Николай Робертович (1900, Москва – 1970, там же), русский драматург. Родился в семье служащего, обрусевшего немца. В 1909 г. начал учиться в училище Евангелической лютеранской церкви, но курс коммерческого отделения не окончил. Писать стихи начал в девять лет. Большое влияние оказали на него В. В. Маяковский и имажинисты. В 1924 г. Эрдман вместе с С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем подписал литературную декларацию имажинистов «Восемь пунктов», публиковался в имажинистском журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Эрдман сотрудничал с московским театром-кабаре «Кривой Джимми», с экспериментальными театрами Н. Фореггера и Б. Фердинандова, с Театром сатиры. Успех Эрдману принесла комедия «Мандат» (1925), поставленная в театре Вс. Э. Мейерхольда. В «Мандате» развенчивались мещанство, приспособленчество, широко использовались юмор, сатира, гротеск. Вторая пьеса Эрдмана «Самоубийца» (1928, опубл. в 1987) была запрещена цензурой, несмотря на хлопоты К. С. Станиславского. В пьесе явственно прозвучало авторское сочувствие рядовому человеку. Эрдман был арестован в октябре 1937 г. во время съемок кинокомедии «Веселые ребята», одним из сценаристов которого он был, и отправлен в ссылку на 3 года. После отбытия ссылки ему нельзя было жить в крупных городах. Во время одного из приездов в Москву он читал в 1938 г. на квартире М. А. Булгакова пьесу «Гипнотизер», которая не сохранилась. В декабре 1941 г. Эрдман получил вызов на работу в Ансамбль песни и пляски НКВД, в котором прослужил до 1948 г. Он сочинял сценарии театрализованных обозрений, писал либретто для музыкальных спектаклей («Прекрасная Елена», «Летучая мышь»), сценарии фильмов «Актриса» (1942), «Смелые люди» (1950), «На подмостках сцены» (1956). В 1954 г. Эрдман был принят в Союз советских писателей. В 1960-е гг. он сотрудничал с Театром драмы и комедии на Таганке, написал инсценировку «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
0.00 байт
В поисках могилы короля. Немецкий историк Карл Эрдман против одного нацистского мифа
Статья посвящена творчеству немецкого медиевиста Карла Эрдмана (1898 1945). Эрдман был одним из немногих немецких историков, открыто заявивших о своем неприятии национал-социалистической идеологии.