Ермоген

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ермоген
2Тим 1.15)-один из асийских (то есть малоазиатских) христиан, активных, по-видимому, прежде помощников ап. Павла, но оставивших его, когда он оказался в заключении.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Ермоген
благочестивый муж из христиан Асийских. Путешествовал вместе с апостолом Павлом, но оставил его, когда тот пришел в Рим и был заключен в темницу. Во Втором послании к Тимофею апостол прямо указывает на то, что «все Асийские оставили меня, в их числе Фигелл и Ермоген» (1, 15).

Источник: Православная энциклопедия.

ЕРМОГЕН
из рода Меркурия; 2Тим 1:15) — из христиан Асийских, сопутствовавших ап. Павлу, но оставивших его в Риме, во время первых уз его. В числе их именно указываются Ермоген и Фигелл. “Ты, знаешь, напоминает о сем со скорбью ап. Павел Тимофею, что все Асийские оставили меня, в числе их Фигелл и Ерлюген” (1:15).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Ермоген
или Г е р м о г е н , второй Патриарх Всероссийский, возведен на сие достоинство в 1606 году из Митрополитов Казанских и Астраханских, Царем Василием Ивановичем Шуйским, которого он пред тем Июня 1 венчал на Царство. Сей Пастыреначальник был в числе первых сынов Отечества, спасавших оное от порабощения Полякам, которые мстя России за низвержение Самозванца Отрепьева, ими возведенного на Российский Царский Престол, хотели возвести по нем и другого самозванца, именуемого в Летописях наших Тушинским, и, заняв уже Москву, низложили Царя Василия Ивановича; потом насильно постригли его в Монашество и увезли под Смоленск к Польскому Королю Сигизмунду III, а жителей Московских нещадно истребляли огнем и мечем; наконец принудили было всех Духовных и Бояр избрать на Российский Престол Польского Королевича Владислава. В сих-то несчастных обстоятельствах России Ермоген, с немногим числом верных сынов ее, боролся против насилия врагов и против измены некоторых своих соотчичей из Бояр. Уже положено было наконец предать Россию в полную волю Польскому Королю и присягнуть ему без всякого условия и ограничения. Но Ермоген, сперва принужденный согласиться только на принятие Королевича, не согласился на безусловную присягу самому Королю и не велел Духовным Властям подписываться на сем соглашении; а чрез то самое воспрепятствовал утверждению сего предательства. Между тем Сергиева Монастыря Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий Палицын (см. выше ст. об Авраамии) разосланными по всем почти Российским городам умолительными Грамотами вызывали уже верных сынов Отечества к избавлению несчастной Столицы от завладения врагов. А когда незабвенный Козьма Минин, собрав усердное войско и вручив оное Князю Пожарскому, шел уже с ними к Москве; то Поляки, устрашенные сим ополчением, хотели угрозами смерти принудить Ермогена, чтоб он написал к сему Патриотическому войску Грамоту с запрещением, дабы не приходило оно к Москве и возвратилось назад. Для сего присланы были к нему некоторые из Русских же Бояр, сообщники Поляков и предатели Отечества. "Ты писал еси к ним, – говорили они ему, – чтобы шли под Москву; а ныне ты же к ним пиши, чтоб они   воротились вспять; а буде ты не станешь писати, и мы тебя велим уморить злою смертию". На такое вероломное предложение Гермоген с патриотическою твердостию отвечал им: "Что мне вы уграживаете? Единого я Бога боюся. Аз к ним не писывал; а ныне к ним стану писати: будете вы изменники с Литовскими людьми из Москвы выйдете вон, и я им не велю ходити к Москве: а будет нам сидеть в Москве, и я их всех благословляю помереть за Православную Веру". Такой же неустрашимый ответ дал он в другой и третий раз присланным. Но раздраженные Поляки и Русские изменники низвели его с Патриаршества и в Чудове Монастыре под теснейшею стражею томили голодом, от коего он в 1612 году Февраля 17 дня и скончался. Летописи наши свидетельствуют о сем Патриархе, что "он был мудрословесен; в Божественных Словесях присно упражняшеся и вся книги Ветхия и Новые Благодати и Правила Законные до конца извыче". Но из сочинений его известны только писанные им еще в Казани: 1) Повесть о Гурии, первом Архиепископе Казанском, и о Епископе Варсонофии, первом бывшем Архимандрите в Казани, и обретении Мощей их и чудесах при Царе Феодоре Иоанновиче и Патриархе Иове; 2) Повесть о   явлении Чудотворной Иконы Богоматери Казанской. Обе сии книги сохраняются между рукописями в Московской Патриаршей библиотеке.

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

ЕРМОГЕН
(ок. 1530-1612) – священномученик, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Kазани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 г. был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Kазани. 13 (26) мая 1589 г. рукоположен во епископа и стал первым Kазанским митрополитом. Во время служения будущего патриарха в Kазани совершилось явление и обретение чудотворной Kазанской иконы Божией Матери в 1579 г. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Kазанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам составил в 1594 г. сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
В 1591 г. св. Ермоген собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. 9 января 1592 г. св. Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Kазани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Kазанью, и просил установить определенный день памяти воинов.
В ответ св. Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Kазанью и в пределах казанских, совершать в Kазани и по всей Kазанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
Св. Ермоген проявлял ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 г. при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Kазанских чудотворцев свтт. Гурия, первого архиепископа Kазанского, и Варсонофия. Св. Ермоген сам составил жития свтт. Гурия и Варсонофия, епископов Kазанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 (16) июля 1606 г. он был возведен Собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. Kогда самозванец подошел к Москве, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 г. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Kремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
В Светлый понедельник 1611 г. русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Kремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Kремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения сщмч. Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Kремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 г. скончался мученической смертью от голода. Тело сщмч. Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Московский Успенский собор. Память его совершается 17 февраля (2 марта) и 12 (25) мая.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Похожие термины:

  • Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

    (Ермолай) — святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик. Память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября. Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведен
  • Ермоген, Патриарх Всероссийский

    (или Гермоген) — второй Патриарх Всероссийский, возведен на сие достоинство в 1606 году из Митрополитов Казанских и Астраханских, Царем Василием Ивановичем Шуйским, которого он пред тем Июня 1 венча
  • Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай)

    около 1530–1612)   Патриарх Московский и всея Руси. Из донских казаков   Смутное время начала XVII столетия смотрится для Русского государства как национальная трагедия: речь шла о самом существовании
  • Гермоген (Ермоген), патриарх Московский

    — святой, патриарх Московский. Когда и где родился Г., кто он был по своему происхождению, как вообще прошла первая половина его жизни — точно и определенно неизвестно. Можно предполагать, что он ро
  • Николая святителя и Ермогена священномученика церковь

    (уничтожена). Домовый храм при Эвакуационном пункте воинского начальника на Пустой улице, близ Таганской площади был освящен в январе 1915 г. В заметке в «Московских церковных ведомостях» сообщалос