[1875—] — психиатр и литературовед. В своих "Этюдах по психологии творчества А. С. Пушкина" (Гиз, М. — Л., 1923), "Очерках по анализу творчества Н. В. Гоголя" (Гиз, M. — Л., 1924) Е. применяет психоаналитический метод исследования произведений художественной литературы, стремясь "редуцировать их до примитивнейших бессознательных процессов", выявить в них символы и их примитивное значение, а "прежде всего указать на взаимообусловленность, органичность произведения и выяснить его целостность как одну из наиболее важных сторон художественного построения". Эти ответственные задания Е. ни в какой мере не выполняет. Отыскивая примитивное значение символов, он отрывает литературное явление от его социальных корней, произвольно сближает его с авторской психопатологией. Так, Гоголь описывал чиновников не потому, что они генетически близки были всему его творчеству (см. "Гоголь"), а потому, что он страдал "чиновничьим комплексом". Подменивая объективный анализ фактов субъективным его "толкованием", Е. естественно терпит неудачу и в анализе художественных построений (так мужские и женские рифмы оказываются у него носителями мужского и женского начала). В лице Е. психоаналитический метод (фрейдизм) в литературоведении (см. "Метод психоаналитический") приобрел своего наибольшего вульгаризатора.
Библиография
: II. Рецензии и отзывы об Е.: Брюсов В., "Печать и революция", 1924, кн. I; Гинзбург Л., "Русский современник", 1924, кн. IV; Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, изд. 2-е, с дополн. ст. "Гоголевская критика за последнее десятилетие", Ив.-Вознесенск, 1926 (изд. 4-е, 1928).III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.
{Лит. энц.}