Erro), наст. имя — Гудмундур Гудмундссон (Gudmundur Gudmundsson) Род. 1932, Улафсвик. Французский художник исландского происхождения. Учился в Академиях художеств Рейкьявика и Осло (1952—1954), затем в Академии художеств Флоренции изучал технику мозаики (1955—1958). В 1958 обосновался в Париже. Участвовал в различных художественных акциях, хэппенингах, политических выступлениях художников, был одним из зачинателей видео-арта. Как живописец представляет направление повествовательной фигуративности, близкое по своим принципам поп-арту и сюрреализму. Живописная система Эрро строится на комбинациях и смысловых преобразованиях изобразительных элементов, заимствованных из сферы массовой культуры (комиксов, печатной рекламы). В его картинах пространство густо заполняется фигурами и предметами, которые теснят друг друга, угрожая вырваться за пределы огромных полотен (Продуктовый пейзаж, 1962, Стокгольм, Музей современного искусства; Автомобильный пейзаж, 1970, частное собрание). Тема оглушительного натиска потребительских товаров и образов масс-медиа перерастает в тему прямой агрессии — беспощадного наступления на природу, безумства войн, революций и переворотов (Рыбный пейзаж, 1974, частное собрание; Взрыв, 1974, собрание А. Маг; Возвращение Че, 1976—1999, Токио, Музей современного искусства Хара; Штурм пустыни, 1991, Рейкьявик, Нац. музей искусства Исландии). Другая линия в живописи Эрро — совмещение в одном пространстве несовместимых фигур и событий — близка направлению соц-арта (Мао у библиотеки Сан Марко, 1975, Париж, Нац. музей современного искусства; Конкубинка Ленина, 1977, частное собрание). Наибольшую известность получила серия Американских интерьеров, где вооруженные бойцы Вьет-конга выстраиваются за окнами ухоженных комнат, угрожая "американскому образу жизни" (Американский интерьер № 4, 1968, Вена, Музей современного искусства, фонд Людвига; Американский интерьер № 7, 1968, Ахен, Новая галерея).
Лит.: Erro. Catalogue general. Vol. I—III. Paris, 1976, 1986, 1998; Auge M. Erro, peintre mythique. Paris, 1994; Retrospective Erro. Paris, Musee d’Art moderne de la Ville de Paris, 1985.
В. Крючкова
0.00 байт
ВИЗУАЛЬНОЕ РАБЛЕЗИАНСТВО ЭРРО
Статья посвящена исследованию искусства Эрро современного исландского художника, участника французской группы «Figuration narrative».