ЭРМИТАЖ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭРМИТАЖ
(фр. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, от-крыт для публики в 1852 г. Содержит богатейшие коллекции памятников первобытной, восточной, еги-петской и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, памятников русской культуры.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЭРМИТАЖ
в Санкт-Петербурге - место уединения – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 г. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Европы, археологических и художественных памятников Азии, памятников русской культуры VIII–XIX вв. Здания Э. – Зимний дворец, Малый Э., Старый и Новый Э., Эрмитажный театр – выдающийся архитектурный ансамбль. Первоначальное значение слова – уединенный уголок, жилище отшельника. Так называли загородный дом, парковый павильон и т. п.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Эрмитаж
одно из наиболее значительных мировых античных собраний, находится в первом этаже здания Нового Э., построенного в 1839-1852 по проекту Лео фон Кленце в Петербурге. Основу коллекции заложил Петр I покупкой «Венеры Таврической» в 1719. Впоследствии приобретения делались прежде всего из частных собраний, а с 1830 также из раскопок греч. и боспорских городов Сев. Причерноморья, в которых находили главным образом керамику, украшения и деревянные саркофаги. Наряду с этими находками и коллекцией греч. ваз и терракот, рим. портретов, гемм и украшений в Э. имеется особое, уникальное собрание скифских древностей (в большинстве из драгоценных металлов), хранящееся в «Золотой кладовой».

Источник: Словарь античности. 1989

ЭРМИТАЖ
крупнейший музей истории культуры в Ленинграде. В 1764 имп. Екатерина II купила в Германии коллекцию картин, к-рая была размещена в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся "Э." (от франц. ermitage - место пребывания отшельника, место уединения). Благодаря покупкам в Зап. Европе крупных частных коллекций картин дворцовое собрание живописи быстро росло и в кон. 18 в. стало одной из лучших картинных галерей мира. По мере роста коллекций Э. стал занимать пристроенные к Зимнему дворцу здания: "Малый Э." (1764-67, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот) и "Старый Э." (1775-84, арх. Ю. М. Фельтон). В 1839-52 был построен "Новый Э." (по проекту арх. Л. Кленце, оформление залов выполнялось под рук. В. П. Стасова и H. E. Ефимова, портик с атлантами - скульптора А. И. Теребенева).

Несмотря на то что с 1852 Э. стал именоваться "Публичным музеумом", выдача билетов для его посещения производилась придворной конторой. Лишь с 60-х гг. 19 в. Э. стал шире открывать свои двери для посетителей. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 Э. имел ок. 50 экспозиц. залов и за год его посещало ок. 180 тыс. чел. Несмотря на противодействие дирекции Э., в музее стали появляться экскурсии рабочих, организованные профсоюзными объединениями по призыву большевистской газеты "Правда".

После Великой Окт. социалистич. революции в жизни Э. произошел решительный перелом: он стал подлинно нар. музеем, в основу экспозиции был положен исторический принцип, была организована научная и научно-просветительная работа. Э. стал крупнейшим центром изучения мировой культуры и искусства.

Э. имеет 6 науч. отделов: 1) Отдел истории первобытной культуры, организованный в 1936 (мат-лы преим. с терр. СССР; особую ценность представляют коллекции памятников скифского иск-ва), 2) Отдел античного мира (памятники древних Греции и Рима, мат-лы из раскопок антич. колоний Сев. Причерноморья), 3) Отдел истории и культуры стран Востока, организованный в 1920 (культура Др. Востока и памятники ср.-век. периода: с территорий, входящих в СССР, - Кавказ, Средняя Азия; зарубежных стран - Турция, Иран, Индия, Китай, Япония), 4) Отдел зап.-европ. иск-ва, состоящий из картинной галереи и отделений скульптуры, графики и прикладного иск-ва. Особой славой пользуется в Э. собрание картин итал., флам., голл. и франц. иск-ва, в частности произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Матисса, Пикассо и др., 5) Отдел истории рус. культуры 7-19 вв., организованный в 1941 (культура славян и др.-рус. города, Моск. Русь, эпоха Петра I, рус. культура 18-19 вв.), 6) Отдел нумизматики (коллекции монет, орденов и медалей разных времен и народов). В экспозицию Э. входят такие парадные залы Зимнего дворца, как Галерея Отечеств. войны 1812, малый и большой тронные залы, а также помещения, связанные с революц. событиями, в частности со штурмом Зимнего дворца и арестом бурж. Врем. пр-ва (Октябрьская лестница, Малахитовый зал, Малая столовая).

Э. имеет ок. 360 экспозиц. залов. В 1974 его посетило ок. 3,5 млн. чел. Для целей науч. пропаганды знаний по истории культуры и иск-ва создан науч.-просветительный отдел. Кроме большой экскурсионной работы, Э. проводит циклы лекций, как в лектории музея, так и за пределами Ленинграда, организует передвижные выставки по Сов. Союзу. При Э. имеются Ун-т иск-ва, курсы для молодежи и школьные кружки.

Большое значение в жизни Э. имеют врем. выставки, устраиваемые по принципу обмена выставками с крупнейшими музеями мира (Дрезденская галерея и др. музеи всех социалистич. стран, музеи Франции, Великобритании, США, Италии, Японии, Египта, Ирака, Мексики и др.). Они знакомят посетителей Э. с шедеврами мировой культуры, с иск-вом стран социализма, а также с прогрессивным иск-вом других стран.

