ЕСЕНИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЕСЕНИН
Сергей Александрович (1895–1925) талантливый русский поэт. Его ранние стихи (1914–1917) были посвящены природе. С 1919 года примыкал к группе имажинистов, вышел из «имажинистского ор-дена» в 1924 году. Влияние имажинизма сказалось в по-явлении в его стихах вычурных образов и сравнений, в усилении мотива неприятия города, несущего «черную гибель» всему живому (стихи «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний», 1922). Ориентируясь на естественную образность — «органическую фигу-ральность» языка, Есенин отверг проповедываемую имажинистами идею искусства для искусства «вне вся-ких влияний жизни и ее уклада». Певец «Руси уходящей» с ее красками и запахами, с ее «стозвонными» зе-ленями, березовыми рощами и белыми липами, боло-тами, кустами, дорогами, «полуразбитыми» деревнями («Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Не бродить, не мять в кустах багряных» и др.), с ее удальством, стихийной мятежностью и бунтарством (поэма «Пугачев», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и др.), Есенин не ощущал себя «новым человеком» в революционной России: «Остался в прошлом я одной ногою. Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою». Откликом на события советской действительности стали «Песнь о великом походе», посвященная изображению гражданской войны, незавершенная поэма «Гуляй-поле», «Бал-лада о двадцати шести бакинских комиссарах», драматические сцены «Страна негодяев, или Номах» (перевернутое «Махно»), «Русь советская», «Возвращение на родину», поэма «Анна Снегина», главный пафос которых составляет глубокая всеохватывающая любовь к родине — «шестой части земли с названьем кратким «Русь».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЕСЕНИН
Сергей Александрович (1895, с. Константиново Рязанской губ. – 1925, Ленинград, похоронен в Москве), русский поэт. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. Есенин вошел в литературу поэтическим сборником «Радуница» (1916), в котором, как и в жизни крестьянской Руси, причудливо переплелись языческие и христианские мотивы. Поэтику раннего творчества Есенина определили изобразительно-выразительные средства языка, мощная опора на фольклорную традицию, патриотизм, стремление воспеть красоту родного края. Дальнейшие литературные поиски поэта были связаны с жанром поэмы. В кон. 1910-х гг. Есенин увлекается имажинизмом, но вскоре отходит от этой литературной группировки.
В 1921 г. поэт создает первое крупное поэтическое произведение – поэму «Пугачев», в которой воплощается народная мечта о сильном и справедливом герое-заступнике. Есенинский Пугачев становится самозванцем из гуманистических соображений: он хочет спасти мужиков от произвола власти, дать им свободу. Поэма поднимает важный для поэта вопрос о земле и о том, кто должен быть ее хозяином. В этом же 1921 г. Есенин вступает в брак с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, работавшей в то время в России, с которой много путешествует по Европе и Америке.
В последние годы жизни С. Есенин создает поэму «Анна Снегина» (1925), маленькую поэму «Черный человек» (1925), самые грустные и одновременно задушевные стихотворения.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) важно для понимания противоречий в мировоззрении поэта, причин его душевной тоски и боли последних лет. С восторгом встретивший революцию, поэт к сер. 1920-х гг. разочаровывается в прежних идеалах, его мечты о крестьянском рае разбились о жестокую реальность: Есенин видит, что положение жителей деревни не только не улучшилось, но и осложнилось рядом причин. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» – полемика с теми, кто в безудержном стремлении к социальным экспериментам и новациям забывает о традициях, об исконном крестьянском укладе и мировоззрении. Два выразительных образа-символа: «свет луны» и «новый свет» – противопоставляют исконный менталитет и новую эпоху. Любовь к родине в стихотворении сопряжена с глубокой болью за ее судьбу:
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
В произведении важен образ избы – символ крестьянского жизненного уклада. Называя себя поэтом «золотой бревенчатой избы», Есенин подчеркивает, что не сумел преодолеть социально-классовое восприятие действительности и остался во многом сторонником патриархальных взглядов. Надрывным и трагичным по отношению к общей тональности произведения – настроению элегического повествования – выглядит финал стихотворения:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Еще не начались сталинские репрессии, но поэт словно предчувствует кровавые страницы истории.
Есенин продолжает традиции пейзажной лирики 19 в.: «Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок (Есенин редко пишет белым, но всегда по белому!), он еще и пахнущий и звучащий. И запахи так же вещественны и конкретны, как и краски» (А. Марченко). Поэт был также мастером любовной лирики (цикл «Персидские мотивы» (1924), посвящение А. Миклашевской («Заметался пожар голубой…», 1923, «Письмо к женщине», 1924 и др.). Любовь у Есенина – своеобразный поединок мужчины и женщины, в котором не бывает победителей.
Поэма «Анна Снегина» отразила социальные противоречия 1920-х гг. Хорошо зная обстоятельства деревенской жизни, суть отношений между барином и крестьянином, С. Есенин был предельно внимателен к постреволюционному развитию крестьянского вопроса. Однако поэт далек от однозначного восприятия общественных перемен. Он видит, что в перераспределении собственности на селе больше беспорядка, чем рационального смысла. Ему близка и понятна трагедия тех, кто был изгнан из дворянских усадеб и отправлен на чужбину на вечное изгнание. Именно такая участь постигла помещицу Анну Снегину. У каждого из героев поэмы своя правда и жизненная философия. Сильны и важны в произведении и антивоенные мотивы. Война приносит людям лишь горе. Всем сюжетом произведения поэт подчеркивает это. Современному же читателю поэма интересна не только как памятник мятежной эпохи нач. 20 в. Это прежде всего рассказ о не сложившихся личных отношениях, об утраченной любви, о светлых минутах душевной близости двух, по сути, одиноких в этом мире людей.
Подлинным реквиемом и самым мистическим произведением С. Есенина можно назвать маленькую поэму «Черный человек», которая выразила эмоциональные контрасты, полубессознательные душевные состояния, галлюцинации больного воображения творческой натуры. Таинственный образ «черного человека» по-разному трактуется в литературоведении. Однако общее настроение восприятия произведения С. Кошечкин определил так: «Каждый раз при чтении этой вещи вновь и вновь прикасаешься к больному и тревожному сердцу поэта, чувствуешь, как ему тяжело и горько, как ему ненавистно все ложное, нечестное, мерзкое, черное…»
В декабре 1925 г. поэт приезжает в Ленинград и трагически уходит из жизни в гостинице «Англетер». Официальной версией смерти является самоубийство. Однако точных доказательств не было, а противоречивые показания экспертизы породили множество слухов и домыслов. Скандальная история гибели поэта была усилена последующим выходом в «Новом мире» в январе 1926 г. поэмы «Черный человек», которая проливала свет на душевное состояние Есенина последних лет.
И. Л. Сельвинский писал: «Есть в отношении нашего читателя к Есенину что-то от отношения взрослого к ребенку. Народ умеет благодушно проходить мимо чрезмерных наивностей Есенина, когда тот, например, лирически терзается из-за того, что конную тягу заменил механический транспорт. Но зато там, где Есенин воспевает родину и Русь, читатель зачарованно глядит ему в уста и сердцем повторяет то удалые, то печальные есенинские строки».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Закарпатский Есенин» звучит на Пермской земле

