Эренбург, Илья Григорьевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
(14.1. 1891, Киев – 31.8.1967, М.), писатель, обществ. деятель, лауреат Стал. премии (1942, 1948), Междунар. Лен. премии. В июне 1948 и 1949 приезжал в Пенз., присутствовал на закладке пам. В. Г. Белинскому, выступал в обл. театре драмы, б-ке. Побывал в г. Каменке, с. Поим, Лермонтово, Невежкино. О встречах на Пенз. земле написал в мемуарах «Люди, годы, жизнь». Лит: Савин (9); Поиски и находки. Кн. 2. О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
(1891 —1967), русский советский писатель, общественный деятель. В годы Вел. Отеч. войны корреспондент «Правды», «Известий», «Красной звезды». Его публицистические статьи вошли в три сборника «Война» (1942—44). Э. также автор сборника стихов о войне и романа «Буря». Депутат Верховного Совета СССР 3—4-го созывов. Вице-президент Всемирного Совета Мира с 1950. Государственная премия СССР (1942, 1948). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1952).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
(1891-1967) Писатель, публицист. Участник рев. движения. С 1908 в эмиграции в Париже, в 1915-17 корр. ряда русских газ. В 1917 вернулся в Россию, с 1921 жил в Берлине, затем в Париже, неоднократно посещал СССР. Соред. ж. "Вещь" (Париж, 1922). В 1932-40 парижский корр. газ. "Известия", в 1936-39 военный корр. в Испании. С 1940 постоянно жил в Москве. В годы войны военный корр. газ. «Красная звезда». Пользовался официальным признанием властей и широкой популярностью как публицист. С 1950 вице-президент Всемирного совета мира. Сб-ки стихов «Я живу» (1911), «Будни» (1913), «Детское» (1914), «Молитва о России» (1918), «Кануны» (1931), романы «Хулио Хуренито» (1921), «Рвач» (1925), «В Проточном переулке» (1927), «Виза времени» (1929), «День второй» (1933), «Не переводя дыхания» (1935), «Что человеку надо» (1937), «Падение Парижа» (1941), «Буря» (1947), «Девятый вал»(1951-52) и др. произв. Автор острой антифашистской публицистики - кн. «Испанский закал» (1938), «Война»(1942-44) и др. В повести «Оттепель» (1954) впервые написал о грядущих изменениях в жизни страны, в худ. мемуарах «Люди, годы, жизнь»(1959-64) рассказал современникам о деятелях мировой культуры, заставил задуматься над проблемами недавнего сталинского прошлого. Переводы. Лауреат Ст. пр. (1942, 1948), международной Ст. пр. «За укрепление мира между народами» (1952). Жена – в 1910-13 Екатерина Оттовна Шмидт (1889-1977), мать его единственной дочери Ирины; с 1919 – художница Л.М.Козинцева.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
(1891—1967) — российский, советский писатель, публицист и общественный деятель, лауреат Сталинской премии (1941, 1948) и Международной Ленинской премии мира (1952). В 1908 г. за участие в работе организации большевиков был арестован; в декабре эмигрировал в Париж, где отошел от политической деятельности и занялся литературной и опубликовал первые сборники стихов: «Я живу» (1911), «Будни» (1913), «Детское» (1914) и др. В 1915-1917 гг. - военный корреспондент ряда российских газет. В 1916 г. опубликовал сборник «Стихи о канунах», пронизанные неприятием «гибнущей Европы» и мировой войны. После Февральской революции 1917 г. вернулся в Россию. Октябрьскую революцию 1917 г. принял настороженно, испытывая одновременно «восторг и ужас» (сборник стихов «Молитва о России», 1918). Снова уехал за границу, в Берлине опубликовал сборник «Кануны» (1921) и первый роман «Необычайные похождения Хулио ХуРе н и т о и е г о учеников...» (1922). Находясь в Германии в 1921—1924 гг. сотрудничал в журналах «Русская книга» (1921) и «Новая русская книга» (1921 — 1923), выступая со статьями о современном русском искусстве. Опубликовал книгу новелл «Тринадцать трубок» (1923). В 1924—1926 гг. создал социально-психологические романы «Рвач» (1925) и «В проточном переулке» (1927). В 1930-х гг. жил за границей, часто приезжая в СССР. В 1936—1939 гг. работал в Испании в качестве корреспондента газеты «Известия». По впечатлениям о гражданской войне в Испании создал антифашистскую публицистическую книгу («Испанский закал», 1938). Участвовал в международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937). В 1940-х гг. написал эпические романы «Падение Парижа» (1941) и «Буря» (1946—1947) о причинах разгрома Франции немецкими оккупантами в начале Второй мировой войны 1939—1945 гг. В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. выступал с публицистическими статьями в газетах «Правда», «Известия», «Красная Звезда», собранными в книге «Война» (т. 1—3, 1942-1944). В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал» (1951—1952). литературно-критические эссе («Французские тетради», 1958; «Перечитывая Чехова», 1960), большой цикл воспоминаний «Люди, годы, жизнь» (кн. 1 6. 