, Мауритс Корнелис (Escher, Maurits Cornelis) 1898, Леуварден — 1972, Барн. Голландский график. В 1919—1922 обучался в Школе декоративного искусства в Гарлеме, получив специальность резчика по дереву. Позднее посвятил себя литографии и ксилографии. В 1922—1934 жил в Италии, затем в Швейцарии, Бельгии. В 1941 вернулся в Нидерланды, обосновавшись в Барне. Ранние гравюры — природные и городские пейзажи, выполненные в реалистической манере. Однако, покинув Италию, Эшер приступает к экспериментам, демонстрирующим иллюзорную относительность, амбивалентность изобразительной формы. В большой серии орнаментального плана фигура и фон в равной мере наделяются изобразительным смыслом. Композиция строится как непрерывное поле, в котором каждая линия очерчивает одновременно 2 фигуры. Образы разных животных — рыб, птиц, лесных зверей — сцеплены в сплошную орнаментальную вязь, изобразительные планы проступают поочередно, в зависимости от установки зрения. Ок. 1940 плоскостные изображения сменяются изощренными пространственными построениями, в которых линейная перспектива и расположение теней, на первый взгляд, абсолютно правильные, формируют парадоксальные объекты: верхние и нижние элементы, передние и задние плоскости зрительно меняются местами, фигуры людей и животных переворачиваются вверх ногами, выпуклые формы вывертываются наизнанку, а ступени, последовательно поднимаясь, приводят вниз (литографии Выпуклое и вогнутое, 1955; Куб с магическими лентами, 1957; Бельведер, 1958; Подъем и спуск, 1960; Водопад, 1961). Игры Эшера со зрительными иллюзиями сходны с методами сюрреализма, однако сам художник считал, что его опыты с "невозможной архитектурой" ближе к математике, чем к искусству. Они действительно имели большой успех у представителей точных наук и в 1964 были показаны на Международном математическом конгрессе в Амстердаме. В трудах психологов экспериментальные эстампы Эшера часто рассматриваются как модели, разъясняющие закономерности зрительного восприятия.
Лит.: Le Monde de M. C. Escher. Paris, 1972; Escher: Catalogue de l’exposition. Paris, Institut neerlandais, 1973; Locher J. L. Escher. The Complete Graphic Work. London; New York, 2001.
В. Крючкова
0.00 байт