Лукиных Геннадий
Читать PDF
0.00 байт

«Пушкинский путь» в русской литературе: Есенин и Гоголь

Знобищева Мария Игоревна
Статья содержит размышления о «пушкинском пути» в русской литературе и связанной с ним идее мессианского предназначения писателя.
Читать PDF
152.29 кб

Международная научная конференция «Сергей есенин и искусство»

Квартников Павел Вячеславович, Лазарев Юрий Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

С. А. Есенин и Оренбургский край

Прокофьева А. Г.
В статье раскрываются интересные страницы творчества великого русского поэта Сергея Есенина, связанные с созданием поэмы «Пугачев». Особое внимание уделяется связям С.А. Есенина с писателями-уроженцами Оренбуржья: С.И.
Читать PDF
0.00 байт

С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы»

Бубнов С. А.
Рассмотрены творческие связи «новокрестьянских поэтов» в литературном процессе 1910-1920-х годов. Изложенный локальный материал свидетельствует о том, что творческие связи и взаимовлияния С.
Читать PDF
0.00 байт

97. 02. 025. Костич В. Сергей Есенин в сербской литературе. - ниш. : просвета, 1993. - 239 с

Юнак В.
Читать PDF
275.59 кб

Сергей Есенин

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 03. 028. Пушкин и Есенин // есенинский сб. / ИМЛИ РАН; отв. Ред. Прокушев Ю. Л. М. : наследие,

Краснова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

2016.01.021. СКОРОХОДОВ М.В. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА: (ВОПРОСЫ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ). - М.: ИМ

Жулькова К.А.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 027. Есаулов И. А. Мистика в русской литературе советского периода (блок, Горький, Есенин,

Петрова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Сценарий «Есенин и Кавказ»

Вердиян Лариса Николаевна, Абрамян Елена Левоновна
Данная статья знакомит учащихся с кавказским периодом жизни и творчества С. А. Есенина. В статье представлен богатый материал, который знакомит учащихся с адресатами лирики поэта.
Читать PDF
0.00 байт

С. А. Есенин – «Поэт-человек»

Р. М. Ханинова, Нгуeн Дык Туан
Эта статья относится к проблеме: Роль Есенина в культурной и социальной жизни Рос-сии; трагическая жизнь Есенина; любовь Есенина к России; любовь русского народа к Есенину;Есенин во Вьетнаме.
Читать PDF
764.65 кб

Сергей Есенин в творческом сознании Игоря-Северянина

Пяткин Сергей Николаевич
В статье дается первый опыт изучения литературно-творческих взаимосвязей двух знаковых поэтов Серебряного века русской культуры Игоря-Северянина и Сергея Есенина.
Читать PDF
0.00 байт

С. А. Есенин и фольклор: «Ритуальный хаос» в поэме «Анна Снегина»

Дударева Марианна Андреевна
В статье рассматривается поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» в контексте фольклорной традиции. Образ главных героев раскрывается в неразрывной связи с фольклором, в частности с традицией скоморошества.
Читать PDF
224.55 кб

Диалог в русской поэзии ХХ века (С. Есенин — Вл. Высоцкий)

И. Захариева

Похожие термины:

  • ЕСЕНИН Сергей Александрович

    (1895 - 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и(в раннем периоде творчества) имажинизма. Родился в селе Константиново(ныне с. Есенино Рязанской области) Рязанской губерни
  • Есенин, Владимир Иванович

    (р. 30. 03. 1948) Род. в г. Лиепая Латвийской ССР в крестьянской семье. Окончил Кемеровский институт культуры (1971). Работал в газетах: "Ленинский путь" (1969—72), "Кемерово" (1972—97), "Кузнецкий край&qu
  • СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

    1895—1925) Русский поэт. Тонкий лирик, певец крестьянской Руси. Входил в кружок имажинистов (1919—1923). Автор циклов «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), «Черный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925),