1961—1965), открывший ранее замалчиваемые факты и имена из истории отечественной и западной культуры и общественной жизни. Особый отклик вызвала его повесть «Оттепель» (1954-1956), название которой дало метафорическое обозначение периода советской истории после смерти И. В. Сталина.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
(1891–1967), советский писатель, общественный деятель. Сталинские премии: 1942 – за роман «Падение Парижа» (1941–1942), 1948 – за роман «Буря» (1947). Лауреат Международной Ленинской премии (1952).
В лекции «Об основах ленинизма» (1924), говоря о болезни «революционного» сочинительства и «революционного» планотворчества, И. В. Сталин сослался на рассказ Эренбурга «Ускомчел» (усовершенствованный коммунистический человек): писатель изобразил тип одержимого этой болезнью «большевика», который задался целью набросать схему идеального усовершенствованного человека и… «утоп» в этой «работе»! В рассказе, – отметил Сталин, – имеется большое преувеличение, но что он верно схватывает болезнь – это несомненно.
На Парижском конгрессе писателей в 1935 Эренбург критически высказался в адрес некоторых советских писателей. Эренбург послал оправдательное письмо И. В. Сталину, что он критиковал «в беседах в тесном кругу более или менее ответственных товарищей. Разумеется, я никогда не допустил бы подобную критику на собрании или в печати». И.В. Сталин об этом был информирован до письма Эренбурга, а поэтому указал Л.М. Кагановичу: «Не давайте нашим коммунистам доконать Эренбурга».
И.В. Сталин читал начало романа Эренбурга «Падение Парижа», интересовался у автора, будет ли продолжение, как он собирается показывать немецких фашистов. Эренбург ответил, что будет изображено вторжение гитлеровцев во Францию, фашистская оккупация. И одновременно пожаловался, что ему «не позволяют даже по отношению к французам, даже в диалогах употреблять слово «фашист»». Это было время, когда действовал пакт о ненападении с Германией. И.В. Сталин сразу же отреагировал: «А вы пишите, мы с вами постараемся протолкнуть и третью часть». Роман вышел в свет благодаря личному вмешательству И.В. Сталина, который затем и выдвинул его на Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны Эренбург написал свыше двух тысяч статей для газет «Правда», «Известия», «Красная звезда» и др. Его военная публицистика разъясняла цели и характер освободительной войны советского народа, звала в бой с фашистскими захватчиками. Однако, когда Эренбург в статье «Хватит!» в конце войны всех немцев изобразил «единой колоссальной шайкой преступников», был по указанию И.В. Сталина подвергнут резкой критике в статье «Товарищ Эренбург упрощает», опубликованной 14 апреля 1945 в газетах «Правда» и «Красная звезда».
Эренбург не раз писал о своем отношении к И.В. Сталину, отдавал должное его историческому величию. Так, он подчеркивал: «Сталин не был одним из тех далеких полководцев, которых знавала история. Сталин приободрял каждого, понимал горе беженцев, скрип их телег, слезы матери, гнев народа. Сталин, когда нужно было, стыдил растерявшегося, жал руку смелым, он жил не только в Ставке, он жил в сердце каждого солдата. Мы видим его рабочим человеком, трудящимся с утра до ночи, не отказывающимся ни от какого тяжкого дела, первым мастером советской земли». Или: «Француженка, у которой фашисты расстреляли дочку, послала Сталину единственное, что у нее осталось от ребенка, – шапочку. Такого подарка никто не получит, и нет весов, на которых можно взвесить такую любовь…»
Однако после доклада Н.С. Хрущева по закрытию XX съезда КПСС в статьях и выступлениях Эренбурга стали даваться только негативные оценки роли и деятельности И. В. Сталина, обвинения за неподготовленность к войне. В трехтомных мемуарах «Люди, годы, жизнь» Эренбург признавался, что «всегда не любил Сталина и боялся его, хотя долго в него верил».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Эренбург, Илья Григорьевич

(род. 1891) — современный писатель. Захваченный революцией 1905, примкнул к с.-д., был арестован, а в 1909 эмигрировал, поселившись в Париже. В 1917 вернулся в Россию, а в 1921 снова переселился за границу, сотрудничая однако в сов. прессе.


Свою поэтическую деятельность Э. начал как эстет и мистик, революцию 1917 встретил как антибольшевик, но уже к 1921 писатель ясно осознал разложение и гибель капиталистической культуры и признал неизбежную победу новой жизни. Однако социализм рисуется ему как строй механизации, безжалостно убивающий все живое, индивидуальное, яркое; социализм — строй казарменной жизни, и писатель вздыхает об уходящем "рае" капиталистического об-ва.


Все это Э. остро развернул в своем романе "Хулио Хуренито". Роман вызвал большой интерес у критики и читателя. Критика капитализма была настолько ярка, что некоторые, увлекшись ею, не заметили, что роман одновременно является памфлетом, нападающим на коммунизм. Следующий роман "Жизнь и гибель Николая Курбова" также возбудил напряженный интерес и встретил громадное сочувствие у всех потерявших в революции свое мещанское благополучие.


Эти основные темы своего творчества Э. раскрывает и в других своих произведениях. В романах "Рвач", "В Проточном переулке", как бы в доказательство социальной жизненности и силы мещанства, Э. изображает советскую действительность как торжество хищного нэпмана, победы собственнического принципа. Э. — типичный выразитель настроений той буржуазной интеллигенции, которая пошла за идеологами "сменовеховства". Как писатель Э. ярок, красочен, но известная ограниченность кругозора принижает его временами очень злую сатиру капитализма. Писатель не проникает в глубь явлений, он видит больше внешнюю сторону событий, пользуясь для своего изображения приемами фельетона и гротеска (что придает романам Э. своеобразный характер).


За последнее время однако писатель стал больше понимать наше социалистическое строительство и начал разоблачать провокационную деятельность белой озверелой эмиграции.



Лит.: Коган П. С., Литература этих лет, 4 изд., Иваново-Вознесенск, 1925; Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М.—Л., 1928; Селивановский А., Фальшивая виза, "Лит. газета", М., 1931, № 47 (146); Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, М.—Л., 1928.





Эренбург, Илья Григорьевич


(1891-1967).


Видный рус. сов. прозаик, публицист и общественный деятель, более известный произв. др. жанров. Род. в Киеве (ныне - Украина), учился в 1-й Моск. гимназии, но был исключен из нее за революционную деятельность, в 1907 г. вступил в РСДРП, годом позже арестован; после освобождения эмигрировал во Францию, где проживал в 1909-17 гг., работая корр. ряда моск. и СПБ газет; вернулся в Россию после Февральской революции. Окт. революцию принял не сразу, в 1920-30-х гг. жил в осн. в Париже, временами приезжая в СССР, в 1936-37 г. работал воен. корр. в Испании, затем корр. газ. "Известия" в Париже (успел "захватить" нач. оккупации страны Германией). В 1940 г. окончательно вернулся в СССР. В годы Великой Отечественной войны приобрел популярность антифашистской публицистикой; после войны активно участвовал в междунар. движении за мир и разоружение. Вице-президент Всемирного совета мира, лауреат Междунар. Ленинской премии (1952). Печататься начал с 1908 г. Чл. СП. Лауреат Гос. премии СССР (1942, 1948).


К НФ Э., без чьей колоритной фигуры невозможно представить себе сов. лит. сцену на протяжении почти четырех десятилетий, обращался только в ранний период тв-ва. Известность писателю принес остросюжетный сатирический роман, близкий к абсурдистской НФ (из совр. авторов более всего напоминающий произв. К.Воннегута), - "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников" (1922), действие к-рого развертывается в послевоен. Европе и послереволюционной России (обе выведены до предела гротескно и фантастично); в центре романа - образ мессии, "Великого Провокатора" Хулио Хуренито, суть его учения составляет идея "ненависти к настоящему", заслуживающему разрушения до основания (см. Сатирическая НФ). Критика упрекала Э., что свой пафос отрицания он направил также и против сов. России, что, несмотря на неоднократные заверения автора в обратном, сегодня представляется справедливым. Идея разрушения старого мира буквально реализована в безусловно принадлежащем НФ др. романе Э. - "Трест Д.Е. История гибели Европы" (1923); созданный амер. финансовым магнатом трест "D.E." (Destruction of Europe - "Уничтожение Европы") предназначен устранить с лица Земли "конкурентку" и рассадницу революционной "заразы". Писатель не только провидчески увидел будущую фашистскую агрессию в близком будущем, но и ту легкость, с какой удастся втянуть народы Европы в кровавую бойню (см. Антифашистская НФ, Война, Глобальная катастрофа, Политика).


К НФ Э. может быть отнесен и любопытный ранний р-з "Ускомчел" (1922 - Германия; 1990 - СССР), предвосхитивший центр. идею "Собачьего сердца" М.Булгакова и впоследствии легший в основу незаконченнного романа Е.Зозули "Мастерская человеков": все попытки создания "Усовершенствованного Коммунистического Человека" неизбежно приводят к появлению морального урода (см. Коммунизм, Сверхчеловек).


В. Р.


Лит.:


Т.К.Трифанова "Илья Эренбург" (1954).


А.И.Рубашкин "Публицистика Ильи Эренбурга против войны и фашизма" (1965).


"Воспоминания об Илье Эренбурге" (1975).


А.Рубашкин "Илья Эренбург" (1990).






Эренбург, Илья Григорьевич


Род. 1891, ум. 1967. Писатель, переводчик, публицист. Произведения: "Хулио Хуренито" (авантюрный роман, 1922), "Тринадцать трубок" (новеллы, 1923), "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца" (авантюрный роман, 1928), "Испанский закал" (книга публицистики, 1938), "Падение Парижа" (роман, 1941—42), "Война" (публицистика, 1942—44), "Буря" (1946—47), "Оттепель" (повесть, 1954—56), "Люди, годы, жизнь" (воспоминания в 6 кн., 1961—1965), эссе и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1948), Ленинской премии (1952).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008