Эсхил
Эсхил
525 - 456 г.г. до нашей эры) - древне-греческий поэт, основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка действующих лиц отличаются простотой и монументальностью, изображаемые чувства - возвышенностью и глубоким пафосом. Из его многочисленных трагедий до нас дошли семь, из них наиболее знамениты "Прикованный Прометей" и трилогия - "Орестейя".
Эсхил
(525-456 до н.э.), выдающийся греч. драматург, реформатор театра. Род. в семье круп. землевладельца. Участвовал в битвах при Марафоне (490) и у о. Саламин (480). Автор 90 пьес в жанре трагедии, до наших времен дошли: “Персы”, трилогия “Орестея” и “Прикованный Прометей”. Э. ввел второго актера: драматический диалог и действие стало независимым от хора. По преданию, смерть Э. наступила от того, что орел сбросил на его голову черепаху.
ЭСХИЛ
525 — 456 до н.э.) — великий др.-греч. драматург. Родился в пригороде Афин — Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в греко-перс. войнах (500 — 449). Как драматург впервые выступил в 500, первую победу в драматич. состязании одержал в 484. Из 80 драм Э. сохран. семь: «Персы» (472 до н.э.), «Семеро против Фив» (467 до н.э.), трилогия «Орестея» (458 до н.э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Совершающие надгробное возлияние»), «Эвмениды», а также «Просительницы» (дата неизв.) и «Прикованный Прометей» (дата неизв.). Из остальных трагедий Э. дошли только отрывки, редко превышающие 5 — 10 стихов.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭСХИЛ
525 — 456 гг. до н. э.) — великий греческий драматургтрагик, сын Эвфориона, родился в Аттике в городе Элевсине. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Марафоне, Саламине и Платее. Побежденный на поэтическом состязании Софоклом, он покинул Афины и отправился ко двору сиракузского царя Гиерона. Когда Гиерон умер, он вернулся в Афины, где написал трилогию «Орестея». Эсхил считался у афинян отцом трагедии. Он ввел в трагедию второе лицо и положил начало диалогу. Он заботился также о том, чтобы актеры были одеты в красивые платья, в маски и т. д. Эсхил, как видно по сохранившимся заглавиям его произведений, написал более 70 трагедий, из которых до нас дошли семь.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Эсхил
525- 456 гг. до н.э.) - древнегреческий драматический поэт, родоначальник классической трагедии. Принимал активное участие в политической жизни Афин, был участником греко-персидских войн (сражался при Марафоне, Саламине, Платеях). Написал не менее 80 драм (до нас дошли 7 трагедий). Эсхил - поэт эпохи становления греческого полиса. Успешная борьба греков с персами дала Эсхилу повод к прославлению полисного строя и афинской демократии, которую он противопоставлял восточному деспотизму. Но при этом он неодобрительно относился к радикальным тенденциям афинской демократии. Гуманизм Эсхила нашел замечательное воплощение в образе Прометея - человеколюбца и богоборца (Прикованный Прометей).
Источник: Исторический словарь
Эсхил
(Eschilus, ок. 525 – 456 гг. до н. э.) — древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Первый ставший известным трагик мировой литературы и старший из классических греческих трагиков. Из его 90 трагедий лишь семь пьес сохранились полностью. Участвовал в сражении против персов, что отражено в пьесе «Персы», которая основана не на мифологическом сюжете, а на историческом материале. Пьеса «Семеро против Фив» рассказывает в мифологической форме о победе полисной системы над старыми родовыми отношениями. Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея», «Семеро против Фив»). Написал пьесу «Молящие», трилогию «Орестея», «Прикованный Прометей». Образ Прометея, созданный Эсхилом, оказал огромное влияние на поэзию (Кальдерон, Гете, Байрон, Шелли), музыку (Лист, Скрябин), культуру и живопись нового времени (Тициан, Рубенс и др.).
