Ересь

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ересь
отклонение от предписанных религией взглядов.

Источник: Словарь понятий и терминов по истории

ЭРЕС
   • Er?sus,
         или Eressus, см. Lesbos, Лесбос.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Ересь
религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Ересь
(от греч. hairesis — особое вероучение) — религиозные взгляды, течение, противоречащие церковным догматам.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ЕРЕСЬ
греч. hairesis - особое вероучение) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей рел.;
2) отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение;
3) вздор, чепуха.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ЕРЕСЬ
1) учение, вступающее в противоречие с господствующим вероучением, не выходя при этом за рамки религиозного мировоззрения; 2) в переносном смысле – отступление от общепринятых взглядах, заблуждение; 3) нечто ложное, вздор, чепуха.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ЕРЕСЬ
богословское учение, отвергнутое официальной Церковью как ошибочное. С XII–XIII вв. главным средством борьбы с ересью была инквизиция. Слово «ересь» произошло от греческого «хайресис», что означало свободное течение мысли, частные философские взгляды.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Ересь
греч. - особое вероучение) - течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование. На Руси появилась с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV - XVI вв. - выступление стригольников, новое учение Феодосия Косого и т.д.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Ересь
согласно Православной церкви это те учения о Боге, в которых существует мнение, противное Божественной истине. Например, учение Ария, нечестиво мыслящего о Сыне Божьем, ересь Македония о Святом Духе, а также ереси иконоборцев, монофизитов и пр. Вообще, слово «ересь» часто понимают в более обширном, но всегда негативном смысле. В христианском мире им называют произвольные извращения истины. Так, в Русской церкви известны ереси богомилов, волхвов, старообрядцев и многие другие.

Источник: Православная энциклопедия.

ЕРЕСЬ
Религиозное учение, отступающее от точного церковного вероучения. Ереси сопровождали христианство на всем протяжении его истории. В борьбе с ересями православное вероучение приобретало точность формулировок основных правил и положений церковной жизни. Православная церковь на основании учения Иисуса Христа признает ересь грехом и считает необходимым отлучать еретиков от церкви. Еретический, прил – относящийся к ереси. Еретик– последователь ереси, высказывающий еретические взгляды и убеждения, противоречащие общепринятому церковному учению.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ЕРЕСЬ
в поздней античности учение вероотступников, христ. обособл. групп во время схизм (греч. — раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении. Углубление раскола вызывалось переплетением идеологич. аспектов с соц.-экономич. или этнич. факторами, вмешательством госуд., равно как и различиями церк.-политич. программ епископов ортодоксал. церкви или еретич. сект. В 1 в. существовали Е. иуд. и эллино-гностич. природы. До сер. 2 в Е. был подвержен Египет. М. Азия и Сирия долгое время продолжали оставаться также еретич. С 4 в. развивающ. донатизм и расхождения в обл. тринитарных и христологич. проблем (напр., ариане, несториане, монофизиты) привели к тяжелым расколам церкви. Совр. католич. церк. право понимает под Е. противоречия с церк. догмами, под схизмой — отказ от повиновения папе римскому.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ересь
        (греч. hairesis — особое вероучение), в поздней античности ´учение вероотступников, христианских обособленных групп во время схизм (греч. раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении. Углубление раскола вызывалось переплетением идеологич. аспектов с социально-экономич. или этнич. факторами, вмешательством государства, равно как и различиями церковно-политич. программ епископов ортодоксальной церкви или еретич. сект. В 1 в. существовали Е. иудейской и элинно-гностич. природы. До сер. 2 в. Е. был подвержен Египет. М. Азия и Сирия долгое время продолжали оставаться также еретическими. С 4 в. развивающийся донатизм и расхождения в области тринитарных и христологич. проблем (например, ариане, несториане, монофизиты) привели к тяжелым расколам церкви. Совр. католич. церковное право понимает под Е. противоречия с церковными догмами, под схизмой — отказ от повиновения папе римскому.

