Ермолин, Василий Дмитриевич
каменный мастер, 1467 г. соорудитель главного храма в Вознесенском монаст. в Кремле Московском.
{Половцов}
Ермолин, Василий Дмитриевич
(XV в.) — В 1462 г. поновлял кремлевскую стену от Свибловой стрельницы до Боровицких ворот, перестраивал Фроловские(Спасские) ворота и украшал их барельефом "Св. Георгий". В 1467 г. принимал участие в перестройке белокаменного Кремля, осуществлял работы по возведению новых сводов храма Вознесенского монастыря в Кремле.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Ермолин Василий Дмитриевич
Ермолин Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.) – московский купец и строительный подрядчик, вероятно, также архитектор и скульптор; автор послания, возможно, был причастен к летописанию. Богатый купеческий род Ермолиных (ведший свою генеалогию от некоего Васки, возможно, пришедшего в Москву из Западной Руси) был связан свойством с боярским родом Сорокоумовых-Глебовых; на дочери Е. был женат представитель этого рода Дмитрий Бобр. Сохранились документы о земельных владениях Е., проданных им в 60-х гг. XV в. своему зятю. Земельные акты, связанные с Е., см.: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952, т. 1, № 334–335. Связаны были Ермолины и с Троице-Сергиевым монастырем, где постригся дед Е. Ермола (в иночестве Ефрем) и его отец Дмитрий (Дионисий). В Житии Сергия Радонежского отец Е. Дмитрий упоминается как человек «многоречист и пресловущ в беседе, бе бо умея глаголати русски, гречески, половецки», хотя и недостаточно благочестивый и проникнутый «духом хулным» (действию «блудного беса» подвергался, согласно житию, и дед Е.). Образованность отца унаследовал и Е. Ему принадлежит, очевидно, «Послание от друга к другу», в котором «Василий Дмитриев Ермолич» отвечает западнорусскому любителю церковной письменности, писарю польского короля Казимира IV, «пану Иакову», просившему Е. прислать ему Пролог («прилог») с «осмогласником». Е. отвечал, что подобные книги имеются в продаже в большом количестве, но текст их содержится в различных сборниках, а не под единым переплетом, как хотелось бы адресату; он предлагает Иакову прислать бумагу и денег, чтобы нужная книга была изготовлена «доброписцами» «с добрых списков».
Наиболее известным литературным памятником, связанным с Е., является Летопись Ермолинская. На протяжении 6970 (1462) – 6980 (1472) гг. эта летопись содержит известия о строительной деятельности Е. (отсюда и название летописи, данное ей А. А. Шахматовым) – см.: ПСРЛ, СПб., 1910, т. 23, с. 157–160. Однако известия о Е. были добавлены к оригиналу Ермолинской летописи, доходившему до 1481 г.; следовательно, они были сделаны не ранее этого года. Известия о Е. не были продолжены далее 1472 г., видимо, потому, что в 1472 г. его строительная деятельность прервалась – может быть, в связи с «прею» (ссорой) между Е. и представителем боярского рода Ховриных Иваном Головой в начале их совместной работы по строительству Успенского собора; Е. вынужден был «отступитися всего наряда». Из более ранних работ Е. в летописи упоминается строительство Афанасьевской церкви на Фроловских воротах Кремля и «городной» (кремлевской) стены в 1462 г., обновление кремлевской церкви Вознесения в 1467 г. (об этой работе Е. сообщают и другие летописи), строительство каменной трапезы в Троице-Сергиевом монастыре и двух церквей во Владимире (одной на Золотых воротах) в 1469 г., а также перестройка «резаной на камне» церкви в Юрьеве-Польском в 1471 г. Но наиболее, пожалуй, интересно участие Е. в 1464–1466 гг. в создании каменных скульптур св. Георгия (частично сохранились) и св. Дмитрия на Фроловских воротах Кремля; в связи с этим Е. обычно считается виднейшим русским скульптором XV в. (предположительно ему приписывается и барельефная икона Одигитрии в поварне Троице-Сергиева монастыря).
Обстоятельства создания особого списка летописи, включающего известия о деятельности Е., неизвестны – он мог быть заказан им самим после окончания его трудов или кем-либо из близких в его память.
Изд.: Седельников А. Д. «Послание от друга к другу» и западнорусская книжность XV в. // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд. гуманит. наук. Л., 1930, № 4, с. 223–225.
Лит.: Шахматов А. А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904 (отд. отт. из ИОРЯС, 1903, т. 8, кн. 4, с. 6–8); Соболев Н. Н. Русский зодчий XV в. Василий Дмитриевич Ермолин // Старая Москва. М., 1914, вып. 2, с. 16–23; Олсуфьев Ю. А. Три доклада по изучению памятников искусства Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1927, с. 33–40; Воронин Н. Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 14, с. 573–575; Черепнин Л. В. Из истории еретических движений на Руси в XIV–XV вв. // Вопр. ист. рел. и атеизма. М., 1959, сб. 7, с. 280–283; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 329, 445; Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XV в. Л., 1976, с. 172–173; Выголов В. П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985, с. 5–38.
Я. С. Лурье
Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987