ЭСХИЛ
Aisxulos) (525-456 до н. э.) - др.-греч. драматич. поэт, родоначальник классич. трагедии. Э. принимал активное участие в политич. жизни Афин, был участником греко-персидских войн (сражался при Марафоне (490), Саламине (480), Платеях (479)). Написал не менее 80 драм (до нас дошли 7 трагедий). Хотя трагедии Э. в большинстве своем написаны на мифологич. темы, они отвечают на вопросы, актуальные для современников Э. Не только общие проблемы человеческой судьбы, родовой и личной ответственности, божеств. возмездия, но и конкретные обществ.-политич. обстоятельства получили в них яркое отражение. Э. - поэт эпохи становления греч. полиса; его творчество пронизано патриотич. и гражд. пафосом. Успешная борьба греков с персами дает Э. повод к прославлению полисного строя греков, афин. демократии, к-рую он противопоставляет вост. деспотизму (трагедия "Персы"). Однако связанный своим происхождением с аристократич. кругами, Э. с неодобрением относился к радикальным тенденциям афин. демократии (защита ареопага в "Эвменидах"). Гуманизм Э. нашел замечательное воплощение в образе Прометея - человеколюбца и богоборца ("Прикованный Прометей"), к-рым восхищался К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 24-25). Соч.: Texte ?tabli et traduit par P. Mazon, t. 1-2, 8 tirage, P., 1961-63; Die Fragmente der Trag?dien des Aischylos, hrsg. von H. J. Mette, В., 1959; в рус. пер. - Трагедии, M., 1971. Лит.: Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Thomson G., Aeschylus and Athen, 3 ed., L., 1966; Rodlecki A. J., The political background of Aeschylean tragedy, Ann Arbor, 1966. Э. Д. Фролов. Ленинград.
ЭСХИЛ
Aischylos) (525 до н. э., Элевсин – 456 до н. э., о. Сицилия), древнегреческий драматург.
Потомок старинного аристократического рода, участник основных сражений Греко-персидских войн: при Марафоне, Саламине и Платеях. С 500 г. до н. э. участвовал в греческих состязаниях поэтов-трагиков, с 484 г. до н. э. побеждал в них 13 раз. В последние годы жизни с ним соперничал Софокл. Эсхил написал более 80 драматических сочинений. БОльшая их часть была сгруппирована в тетралогии (по условиям драматических состязаний, каждый участник должен был представлять три тематически связанные трагедии и одну сатировскую драму – комическую перелицовку известного мифа). До нас дошло 400 разнородных отрывков и 7 целых трагедий: «Просительницы», «Прометей прикованный» (даты их создания неизвестны), «Персы» (472 до н. э.), «Семеро против Фив» (467 до н. э.), трилогия «Орестея» – «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды» (458 до н. э.). Эсхила называют «отцом трагедии», т. к. он усовершенствовал жанр. До него основные партии в пьесах принадлежали хору, а реплики единственного актера служили своеобразными комментариями к хоровым песням. По свидетельству Аристотеля, драматург ввел в действие второго актера, и с этого времени именно игра актеров приковывала зрительское внимание, а хор комментировал сценическое действие. Предание приписывает Эсхилу также разработку сценического реквизита (котурны, костюмы, маски и т. д.) и театральных механизмов для оживления действия. Поэт создавал на доступном широким массам языке исполненные высокого трагизма истории о борьбе с роком, рисовал отважные характеры решительных людей. Трагедии Эсхила ставились и после его смерти. Из них черпали сюжетный материал и авторы последующих эпох, в т. ч. писатели 20 в.: «Траур к лицу Электре» Ю. О Нила, «Мухи» Ж. П. Сартра.