Э. располагает большой науч. библиотекой по истории иск-в, крупными реставрац. мастерскими, разрабатывающими новые методы консервации и реставрации музейных предметов, издает "Сообщения Гос. Эрмитажа" (с 1940), "Труды Гос. Эрмитажа" (с 1956), проводит науч. конференции. В Э. проходили междунар. симпозиумы по реставрац. работам (1963) и по просветительной работе (1968), созываемые по решению Междунар. совета музеев. Коллекции Э. постоянно пополняются путем закупок экспонатов и поступления от археологич. экспедиций Э. и АН СССР. Э. ведет совместные работы со многими АН союзных республик.

В 1964 в связи с 200-летием музея Э. был награжден орденом Ленина.

Лит.: Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.-М., 1966; Персианова О. М., Государственный Эрмитаж. Путеводитель, (Л., 1968); Воронихина А. Н. и Соколова Т. М., Эрмитаж. Здания и залы музея, 2 изд., Л., 1968.

Б. Б. Пиотровский. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Матвеев В. Ю. Эрмитаж «Всемирный», или планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и

Никонова Антонина Александровна
Работа представляет собой рецензию на научно-справочное издание В. Ю. Матвеева «Эрмитаж «всемирный», или планета Эрмитаж.
Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 032. Томсинский С. В. Углече Поле в IX-XIII веках / гос. Эрмитаж. - СПб. , 2004. - 319 с.

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

250 лет музею Эрмитаж. Обзор

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Разнообразие хронотопа в романе М. Брэдбери "в Эрмитаж"

Назаренко Надежда Ивановна, Дацер Екатерина Сергеевна
В статье осуществлен анализ временной и пространственной организации романа М. Брэдбери "В Эрмитаж". Теоретической базой исследования являются научные работы М. Бахтина и Н. Копыстянской.
Читать PDF
0.00 байт

«ЗНАКОМОЕ НЕВЕДОМОЕ». ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ ГРУППЫ «ЭРМИТАЖ» В КОНТЕКСТЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО НОН

Кошкина Ольга Юрьевна
Этап нового, широкого изучения неофициального искусства в нашей стране недолог, но уже накоплен значительный фактологический и аналитический материал о художниках, художественных сообществах, выставках и процессах, происходивших в
Читать PDF
0.00 байт

ЭРМИТАЖ МЕЖДУ «МУЗЕЕМ НОВОГО ИСКУССТВА» И «МУЗЕЕМ БЫТА»: ПРОЕКТ И.И. ЖАРНОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТО

Ананьев Виталий Геннадьевич
Революция 1917 г. вызвала значительные изменения и в области музейного дела. Широко обсуждались вопросы реформы структуры и управления крупнейших музеев страны. Одним из них был Эрмитаж.
Читать PDF
0.00 байт

Эрмитаж: экспозиция как объект социологического исследования

Галич Т. И., Захаров С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции философской прозы Д. Дидро в романе М. Брэдбери «в Эрмитаж!»

Царёва Елена Викторовна
В статье рассматривается влияние философской прозы Д. Дидро на творчество английского писателя второй половины ХХ века М. Брэдбери. В результате сравнительного анализа произведений Д.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрастический дискурс в романе М. Брэдбери «в Эрмитаж»

Бочкарева Нина Станиславна
В статье рассматривается экфрастический дискурс в романе английского писателя Малькольма Брэдбери «В Эрмитаж».
Читать PDF
0.00 байт

Цитатный стиль романа М. Брэдбери «в Эрмитаж!»

Ромаданов Максим Сергеевич
Статья посвящена проблеме цитатного стиля М. Брэдбери. В ней рассматриваются конкретные формы и функции цитат и выявляется системный характер цитирования в романе «В Эрмитаж!».
Читать PDF
0.00 байт

«Эрмитаж» («Hermitage») издательство третьей «Волны» русской эмиграции

Базанов Петр Николаевич
В статье впервые дается история самого известного издательства третьей русской эмиграции «Эрмитаж». Анализ деятельности «Эрмитажа» дается на фоне обзора истории русских издательств созданных представителями третьей «волны»: В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Фрагментарная целостность» романа Малколма Брэдбери «в Эрмитаж!»

Ромаданов М.С.
Статья посвящена проблеме «фрагментарной целостности» как структурообразующей основы романа М. Брэдбери «В Эрмитаж!».
Читать PDF
0.00 байт

Концепция пародии М. Брэдбери и ее реализация в романе «в Эрмитаж!»

Ромаданов Максим Сергеевич
Статья посвящена концепции пародии британского писателя и исследователя литературы Малколма Брэдбери, разработанной им на фоне общих тенденций к пересмотру сущности этого явления в европейском и американском литературоведении, и е
Читать PDF
0.00 байт

Резьба по дереву в Древнем Египте (анализ артефактов из экспозиций музеев Государственного Эрмитажа,

Мыльников Владимир Павлович
Технология резьбы по дереву в древности еще не достаточно полно изучена.
Читать PDF
0.00 байт

Ливрейный костюм в собрании Эрмитажа: из опыта атрибуционной работы хранителя коллекции

Тарасова Нина Ивановна
В Государственном Эрмитаже хранится уникальная коллекция ливрейного костюма, принадлежавшего некогда служителям императорского двора. Большинство предметов происходит из Ливрейной мастерской Зимнего дворца.

Похожие термины:

  • ЭРМИТАЖ в С.-Петербурге

    от французского ermitagе - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие