ЭРЕХФЕЙ
Эрехфей
Эрехтей (греч. Erechtheus), мифич. царь Афин, иногда отождествлялся с Эрихтонием (сыном Гефеста), иногда считался его сыном или внуком. Афина передала его младенцем дочерям Кекропа для присмотра (Аглавра). Став царем, Э». ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфийского оракула он принес в жертву одну из дочерей во время войны против элевсинцев.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭРЕХФЕЙ
Эрехтей — в греч. миф. афинский царь, сын Пандиона и Зевксиппы, внук Эрихтония. После смерти отца Э. и его брат-близнец Бут поделили власть: Э. стал царем, Бут — верхов. жрецом. Сестрами Э. были Филомела и Прокна. Э., возможно, ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи. Ради победы афинян в войне с Элевсином принес в жертву Посейдону дочь Хтонию, др. дочери сами принесли себя в жертву. Э. был убит молнией Зевса по требованию Посейдона за то, что сам убил союзника элевсинцев и сына Посейдона и Хионы своего внука Эвмолпа.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭРЕХФЕЙ
• Erechtheus,
????????, в древнейшее время то же лицо, что и Erichthonius, ??????????; лишь Эврипид (Ion. 280) положил различие между тем и другим, так что первый — афинский герой, имевший отношение к культу Афины. Он был сын Земли (или Аттиды, дочери Краная) и Гефеста и был воспитан Афиной. Il. 2, 547. По преданию, он наполовину имел вид змеи (символ автохтонии). Афина передала мальчика дочерям Кекрона, Агравле, Пандросе и Герсе в ящике, который запретила открывать. Агравла и Герса, несмотря на ее запрещение, открыли ящик, они увидели в нем дитя, обвитое змеей (или дитя, подобное змее), и были умерщвлены змеей, или — по другому преданию, объятые ужасом, бросились вниз с акропольской скалы или — в море. Э., изгнав Амфиктиона, сделался афинским царем, ввел культ Афины и построил ей храм на акрополе, где она имела общий культ с Посейдоном. Он же, по преданию, решил спор Афины и Посейдона за Аттику. Т. к. он первый впряг в колесницу четверку лошадей, то он был превращен после смерти в созвездие — возницу. С наядою Пасифеей прижил от Пандиона, который наследовал ему в царской власти, а с Зевксинною — Прокну и Филомелу и близнецов Э. и Бута (см. Butes, Бут). Э. (второй, первоначально то же лицо, что Э. I сделался афинским царем и, через Праксифею, отцом Кекрона, Пандора, Метиона, Орнея, Прокриды, Креусы, Хфонии, Орифии. Когда Э. убил в бою на элевсиниях Эвмолна, сына Посейдонова, помогавшего врагам афинян, Посейдон потребовал, чтобы принесена была в жертву дочь Э., и на это требование четыре сестры подвергли себя добровольной смерти, а Э. по просьбе Посейдона убит был молнией Зевса.
????????, в древнейшее время то же лицо, что и Erichthonius, ??????????; лишь Эврипид (Ion. 280) положил различие между тем и другим, так что первый — афинский герой, имевший отношение к культу Афины. Он был сын Земли (или Аттиды, дочери Краная) и Гефеста и был воспитан Афиной. Il. 2, 547. По преданию, он наполовину имел вид змеи (символ автохтонии). Афина передала мальчика дочерям Кекрона, Агравле, Пандросе и Герсе в ящике, который запретила открывать. Агравла и Герса, несмотря на ее запрещение, открыли ящик, они увидели в нем дитя, обвитое змеей (или дитя, подобное змее), и были умерщвлены змеей, или — по другому преданию, объятые ужасом, бросились вниз с акропольской скалы или — в море. Э., изгнав Амфиктиона, сделался афинским царем, ввел культ Афины и построил ей храм на акрополе, где она имела общий культ с Посейдоном. Он же, по преданию, решил спор Афины и Посейдона за Аттику. Т. к. он первый впряг в колесницу четверку лошадей, то он был превращен после смерти в созвездие — возницу. С наядою Пасифеей прижил от Пандиона, который наследовал ему в царской власти, а с Зевксинною — Прокну и Филомелу и близнецов Э. и Бута (см. Butes, Бут). Э. (второй, первоначально то же лицо, что Э. I сделался афинским царем и, через Праксифею, отцом Кекрона, Пандора, Метиона, Орнея, Прокриды, Креусы, Хфонии, Орифии. Когда Э. убил в бою на элевсиниях Эвмолна, сына Посейдонова, помогавшего врагам афинян, Посейдон потребовал, чтобы принесена была в жертву дочь Э., и на это требование четыре сестры подвергли себя добровольной смерти, а Э. по просьбе Посейдона убит был молнией Зевса.