Потомок старинного аристократического рода, участник основных сражений Греко-персидских войн: при Марафоне, Саламине и Платеях. С 500 г. до н. э. участвовал в греческих состязаниях поэтов-трагиков, с 484 г. до н. э. побеждал в них 13 раз. В последние годы жизни с ним соперничал Софокл. Эсхил написал более 80 драматических сочинений. БОльшая их часть была сгруппирована в тетралогии (по условиям драматических состязаний, каждый участник должен был представлять три тематически связанные трагедии и одну сатировскую драму – комическую перелицовку известного мифа). До нас дошло 400 разнородных отрывков и 7 целых трагедий: «Просительницы», «Прометей прикованный» (даты их создания неизвестны), «Персы» (472 до н. э.), «Семеро против Фив» (467 до н. э.), трилогия «Орестея» – «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды» (458 до н. э.). Эсхила называют «отцом трагедии», т. к. он усовершенствовал жанр. До него основные партии в пьесах принадлежали хору, а реплики единственного актера служили своеобразными комментариями к хоровым песням. По свидетельству Аристотеля, драматург ввел в действие второго актера, и с этого времени именно игра актеров приковывала зрительское внимание, а хор комментировал сценическое действие. Предание приписывает Эсхилу также разработку сценического реквизита (котурны, костюмы, маски и т. д.) и театральных механизмов для оживления действия. Поэт создавал на доступном широким массам языке исполненные высокого трагизма истории о борьбе с роком, рисовал отважные характеры решительных людей. Трагедии Эсхила ставились и после его смерти. Из них черпали сюжетный материал и авторы последующих эпох, в т. ч. писатели 20 в.: «Траур к лицу Электре» Ю. О Нила, «Мухи» Ж. П. Сартра.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЭСХИЛ
(525–456 до н.э.) — прославленный древ-негреческий драматург, которого называли «отцом тра-гедии». Он жил в бурную эпоху свержения тирании Писистратидов, реформ Клисфена и важнейших военных событий. Он был участником трех битв с персами — при Марафоне, Саламине и Платеях. Не случай-но, что именно Эсхил стал создателем единственной античной трагедии «Персы», написанной на исторически й сюжет — поражение персидского войска в Саламинском морском сражении 480 г. до н.э. Он был автором не менее 80 трагедий и сатировых драм, завоевав 13 раз первое место в состязаниях драматических Поэт ов. В дошедших до наших дней семи трагедиях («Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Про-метей», «Молящиеся», трилогия «Орестейя») Эсхил первым показал преимущества афинской демократии над родовым строем и персидской деспотией, первым наделил богов той нравственной силой, которая управляет миром по законам справедливости. Поэта волнуют проблемы вины и возмездия, выбора между тем, что велит судьба и долг, ответственность человека за свои поступки. Своим творчеством Эсхил придал аттической трагедии классическую форму, ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Главным содержанием пьесы стало драматическое действие. Партии хора Эсхил использовал для сопровож-дения и комментария сюжетного сценического действия. Для создания подлинного драматического диалога им был введен, помимо протагониста, второй, а позднее и третий актер. Кроме того, он поднял арха-ическую композиционную технику на новую ступень, подчинив ее решению современных задач, увеличил количество лейтмотивов, ввел ритмические переходы от одной части трагедии к другой, использовал более динамическую структуру, устремленную к концу. Однако, главным для драматурга всегда оставалось действие, в которое вовлечен герой и которое должен ис-толковать автор. Возвышенность мыслей, богатая фантазия, драматургическое искусство и красноречие снискали Эсхилу еще при жизни славу выдающегося трагика. К сюжетам эсхиловских трагедий обращались римские драматурги Энний, Акций и Сенека. Образ богоборца Прометея, утверждавшего разумное существование человека, вдохновлял Гете, Байрона, Шелли. Среди оперных произведений, восходящих к трагедиям Эсхила, были «Жизнь Ореста», Э. Кшенека, «Клитем-нестра» Пиццетти, «Орестейя» С. Танеева, «Электра» Р. Штрауса и др.
Эсхил
(род. в 525 в Элевсине, Аттика, ум. в 456 до н. э. в Геле, Сицилия). Первый ставший известным трагик мировой литературы и старший из классич. греч. трагиков. Э. родился в семье крупного землевладельца. Участвовал как тяжеловооруж. воин в сражениях при Марафоне и Саламине против персов. Непосредств. участия в политич. делах Э. не принимал, однако его произведения раскрывают политич. взгляды поэта. Приняв в 500 первый раз участие в драматич. состязании, Э. одержал в них в последующие годы 13 побед. Долгое время он жил и ставил свои пьесы при дворе сиракузского царя Гиерона I в Сицилии. Из 90 трагедий Э. до нас дошло 79 назв. произведений и отдельных довольно обширных отрывков, лишь 7 пьес сохранились полностью. Из них «Персы» (472), написанная в соревновании с Фринихом, основана не на мифич. сюжете, а на историч. материале и восхваляет победу над персами Афин, одновременно предостерегая их от высокомерия. «Семеро против Фив», единств, сохранившаяся пьеса из трилогии по мотивам мифов об Эдипе, рассказывает в мифологич. форме (поход Полиника против родного г. Фивы) о победе полисной системы над старыми родовыми отношениями. «Молящие» входит в трилогию о Данаидах и поднимает тему противоборства ближневост. деспотизму. В поставл. впервые в 458 и единств, дошедшей до нас полностью трилогии «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды») повествуется о кровавых преступлениях зловещего рода Атридов, о противоборстве между матриархатом и патриархатом, восхваляется олицетворяющая прогресс афинская рабовладельч. демократия (в частности, ареопаг). Пьеса «Прикованный Прометей» проникнута пафосом утверждения свободного гражданина греч. полиса (некоторые исследователи ставят под сомнение авторство Э.). Своим творчеством Э. придал аттич. трагедии классич. форму, ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Гл. содержанием пьесы стало драматич. действие. Партии хора Э. использовал для сопровождения и комментария сюжетного сценич. действия. Для создания подлинного драматич. диалога им был введен, помимо протагониста, второй, а позднее, по примеру Софокла, и третий актер. Э. объединял три взаимосвязанные пьесы в трилогию, там, где это было возможным, — в тетралогию путем включения сатировской драмы, в которой его дарование и мастерство раскрывалось наиболее ярко. Э. ввел новшества в сценич. оформление действия. В трактовке мифологич. сюжета, который Э., как и другие трагики, свободно интерпретировал, он отражал свои взгляды на обществ, и этич. проблемы своей эпохи. Э. был убежден в справедливости божеств, мироздания, воплощ. в формуле дочери Зевса Дике: кто осмелится выступить против него, дерзкий и заносчивый, по праву заслуживает смерти. Несмотря на свою принадлежность к старой знати и разделяя ее мировоззрение, Э. приветствовал рабовладельч. демократию в родном г. Афины и стремился быть ей полезным. Возвышенность мыслей, богатая фантазия, драматич. искусство и красноречие снискали Э. при жизни славу одного из выдающихся трагиков мировой литературы. Немалая заслуга античной и византийской школы и в особенности византийской филологии состоит в том, что семь пьес Э. полностью сохранились до наших дней. Образ Прометея, созданный Э., оказал огромное влияние на поэзию (Кальдерон, Гете, Байрон, Шелли), музыкальное искусство (Лист, Скрябин, Орф), скульптуру и живопись нового времени (Тициан, Рубенс, А. Фейербах, Беклин).
