ЭРОС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЭРОС
Эрот. Любовь. У Платона и в платонизме – побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭРОС
    I.

   • Eros,

         ????,

       1. римский актер-комик, сначала не имел никакого успеха на сцене, но потом поступил в учение к актеру Квинту Росция и, пройдя его школу, сделался одним из знаменитейших комических актеров. Cic. Rosc. cоm. 11, 30;

       2. раб триумвира Антония; когда Антоний дал ему меч, приказывая убить его, Э. убил им самого себя на глазах своего господина. Plut. Ant. 76.

    II.

   • ´????, ´????,

         Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (Hesiod. theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (???????? или ??????). Совершенно отлично от этого космического Э. представление Э., являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он — прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых Э., амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э. Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Э., и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. В позднейшее время Э. ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Э., его лицо, и Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь — великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству, — представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в ?????????). Художники представляют Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его — лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда ????? и ´??????, — олицетворение страсти и желания, ????, — счастья, ?????, хариты и музы. Римский Амур или Купидон — простой снимок с греческого Э., часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.75 кб

Эрос и танец. Некоторые аспекты изучения

Бакина С. Ю.
Эротизм сложная, многоаспектная проблема, пограничная между искусством, философией и психологией. Настоящее исследование рассматривает эротизм как эстетическую категорию.
Читать PDF
278.55 кб

Инна Осиновская. Ирония и эрос. Поэтика образного поля

Галинская И. Л.
Читать PDF
261.18 кб

Контркультурный эрос в рок-музыке

Мирская Людмила Анатольевна, Пигулевский Виктор Олегович
Возникновение контркультуры в 60-х годах XX века связано со стремлением молодежи освободиться от социальных и культурных клише, духа прагматизма в обществе ради раскрепощения личности.
Читать PDF
0.00 байт

Семиотика мифологемы «Эрос и Танатос»: sacer и sacrum (мотивный контекст баллады Ф. Дюрренматта «Мин

Пожидаева В. Г.
В статье идет речь о необходимости, возникшей в последнее время, в ином осмыслении союза Эрос Танатос, Анализ ведется на примере баллады Ф. Дюрренматта "Минотавр".
Читать PDF
224.25 кб

Мифологема Эрос-Логос и ее смыслопорождающие функции в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

Ибатуллина Гузель Муртазовна
В статье исследуются образно-смысловые парадигмы эротологического мифа доминантного в системе мифологем, инкарнированных в повести.
Читать PDF
431.42 кб

ЭРОС РЕВОЛЮЦИИ. Антропологическая проблематика романа Юрия Олеши «Зависть»

Эдуард Зибницкий
Читать PDF
2.10 мб

Эрос в философии Платона

Толстенко А. М.
Читать PDF
249.28 кб

Личность и эрос

Яннарас Х.
Пер. Г.В.Вдовиной
Читать PDF
0.00 байт

Эрос и пол в дневниковых книгах М. М. Пришвина

Денисова Олеся Николаевна
В статье рассматривается весьма актуальная для пришвиноведения проблема противоречивого диалога пола и Эроса.
Читать PDF
326.25 кб

Эрос как фактор становления мужчины (на примере Фр. Шлегеля «Люцинда» и г. Гессе «Сиддхартха»)

Симян Тигран Сержикович
В статье автор отвечает на следующие ключевые вопросы: Какую роль играет любовь-эрос в становлении мужчины? Какие семантические сдвиги можно увидеть в процессе становления?
Читать PDF
448.01 кб

Бунинский Эрос в «Темных аллеях» И. А. Бунина

Ли С.Ч.
Статья посвящена бунинскому эросу в сборнике «Темные аллеи» И. А. Бунина. В статье рассматривается философское понятие «русского эроса» и бунинский эрос в «Темных аллеях».
Читать PDF
0.00 байт

Деструктивный эрос в системе авторских идентификаций в прозе В. Маканина

Климова Тамара Юрьевна
В статье анализируются деструктивные формы выражения Эроса в прозе В. Маканина, авторская реакция на которые формирует представления о ядре личности от обратного.
Читать PDF
93.19 кб

Ирония и эрос в пространстве образного поля

Скворцов Л. В.
Читать PDF
388.07 кб

Эрос и революция: теория А. Коллонтай

Китаи Сатоко
Читать PDF
0.00 байт

«Меж бурным сердцем и грозой. . . »: экзистенциальные аспекты поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Эрос и

Ваняшова Марина Георгиевна
«Мцыри» М. Ю. Лермонтова до сего времени остается неузнанной и непрочтенной поэмой, вне ее скрытых, сущностных, экзистенциальных смыслов. Поэма опыт глубинного самопознания.

Похожие термины:

  • ЭРОС, ЭРОТ

    •´Έρως, ´Έρος, Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древ
  • ЭРОТ, или ЭРОС

    бог любви, сын Афродиты и Зевса. Он изображался в виде мальчика с золотыми крыльями, с золотым колчаном, наполненным стрелами. Своими стрелами он поражал не только людей, но и богов, действуя слепо,