Источник: Словарь античности. 1989

ЕРЕСЬ
от Греч. слова отделение, разделение, секта; Деян 5:17, 2Пет 2:1, Тит 3:10) — по учению Православной церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково например было ложное учение Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием, Македония, мыслившего нечестиво о Св. Духе, Нестория, Симона волхва почитаемого вообще патриархом Гностиков, иконоборцев, монофезитов и многих других еретиков. Впрочем слово ересь вообще имеет обширное значение, но всегда почти принимается в дурном смысле, именно: оно означает религиозные партии между Иудеями, как например фарисеев и саддукеев (Деян 5:17, 15:5, 26:5), то различные религиозные партии в Христианском обществе (1Кор 11:19, Гал 5:20), то ереси в собственном смысле, т.е. произвольные извращения христианской истины (2Пет 2:1), Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: Богомилов (в Х веке). Волхвов (в XII веке), Стриголъников (в XIII веке), Жидовствующих (в XV веке), Бакшина и Косого (в XVI веке). Старообрядчество и Раскол с его различными ветвями (в XVII в.), Тверитинова ересь. Бегунов, Хлыстов и др. (XVIII в.), Скопцов, Молокан, Штундистов, Пашковцев и др. (XVIII, XIX в.).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Ересь
(греч. частное учение) – вероучения, противоречащие догматам Православной Церкви. Е. получили наибольшее распространение со II по IV в. в форме целого ряда богословских концепций, неверно толковавших природу Иисуса Христа, Богородицы, Троицы (см. Вселенские соборы). Основные источники Е. православная традиция видит в недостаточности богословскомистического опыта лжеучителей, в подмене Богооткровенной истины построениями рассудочной философии, в проведении влияния иных религий. С точки зрения православия выдвижение и упорная защита Е. есть следствие ложного знания и гордыни ума. Традиционное христианство предполагает отлучение еретиков от Церкви и предание их анафеме. Борьба с ранними Е. отцов и учителей Церкви способствовала уточнению и более строгому оформлению православной догматики.
В России первой заметной по общественному резонансу Е. явилось учение стригольников (названных так, скорее всего, изза особого обряда принятия в секту), которые, начав с критики взимания мзды за поставление в священники, дошли до непризнания церковной иерархии, спасительности обрядов и таинств (крещения, отпевания, поминовения усопших) и кончили отрицанием бессмертия души. В 1375 проповедники этой Е. диаконы Карп и Никита были казнены новгородцами по приговору вече. В конце XV–начале XVI в. в Новгороде и Москве получила распространение Е. жидовствующих, выражавшаяся в отрицании спасительного значения Христа как Мессии, в непочитании Пресвятой Троицы, праздника Воскресения Христова, Церкви, монашества, крестов, икон и мощей. Еретики проповедовали соблюдение законов Моисея, празднование Пасхи по иудейскому обычаю и ожидание «истинного» мессии. Видные представители этой Е. были казнены властями по решению церковного собора 1504. В XVI в. распространилась рационалистическая Е. – учение Феодосия Косого (феодосианство). В учении Феодосия (который выступал против всяческих авторитетов, считал, что Церковь, поддерживая культ святых, следует культу мертвых, а также учил о ценности материальной жизни, равнобожии человека и т. д.) явственно наличествовали влияния европейского материализма, атеизма и гуманизма. В первой половине XVII в. на Руси появилась религиозномистическая секта хлыстов, или христов, которые именовали себя «людьми Божиими». Их учение отличалось безличным пониманием Бога, который якобы постоянно воплощается в людях по своему усмотрению, и потому может одновременно существовать множество «христов». Хлысты верили в переселение душ и практиковали умерщвление плоти посредством сурового и длительного поста, который они именовали «замор». Свои отдельные общины хлысты называли «кораблями», во главе «кораблей» стояли кормщик («христос») и кормщица («богородица»). На свои собрания хлысты надевали особые белые («радельные») рубахи и после проповеди «кормщика» устраивали «радения» – кружения и пляски, приводящие сектантов в полное исступление, следствием которого было «пророчествование». Во второй половине XVIII в. из хлыстовства выделилась секта скопцов, дошедшая до крайнего религиозного изуверства в отношении человеческой природы. В конце XIX–начале ХХ в. в Е. был обвинен Л. Н. Толстой, который, не сумев поверить в Божественность Христа, бессмертие души и церковные таинства, начал посвоему толковать христианские заповеди, переделывая при этом текст Евангелия. В феврале 1901 синод вынес решение об отлучении Толстого от Церкви. В настоящее время в мире и в России распространяются многочисленные новые религиозные учения, возникают мистические культы и тоталитарные секты. Они зачастую используют образы, символы, понятия, взятые из лона христ. традиции, однако представляют собой с церковной точки зрения пагубные Е., угрожающие благу человеческой души, трезвенности ума и здравости тела.

Источник: Краткий православный словарь.

ересь
греч. отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)-ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь-не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам­ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства)-протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.
Гностики (от греч. гносис-знание) (1-3 вв.)-последователи учения, по которому мир и материя-зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть-зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.
Манихеи (3 в.)-последователи Мани (214-277 гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.
Ариане (4 в.)-последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено.
Донатисты (4 в.)-последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.
Несториане (5 в.)-последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.
Монофизиты (5 в.)-последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность-Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем-Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.
Монофелиты (6-7 вв.)-последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями-Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей-Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий-патриарх константинопольский (610-38 гг.) и император Ираклий, который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.
Павликиане (7 в.)-возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.
Иконоборцы (8 в.)-представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью.
Богомилы (10 в.)-последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.
Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)-последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.
Вальденсы (12 в.)-последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостоль­скую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.
Альбигойцы (12-13 вв.)-последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 г.) инквизиция с ее пытками и кострами.
Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже-иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии-в 1820 г., в Испании-в 1834 г. и в папской области-в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в.. (См. церковь)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
386.95 кб

Ересь петробрюсиан

Лапшин Александр Геннадьевич
Статья посвящена рассмотрению одного из эпизодов истории христианских ересей Западной Европы эпохи средневековья.
Читать PDF
424.07 кб

Новгородская ересь «Жидовская мудрствующих» в историко-культурном контексте эпохи

Григоренко Анатолий Юрьевич
Новгородская ересь значительное духовное движение Древней Руси. Оно оказало большое влияние на древнерусскую культуру конца XV-XVI вв.
Читать PDF
129.46 кб

Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период

Лёр Винрих
Статья посвящена эволюции понятия «ересь» в раннехристианской традиции. По мнению автора, во II в.
Читать PDF
219.01 кб

2015. 04. 009. Коллан М. Б. Тамплиеры, ведьмы и «Дикие» ирландцы: месть и ересь в средневековой Ирла

Метлицкая З.Ю.
Читать PDF
350.76 кб

Перевод статьи: Э. Розенбли «Нарушение соборных декретов или ересь Папы : суд Базельского собора над

Александра Вадимовна Никитина
В представленной статье Э. Розенбли рассматривает процесс формирования и вынесения обвинений папе Евгению IV Базельским собором как основание смещения папы с занимаемого поста.
Читать PDF
730.56 кб

Асимметричная власть, ересь и посткоммунизм в перспективе глобализации

Дуткевич Петр
В предлагаемой публикации внимание автора сосредоточено на возглавляемой США политике, именуемой правящей элитой этой страны как «война с террором».
Читать PDF
422.50 кб

Асимметричная власть, ересь и посткоммунизм: несколько мыслей (перевод В. А. Гуторова)

Дуткевич Питер
The author shows, that crash of communism has stimulated transformation in the "east block" of neoliberalism in dominating paradigm of our time.
Читать PDF
294.98 кб

Ересь царебожия как «Реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира

Никольский Евгений Владимирович
В статье с религиоведческих и богословских позиций рассматривается современное движение царебожников (русских растафариан). Автор анализирует истоки этого движения, уходящие корнями в дореволюционное сектантство.
Читать PDF
145.95 кб

«Американизм» в католичестве: национальная «Ересь» или часть католического ответа на модерн?

Долго В. Б.
Cтатья повествует об основных религиозно-философских и социальных концепциях движения «американизма» в католичестве конца XIX в., показывает реакцию на него со стороны Ватикана.
Читать PDF
195.98 кб

Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на

Посадсков Александр Леонидович
Статья освещает неизвестную сторону регионального книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке выпуск печатной продукции так называемыми нетрадиционными религиозными движениями, появившимися в России в 90-е гг. ХХ в.
Читать PDF
145.95 кб

«Американизм» в католичестве: национальная «Ересь» или часть католического ответа на модерн?

Долгов Владислав Борисович
Статья посвящена основам религиозно-философских и социальных концепций движения «американизма» в католичестве конца XIXв. части более широкого явления, названного «католическим модернизмом».
Читать PDF
353.61 кб

Ересь как преступление в церковном и светском праве домонгольского периода

Ефимовских Василий Леонидович, Круглов Дмитрий Николаевич
Борьба с ересью в Киевской Руси была менее жесткой, чем в Западной Европе в X-XIII вв. Причины: нуждаемость православной церкви в государственной поддержке, конкуренция язычества, отсутствие связи с социальными движениями.
Читать PDF
166.64 кб

ЕРЕСЬ ПРОТИВ ЦЕРКВИ: И. А. МЁЛЕР И А. С. ХОМЯКОВ КАК ПОЛЕМИСТЫ

Титова Анна Олеговна
В статье сопоставляется и анализируется антипротестантская полемика А. С. Хомякова, представленная в трех известных полемических брошюрах, и критика ереси присутствующая в «Единстве в Церкви» А. Мёлера.
Читать PDF
213.26 кб

«Варлаамитская ересь» и «Миражи» григория Ивановича недетовского

Евгений Анатольевич Маковецкий
Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним — О.

Похожие термины:

  • О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина

    «О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина, кир Давида мниха и философа изложение» – произведение, начинающее подборку сочинений византийского писателя XIV в. Давида Дисипата, встречающуюся в сла
  • НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ

    жидовствующие — амтицерковное и антифеодальное движение конца XV—начала XVI вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и обряды. Священники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярст
  • Назорейская ересь

    См. «Назарет».
  • НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ

    стригольники — амтицерковное и антифеодальное движение в Новгороде и Пскове во второй половине XIV—начале XV вв. Направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землев
  • ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

    название новгородско-московской ереси, последователи которой необоснованно обвинялись в приверженности иудаизму. Антицерковное движение конца XV — нач. XVI в. Отвергало авторитет церкви и некотор