(Ершова-Долина; Абессоломова) [1(13).2.1882 — ?] — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто). Пению обучалась в Моск. конс. (кл. В. Зарудной), по окончании к-рой выступала в Москве (Опера С. Зимина, 1908—13, 1914—15, 1916—17), Екатеринославе (1913—14), Одессе и Симферополе (антр. О. Суслова, 1916), Париже (Рус. опера, 1930-е гг.). Обладала сильным голосом. Исп. отличалось музыкальностью и отчетливой фразировкой.
1-я исп. партий: Климентины ("Сестра Беатриса" А. Гречанинова); в Москве — Мирталлы ("Таис"); на рус. сцене — Марианны ("Флибустьер"). Лучшие партии: Ольга ("Евгений Онегин"), Марина Мнишек, Любаша ("Царская невеста"). Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Федор ("Борис Годунов"), Хозяйка корчмы. Ангел, Степанида, Изяслав, Спиридоновка, Амелфа, Полина и Миловзор ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник"), Княгиня ("Чародейка"), Солоха ("Черевички"), Ганна ("Майская ночь"), Лель, Любава, Иссахар, Мать ("Елка"); Шарлотта ("Вертер"), Зибель, Паж Урбан, Амнерис, Ульрика, Азучена, Маддалена, Кармен, Лола, Сузуки, Никлаус, Поппея ("Камо грядеши?"). Партнеры: М. Баттистини, К. Запорожец, К. Кайданов, В. Книппер-Нардов, Ф. Мухтарова, А. Орловская, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова, А. Фистулари.
Записывалась на грампластинки.