Эренбург, Илья Григорьевич
Источник: Пензенская энциклопедия.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
В лекции «Об основах ленинизма» (1924), говоря о болезни «революционного» сочинительства и «революционного» планотворчества, И. В. Сталин сослался на рассказ Эренбурга «Ускомчел» (усовершенствованный коммунистический человек): писатель изобразил тип одержимого этой болезнью «большевика», который задался целью набросать схему идеального усовершенствованного человека и… «утоп» в этой «работе»! В рассказе, – отметил Сталин, – имеется большое преувеличение, но что он верно схватывает болезнь – это несомненно.
На Парижском конгрессе писателей в 1935 Эренбург критически высказался в адрес некоторых советских писателей. Эренбург послал оправдательное письмо И. В. Сталину, что он критиковал «в беседах в тесном кругу более или менее ответственных товарищей. Разумеется, я никогда не допустил бы подобную критику на собрании или в печати». И.В. Сталин об этом был информирован до письма Эренбурга, а поэтому указал Л.М. Кагановичу: «Не давайте нашим коммунистам доконать Эренбурга».
И.В. Сталин читал начало романа Эренбурга «Падение Парижа», интересовался у автора, будет ли продолжение, как он собирается показывать немецких фашистов. Эренбург ответил, что будет изображено вторжение гитлеровцев во Францию, фашистская оккупация. И одновременно пожаловался, что ему «не позволяют даже по отношению к французам, даже в диалогах употреблять слово «фашист»». Это было время, когда действовал пакт о ненападении с Германией. И.В. Сталин сразу же отреагировал: «А вы пишите, мы с вами постараемся протолкнуть и третью часть». Роман вышел в свет благодаря личному вмешательству И.В. Сталина, который затем и выдвинул его на Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны Эренбург написал свыше двух тысяч статей для газет «Правда», «Известия», «Красная звезда» и др. Его военная публицистика разъясняла цели и характер освободительной войны советского народа, звала в бой с фашистскими захватчиками. Однако, когда Эренбург в статье «Хватит!» в конце войны всех немцев изобразил «единой колоссальной шайкой преступников», был по указанию И.В. Сталина подвергнут резкой критике в статье «Товарищ Эренбург упрощает», опубликованной 14 апреля 1945 в газетах «Правда» и «Красная звезда».
Эренбург не раз писал о своем отношении к И.В. Сталину, отдавал должное его историческому величию. Так, он подчеркивал: «Сталин не был одним из тех далеких полководцев, которых знавала история. Сталин приободрял каждого, понимал горе беженцев, скрип их телег, слезы матери, гнев народа. Сталин, когда нужно было, стыдил растерявшегося, жал руку смелым, он жил не только в Ставке, он жил в сердце каждого солдата. Мы видим его рабочим человеком, трудящимся с утра до ночи, не отказывающимся ни от какого тяжкого дела, первым мастером советской земли». Или: «Француженка, у которой фашисты расстреляли дочку, послала Сталину единственное, что у нее осталось от ребенка, – шапочку. Такого подарка никто не получит, и нет весов, на которых можно взвесить такую любовь…»
Однако после доклада Н.С. Хрущева по закрытию XX съезда КПСС в статьях и выступлениях Эренбурга стали даваться только негативные оценки роли и деятельности И. В. Сталина, обвинения за неподготовленность к войне. В трехтомных мемуарах «Люди, годы, жизнь» Эренбург признавался, что «всегда не любил Сталина и боялся его, хотя долго в него верил».
(род. 1891) — современный писатель. Захваченный революцией 1905, примкнул к с.-д., был арестован, а в 1909 эмигрировал, поселившись в Париже. В 1917 вернулся в Россию, а в 1921 снова переселился за границу, сотрудничая однако в сов. прессе.
Свою поэтическую деятельность Э. начал как эстет и мистик, революцию 1917 встретил как антибольшевик, но уже к 1921 писатель ясно осознал разложение и гибель капиталистической культуры и признал неизбежную победу новой жизни. Однако социализм рисуется ему как строй механизации, безжалостно убивающий все живое, индивидуальное, яркое; социализм — строй казарменной жизни, и писатель вздыхает об уходящем "рае" капиталистического об-ва.
Все это Э. остро развернул в своем романе "Хулио Хуренито". Роман вызвал большой интерес у критики и читателя. Критика капитализма была настолько ярка, что некоторые, увлекшись ею, не заметили, что роман одновременно является памфлетом, нападающим на коммунизм. Следующий роман "Жизнь и гибель Николая Курбова" также возбудил напряженный интерес и встретил громадное сочувствие у всех потерявших в революции свое мещанское благополучие.
Эти основные темы своего творчества Э. раскрывает и в других своих произведениях. В романах "Рвач", "В Проточном переулке", как бы в доказательство социальной жизненности и силы мещанства, Э. изображает советскую действительность как торжество хищного нэпмана, победы собственнического принципа. Э. — типичный выразитель настроений той буржуазной интеллигенции, которая пошла за идеологами "сменовеховства". Как писатель Э. ярок, красочен, но известная ограниченность кругозора принижает его временами очень злую сатиру капитализма. Писатель не проникает в глубь явлений, он видит больше внешнюю сторону событий, пользуясь для своего изображения приемами фельетона и гротеска (что придает романам Э. своеобразный характер).
За последнее время однако писатель стал больше понимать наше социалистическое строительство и начал разоблачать провокационную деятельность белой озверелой эмиграции.
Лит.:
Коган П. С., Литература этих лет, 4 изд., Иваново-Вознесенск, 1925; Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М.—Л., 1928; Селивановский А., Фальшивая виза, "Лит. газета", М., 1931, № 47 (146); Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, М.—Л., 1928.
Эренбург, Илья Григорьевич
(1891-1967).
Видный рус. сов. прозаик, публицист и общественный деятель, более известный произв. др. жанров. Род. в Киеве (ныне - Украина), учился в 1-й Моск. гимназии, но был исключен из нее за революционную деятельность, в 1907 г. вступил в РСДРП, годом позже арестован; после освобождения эмигрировал во Францию, где проживал в 1909-17 гг., работая корр. ряда моск. и СПБ газет; вернулся в Россию после Февральской революции. Окт. революцию принял не сразу, в 1920-30-х гг. жил в осн. в Париже, временами приезжая в СССР, в 1936-37 г. работал воен. корр. в Испании, затем корр. газ. "Известия" в Париже (успел "захватить" нач. оккупации страны Германией). В 1940 г. окончательно вернулся в СССР. В годы Великой Отечественной войны приобрел популярность антифашистской публицистикой; после войны активно участвовал в междунар. движении за мир и разоружение. Вице-президент Всемирного совета мира, лауреат Междунар. Ленинской премии (1952). Печататься начал с 1908 г. Чл. СП. Лауреат Гос. премии СССР (1942, 1948).
К НФ Э., без чьей колоритной фигуры невозможно представить себе сов. лит. сцену на протяжении почти четырех десятилетий, обращался только в ранний период тв-ва. Известность писателю принес остросюжетный сатирический роман, близкий к абсурдистской НФ (из совр. авторов более всего напоминающий произв. К.Воннегута), - "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников" (1922), действие к-рого развертывается в послевоен. Европе и послереволюционной России (обе выведены до предела гротескно и фантастично); в центре романа - образ мессии, "Великого Провокатора" Хулио Хуренито, суть его учения составляет идея "ненависти к настоящему", заслуживающему разрушения до основания (см. Сатирическая НФ). Критика упрекала Э., что свой пафос отрицания он направил также и против сов. России, что, несмотря на неоднократные заверения автора в обратном, сегодня представляется справедливым. Идея разрушения старого мира буквально реализована в безусловно принадлежащем НФ др. романе Э. - "Трест Д.Е. История гибели Европы" (1923); созданный амер. финансовым магнатом трест "D.E." (Destruction of Europe - "Уничтожение Европы") предназначен устранить с лица Земли "конкурентку" и рассадницу революционной "заразы". Писатель не только провидчески увидел будущую фашистскую агрессию в близком будущем, но и ту легкость, с какой удастся втянуть народы Европы в кровавую бойню (см. Антифашистская НФ, Война, Глобальная катастрофа, Политика).
К НФ Э. может быть отнесен и любопытный ранний р-з "Ускомчел" (1922 - Германия; 1990 - СССР), предвосхитивший центр. идею "Собачьего сердца" М.Булгакова и впоследствии легший в основу незаконченнного романа Е.Зозули "Мастерская человеков": все попытки создания "Усовершенствованного Коммунистического Человека" неизбежно приводят к появлению морального урода (см. Коммунизм, Сверхчеловек).
В. Р.
Лит.:
Т.К.Трифанова "Илья Эренбург" (1954).
А.И.Рубашкин "Публицистика Ильи Эренбурга против войны и фашизма" (1965).
"Воспоминания об Илье Эренбурге" (1975).
А.Рубашкин "Илья Эренбург" (1990).
Эренбург,
Илья ГригорьевичРод. 1891, ум. 1967. Писатель, переводчик, публицист. Произведения: "Хулио Хуренито" (авантюрный роман, 1922), "Тринадцать трубок" (новеллы, 1923), "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца" (авантюрный роман, 1928), "Испанский закал" (книга публицистики, 1938), "Падение Парижа" (роман, 1941—42), "Война" (публицистика, 1942—44), "Буря" (1946—47), "Оттепель" (повесть, 1954—56), "Люди, годы, жизнь" (воспоминания в 6 кн., 1961—1965), эссе и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1948), Ленинской премии (1952).