ЭРМИТАЖ
ЭРМИТАЖ
(фр. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, от-крыт для публики в 1852 г. Содержит богатейшие коллекции памятников первобытной, восточной, еги-петской и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, памятников русской культуры.
ЭРМИТАЖ
в Санкт-Петербурге - место уединения – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 г. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Европы, археологических и художественных памятников Азии, памятников русской культуры VIII–XIX вв. Здания Э. – Зимний дворец, Малый Э., Старый и Новый Э., Эрмитажный театр – выдающийся архитектурный ансамбль. Первоначальное значение слова – уединенный уголок, жилище отшельника. Так называли загородный дом, парковый павильон и т. п.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Эрмитаж
одно из наиболее значительных мировых античных собраний, находится в первом этаже здания Нового Э., построенного в 1839-1852 по проекту Лео фон Кленце в Петербурге. Основу коллекции заложил Петр I покупкой «Венеры Таврической» в 1719. Впоследствии приобретения делались прежде всего из частных собраний, а с 1830 также из раскопок греч. и боспорских городов Сев. Причерноморья, в которых находили главным образом керамику, украшения и деревянные саркофаги. Наряду с этими находками и коллекцией греч. ваз и терракот, рим. портретов, гемм и украшений в Э. имеется особое, уникальное собрание скифских древностей (в большинстве из драгоценных металлов), хранящееся в «Золотой кладовой».
Источник: Словарь античности. 1989
ЭРМИТАЖ
крупнейший музей истории культуры в Ленинграде. В 1764 имп. Екатерина II купила в Германии коллекцию картин, к-рая была размещена в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся "Э." (от франц. ermitage - место пребывания отшельника, место уединения). Благодаря покупкам в Зап. Европе крупных частных коллекций картин дворцовое собрание живописи быстро росло и в кон. 18 в. стало одной из лучших картинных галерей мира. По мере роста коллекций Э. стал занимать пристроенные к Зимнему дворцу здания: "Малый Э." (1764-67, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот) и "Старый Э." (1775-84, арх. Ю. М. Фельтон). В 1839-52 был построен "Новый Э." (по проекту арх. Л. Кленце, оформление залов выполнялось под рук. В. П. Стасова и H. E. Ефимова, портик с атлантами - скульптора А. И. Теребенева). Несмотря на то что с 1852 Э. стал именоваться "Публичным музеумом", выдача билетов для его посещения производилась придворной конторой. Лишь с 60-х гг. 19 в. Э. стал шире открывать свои двери для посетителей. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 Э. имел ок. 50 экспозиц. залов и за год его посещало ок. 180 тыс. чел. Несмотря на противодействие дирекции Э., в музее стали появляться экскурсии рабочих, организованные профсоюзными объединениями по призыву большевистской газеты "Правда". После Великой Окт. социалистич. революции в жизни Э. произошел решительный перелом: он стал подлинно нар. музеем, в основу экспозиции был положен исторический принцип, была организована научная и научно-просветительная работа. Э. стал крупнейшим центром изучения мировой культуры и искусства. Э. имеет 6 науч. отделов: 1) Отдел истории первобытной культуры, организованный в 1936 (мат-лы преим. с терр. СССР; особую ценность представляют коллекции памятников скифского иск-ва), 2) Отдел античного мира (памятники древних Греции и Рима, мат-лы из раскопок антич. колоний Сев. Причерноморья), 3) Отдел истории и культуры стран Востока, организованный в 1920 (культура Др. Востока и памятники ср.-век. периода: с территорий, входящих в СССР, - Кавказ, Средняя Азия; зарубежных стран - Турция, Иран, Индия, Китай, Япония), 4) Отдел зап.-европ. иск-ва, состоящий из картинной галереи и отделений скульптуры, графики и прикладного иск-ва. Особой славой пользуется в Э. собрание картин итал., флам., голл. и франц. иск-ва, в частности произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Матисса, Пикассо и др., 5) Отдел истории рус. культуры 7-19 вв., организованный в 1941 (культура славян и др.-рус. города, Моск. Русь, эпоха Петра I, рус. культура 18-19 вв.), 6) Отдел нумизматики (коллекции монет, орденов и медалей разных времен и народов). В экспозицию Э. входят такие парадные залы Зимнего дворца, как Галерея Отечеств. войны 1812, малый и большой тронные залы, а также помещения, связанные с революц. событиями, в частности со штурмом Зимнего дворца и арестом бурж. Врем. пр-ва (Октябрьская лестница, Малахитовый зал, Малая столовая). Э. имеет ок. 360 экспозиц. залов. В 1974 его посетило ок. 3,5 млн. чел. Для целей науч. пропаганды знаний по истории культуры и иск-ва создан науч.-просветительный отдел. Кроме большой экскурсионной работы, Э. проводит циклы лекций, как в лектории музея, так и за пределами Ленинграда, организует передвижные выставки по Сов. Союзу. При Э. имеются Ун-т иск-ва, курсы для молодежи и школьные кружки. Большое значение в жизни Э. имеют врем. выставки, устраиваемые по принципу обмена выставками с крупнейшими музеями мира (Дрезденская галерея и др. музеи всех социалистич. стран, музеи Франции, Великобритании, США, Италии, Японии, Египта, Ирака, Мексики и др.). Они знакомят посетителей Э. с шедеврами мировой культуры, с иск-вом стран социализма, а также с прогрессивным иск-вом других стран. Э. располагает большой науч. библиотекой по истории иск-в, крупными реставрац. мастерскими, разрабатывающими новые методы консервации и реставрации музейных предметов, издает "Сообщения Гос. Эрмитажа" (с 1940), "Труды Гос. Эрмитажа" (с 1956), проводит науч. конференции. В Э. проходили междунар. симпозиумы по реставрац. работам (1963) и по просветительной работе (1968), созываемые по решению Междунар. совета музеев. Коллекции Э. постоянно пополняются путем закупок экспонатов и поступления от археологич. экспедиций Э. и АН СССР. Э. ведет совместные работы со многими АН союзных республик. В 1964 в связи с 200-летием музея Э. был награжден орденом Ленина. Лит.: Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.-М., 1966; Персианова О. М., Государственный Эрмитаж. Путеводитель, (Л., 1968); Воронихина А. Н. и Соколова Т. М., Эрмитаж. Здания и залы музея, 2 изд., Л., 1968. Б. Б. Пиотровский. Ленинград.