преданному лично Карлу, но не "сладкой Франции". Героич. Э., даже в его классич. формах, достаточно разнообразен. Великие эпопеи, сложившиеся в Др. Греции и Индии на заре раннеклассового общества ("Илиада", "Одиссея", "Махабхарата", "Рамаяна"), кардинально отличны от эпич. циклов, возникших в условиях раннего зап.-европ. средневековья (ирландские саги, исландские саги, англо-саксонская поэма "Беовульф"), или специфич. форм устной эпопеи, развившейся в атмосфере кочевого феодализма у тюрко-монг. народов и тибетцев Центр. Азии ("Алпамыш", "Манас", "Джангариада", "Гэсэриада"), или эпич. памятников эпохи развитого феодализма (арм. "Давид Сасунский", рус. былины, франц. "Песнь о Роланде", исп. "Песнь о моем Сиде", визант. "Дигенис Акрит", огузский "Деде Коркут", героич. песни балканских народов и др.). Лит.: Пропп В. Я., Рус. героич. эпос, 2 изд., М., 1958; Жирмунский В. М., Народный героич. эпос. Сравнительно-историч. очерки. М.-Л., 1962; его же, Тюркский героический эпос, Л., 1974; Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Мелетинский Е. М., Происхождение героич. эпоса. Ранние формы и архаич. памятники, М., 1963; его же, Нар. эпос, в кн.: Теория лит-ры, (кн. 2) - Роды и жанры лит-ры, М., 1964; Путилов Б. Н., Рус. и южнослав. героич. эпос, М., 1971; Текстологич. изучение эпоса, М., 1971; Гринцер П. A., Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974; Bowra С. М., Heroic poetry, L.-N. Y., 1961; Levy G. R., The sword from the rock. An investigation into the origins of epic literature, N. Y., (1954); Lord А. В., The singer of tales, N. Y., 1968; Dum?zil G., Mythe et ?pop?e, (t. 1-3, P., 1968-1973). См. также лит. при ст. Фольклор. E. M. Мелетинский. Москва.
ЭПОС
• Epos.
I. У греков.
Гомер обозначает эпические песни везде словом ??????, в то время как ??????, ?????? значит у него — слово, речь, рассказ и история, в противоположность к ??????, который заключает понятие о субъективном изображении и представлении исторического. Лишь позднейшие писатели, начиная с Пиндара, употребляют слово ????? для обозначения стихотворения эпического, в противоположность лирическому. Уже то простое соображение, что такой полный и законченный Э., как гомерический, не мог появиться в народе вдруг, без предшественников, должно убедить нас, что еще до Гомера существовала эпическая поэзия. Только этим можно объяснить у Гомера, между прочим, твердость и определенность представлений о мире и богах, постоянные эпитеты последних, краткие упоминания о героях и сказаниях о них, как, напр., о Персее (Il. 14, 320), о Геракле, аргонавтах (Ноm. Od. 12, 66), которые, очевидно были настолько известны, что Гомер мог напоминать о них своим слушателям самыми легкими намеками. Как греческая поэзия вообще, так и эпическая песнь в особенности, возникла, вероятно, у богатого песнями фракийского народа в Пиерии, под Олимпом и Геликоном, от которого по Элладе распространился культ муз, богинь песнопений, и поэты которого — Евмолп, Орфей, Мусей, Фамирис, считались отцами всякого рода поэзии. Между тем как стихотворство первых трех мифических певцов считается преимущественно жреческой поэзией мистико-энтузиастического рода, произведениями которой были космогонии, изречения оракулов, гимны и т. п., Фамирис (Il. 2, 594) является уже более эпическим певцом, вроде Фемия и Демодока. Поэзия гимнов, служащая культу, приняла мало-помалу эпический характер, вследствие того, что рассказывала, как и часть гомеровских гимнов, историю богов, их деяния и страдания. С этими мифическими сказаниями о богах и их почитании слились затем родовые и племенные сказания о царях и народах и дали материал для возникновения эпоса. Догомеровские певцы, выступавшие при празднествах и поэтических состязаниях и способствовавшие своим пением оживлению и веселью пиров при царских дворах, брали какое-нибудь коротенькое событие, незначительный по объему случай из богатого сокровища сказаний прежних времен и разукрашивали его своей поэтической фантазией. Так, Демодок воспел у феаков любовь Арея и Афродиты, а из круга троянских сказаний — ссору Ахиллея с Одиссеем и взятие Трои с помощью деревянного коня (Ноm. Od. 8, 74. 266. 499); Фемий, ифакский певец, воспел таким же образом печальное возвращение ахейцев из под Илиона. Ноm. Od. 1, 326. Таким образом, несомненно, что эпические песнопения были в ходу в большей части Греции уже задолго до Гомера, особенно же развились они у ионического племени, которое, живя под благословенным небом Малой Азии и островов, опередило прочие племена в духовном развитии и особенно в поэзии; а в этом племени Гомер прежде всех довел Э. до самой высокой степени развития. От древнейших певцов унаследовал он материалы и метрическую форму — дактилический гекзаметр, равно как и твердо определившийся эпический стиль; то и другое было Гомером развито и усовершенствовано и навсегда осталось принадлежностью греческого Э. Однако же Гомер существенно отличается от своих предшественников: они брали предметом своих кратких песнопений лишь отдельные деяния из мира героев или же внешним образом соединяли более длинные ряды их приключений; Гомер же из массы сказаний избирал один предмет и своим художественным творчеством, развивал его, следуя закону единства, в целый круг сказаний. Так, творения его, «Илиада» и «Одиссея», сделались прототипами героического Э. и служат вообще мерилом для характеристики этого рода поэзии. Эти произведения характеризуются спокойным, бесстрастным, но в то же время живым изображением объективного мира, которым, с точки зрения героического эпоса, является идеальная, полная высоких деяний мифическая древность со своими богами и героями (см. Homerus, Гомер). От обыкновенного героического Э. Гомера отличается дидактический религиозно-нравственный Э. эолийца Гесиода из беотийской Аскры (жившего приблизительно на 100 лет позже Гомера) и его школы (см. Hesiodus, Гесиод). Напротив, теснее примыкают к гомерическому Э. так называемые киклические Э. ионийцев, которые приблизительно с начала олимпиад писали в гомеровском роде, но уступали Гомеру по художественности и таланту и старались связать свои произведения с «Иллиадой» и «Одиссеей» таким образом, чтобы все вместе составляли одно большое мифологическое целое из круга троянских и родственных с ними героических сказаний, ср.: Welcker, der epische Cyclus Od. die homerischen Dichter (2 т., 1830 слл., 1 т., 2-е изд., 1865). В их произведениях недоставало истинного единства, гомерической полноты и мотивировки, они обращались к аллегории, к рефлексии, и часто даже с мифологической точки зрения не соглашались с Гомером. К кикликам принадлежит Стасин с острова Кипр, ок. ол. 1, который в кипрских песнях (??? ????? ??? ??????) рассказал события от свадьбы Пелея до начала Илиады; Арктин милетский, живший около того же времени, сочинил эпическое повествование, первая часть которого, Эфиопида, непосредственно примыкает к концу «Илиады»; здесь идет речь о походе и гибели эфиопского царя Мемнона, о смерти Ахиллея и о подвигах и самоубийстве Эанта; вторая часть имеет своим предметом разрушение Трои (????? ??????). Лесхес митиленский, ок. ол. 30, написал малую «Илиаду» (?????? ?????), как дополнение к большой, повествующую о военных событиях со спора о доспехах Ахиллея, и первого выступления в битву Неоптолема до взятия города. Между произведениями двух последних поэтов и «Одиссеей» являются ?????? (возвращение героев из под Трои) Агиаса или Гегиаса тройзенского; наконец, продолжением «Одиссеи» была «Телегония» Евгаммона Киренского в двух книгах, ок. 570 г. до Р. X., где в виде непосредственного продолжения Одиссеи, рассказывается история Одиссея со времени возвращения его до его смерти. Далее, существовала киклическая «Эдиподея» (быть может, соч. Кинефона), Фиваида, Эпигоны, Алкмеонида и т. д. Отрывки кикликов собрали W?llner (1825), M?ller (1829), Kinkel (1880). Со времени кикликов, с которых началось для Греции время рефлексии и начала развиваться поэзия лирическая, а затем и драматическая, Э., отличительная черта которого — объективное созерцание, отступает на задний план и теряет свою популярность. То, что у Гомера было естественным проявлением счастливого творческого гения, сделалось постепенно твердым правилом, которому приходилось следовать с искусственным расчетом, и над живым, полным художественной фантазии изображением получила перевес материальная сторона мифа и истории. Наступает период переходный, период брожения, в течение которого являются произведения Писандра из Камира на острове Родосе, ок. 648 г. до Р. X. (Гераклея, в 2 кн., в которых он впервые систематически изложил подвиги героя), Ксенофана колофонского, родился ок. 620 или 568 г. до Р. ?. (?????? ??????????); Паниасида Галикарнасского, ок. 480 г. до Р. X. (Гераклея в 14 кн.) и пр. Этот период подготовил мало-помалу появление исторического Э., представителем которого является Хойрил самосский, ок. 404 г. до Р. X., написавший «Персеиду» (историю Персидских войн) (ср. превосходный труд N?ke: Choerili Sam i i quae supersunt, 1817, с прибавлением, 1827), — равно как и ученого героического Э. Антимаха Колофонского, современника Хойрила; этому поэту следовали многие поэты александрийского периода, но большая часть их брала для своих произведений небольшие по объему сюжеты. Из ряда александрийских поэтов назовем Каллимаха (см. Каллимах), Риана из Бены на острове Крит, ок. 275-195 г. до Р. ?. (????????, ??????, ??????????) и Евфориона (см. Евфорион). Аполлоний Родосский (см.) пытался, в противоположность со своими современниками, возвратиться к простоте Гомера; но не достиг цели. Ок. 5 в. от Р. X. эпическая поэзия обнаружила еще раз на короткое время признаки жизни, вследствие изучения софистики в виде так называемого мифографического Э. К этому времени относятся: Квинт (???????) Смирнейский (называемый Calaber, т. к. одна из рукописей его произведения найдена в Калабрии в 15 в.), бездарный подражатель Гомера в своем ??? ???´ ´?????? (изд. K?chly, 1850; изд. текста 1853), далее Нонн из Панополя в Египте, написал в юности, будучи язычником, Э. ????????? или ?????????? (мифы о Дионисе) и позже, уже христианином, — эпическую метафразу Евангелия от Иоанна; то и другое произведение сохранилось. Он является истинным поэтом того времени, который особенной обработкой гекзаметра, необычным риторически-страстным языком, игривой фантазией и высокопарным пафосом произвел впечатление новизны и пробудил на некоторое время интерес даже в тогдашний дряблый век; но все качества его поэзии совершенно противоречили характеру Э. Изд. Дионис. Gr?fe (2 т., 1819) и K?chly (2 т., 1858); Метафразы — Passow (1834). Вероятно, к началу 6 в. относятся: Трифиодор (Tryphiodoros или Triphiodoros), грамматик из Египта, написавший ????? ???????? (изд. Wernicke, 1819, и K?chly, 1850), Коллуф из Ликополя в Египте, от которого сохранилась ???????? ?????? (изд. Lennep, 1747, Bekker, 1816) и Мусей, оставивший маленький Э. ??? ???´ ???? ???? ????????, отличающийся изящностью и теплотой чувства; во всяком случае, это лучшее эпическое произведение времен Империи (изд. Passow, 1810, M?bius, 1814). Иоанн Цецес, ученый, но не обладающий вкусом грамматик из Константинополя заключает греческий Э. своими ??????, в 12 в. Изд. Jacobs (1793) и Bekker (1816). Рядом с мифическим или героическим эпосом, примыкающим к Гомеру, выступает так называемый дидактический Э. эллинов, в духе поэзии Гесиода. К этому разряду принадлежат философические стихотворения Ксенофана (????? ??????), Парменида из Елей, родился ок. 516 г. до Р. ?. (????? ??????), Эмпедокла из Акраганта, ок. 444 г. до Р. ?. (?????? и пр.), и александрийская дидактика; и тут и там поэтический элемент подчинен фактическому. Между александрийскими дидактиками упомянем Арата из Сол (Soli см. Солы) и Никандра колофонского, ок. 150 г. до Р. X., от которого сохранились ??????? (средство против укушения ядовитых змей) и ???????????? (средство против отравления кушаньями), оба запутаны, тяжеловаты и без поэтических достоинств. Лучшее изд. О. Schneider´a (1856). В позднейшие римские времена и после Р. X. до византийских времен продолжали являться эти сухие, чуждые поэзии медицинские, астрономические, географические и другие практического направления стихотворения. Александрийские ученые ставили в число наилучших эпических поэтов Гомера Гесиода, Паниасиса, Антимаха и может быть Хойрила.
II. У римлян
Э. является тотчас же с началом их литературы, потому что уже Ливий Андроник переводил Одиссею, а Невий тотчас же занялся современной историей в своем bellum panicum. Энний пользовался греческим дактилическим размером вместо сатурния и в своих annales дал образец обработки национальной истории. После него надо назвать Гостия, Фурия, Акция; их историко-эпические произведения не сохранились. Цицерон воспел свое собственное консульство, П. Варрон Атацин секванскую войну Цезаря; и в первые времена императоров не было недостатка в поэтах, возвеличивавших события своего времени в эпических стихотворениях и панегириках. Позднее явились Лукан (Pharsalia), Сплий Италик (Punica), пока Клавдиан не закончил этого направления своими многочисленными эпическими произведениями в панегирическом духе. Весьма распространенная в Риме в 1 в. до Р. X. любовь к изучению александрийских писателей повела к занятиям героическим Э., но большая часть того, что сделано было в этой области поэзии, утрачено; эпические произведения Варрона, Гельвия Цинны, Педона, Фурия Бибакула, Юла Антония,´Эмилия Мацера и др. пропали; сохранились лишь Стаций (Thebais, Achilleis), Валерий Флакк (Argonautica), Клавдиан (raptus Proserpinae, Gigantomachia). Середину между обоими направлениями занимает Aeneis Вергилия, которая заслужила всеобщее одобрение обработкой отечественных сказаний и со стороны изложения сделалась образцом для последующих поэтов. С особенной любовью римляне во все времена занимались дидактической поэзией; здесь надо указать на обработку эпикурейской философии Лукреция, Georgica Вергилия, поэмы Овидия; но и в позднейшие времена писали в этом роде Граций Фалиск (Cynegetica), Манилий (Astronomie) и разные обрабатыватели Арата, Колумелла и Палладий (земледелие), Авзоний (Mosella), Авиен (география); наконец, в этой форме писались учебники риторики и метрики.