Источник: Словарь античности. 1989
Эсхил
525–456 до н. э.) «Когда говорят „Эсхил“, — сразу возникает у одних смутный, у других более или менее четкий образ „отца трагедии“, образ почтенно-хрестоматийный, даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи, актерская маска, залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр», — пишет исследователь античной драмы С. Апт. Безусловно, Эсхил один из столпов знаменитого V века до н. э. Древней Греции — эпохи общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни и культуры. Это время прославленных поэтов, скульпторов, архитекторов. Историки связывают золотой век классической греческой культуры с именем Перикла. Тогда еще не было книгопечатания, и только театр позволял поэту и правителю донести свои мысли до масс. Афинский театр Диониса вмещал семнадцать тысяч зрителей. При Перикле для беднейшего населения было введено особое государственное пособие на оплату театральных мест. Представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. Особый успех у современников имела трагедия Эсхила «Прометей Прикованный». Гордость за победоносную Грецию превращалась у автора в гордость за человека. Прометей был наказан Зевсом за то, что похитил для людей огонь, научил их искусствам и ремеслам. Пытливый Прометей олицетворяет в трагедии человеческий разум, прогресс. Он вступает в конфликт с косностью, приспособленчеством, невежеством, жестокостью нравов — все эти качества олицетворяют Зевс и его помощники Гермес, Гефест, Сила, Власть, старик Океан. Эсхил — не богоборец, но он верен этическому началу, представленному богиней Правдой. Прометей прикован к скале в горах Кавказа. Каждый день прилетает орел и клюет его печень. Печень опять отрастает, орел опять ее клюет — таким образом, Прометей обречен на вечные муки, ведь он один из богов и потому бессмертен. Крики и стоны Прометея душераздирающи, но когда Зевс предлагает Прометею свободу в обмен на смиренье его, тот отвечает: Уверен будь, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье. Жители Аттики, к которым принадлежал Эсхил, очень ценили свои демократические порядки и воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс «никому не подотчетный, суровый царь». Поэтому самодурство его не знает границ. Но возникает вопрос: почему Эсхил осуждает бога, в которого, безусловно, верит? Греки очень боялись своих богов, устраивали в их честь праздники, приносили им жертвы. Но боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. Их можно было критиковать, потому что выше богов были Рок и три страшные Мойры, осуществляющие ход неотвратимой судьбы. Греческий театр — это еще не тот театр, с которым мы хорошо знакомы. На сцене выступал только один актер, Эсхил ввел второго, и хор. Хор выражал чувства зрителей и таким образом вводил в пьесу как бы и зрителей. «Без хора… вообще бы не было главного действующего лица, потому что хор как раз и есть тот герой, вокруг которого вертится драма», — пишет С. Апт. Эсхил стоял у истоков театрального искусства. Он любил участвовать в состязаниях поэтов и одержал тринадцать побед. Всего Эсхил написал 90 трагедий, до нас дошли полностью только семь пьес. Пьеса «Персы», написанная в соревновании с Фринихом, основана не на мифическом сюжете, а на историческом материале. Надо сказать, что Эсхил сам участвовал в сражениях с персами — как тяжеловооруженный воин. Пьеса «Семеро против Фив» написана по мотивам мифов об Эдипе. Трилогия «Орестея» повествует о кровавых преступлениях рода Атридов, о противоборстве между матриархатом и патриархатом. Возвышенность мыслей, богатая фантазия, красноречие снискали Эсхилу славу одного из великих трагиков мировой литературы. Хор Кто из богов так тверд и зол, Чтоб радостью была ему Твоя беда? Кто боль твою Не разделяет? Зевс один. Упрям и дик, Он Урановых детей Злобно душит. Он уймется, Лишь когда насытит сердце Или кто-то, изловчившись, Власть у него отнимет силой. Прометей Сегодня в оковах железных томлюсь, Но время придет, и правитель богов Попросит меня указать и раскрыть Тот заговор новый, который его Державы лишит и престола. Но будет он тщетно меня обольщать Своим сладкоречьем, и тщетны тогда Любые угрозы его — ни за что Не выдам я тайны, покуда с меня Не снимет безжалостных этих оков, Покуда за этот позорный мой плен Сполна не заплатит! Хор Ты дерзок, не сдаешься ты, Под пыткой на своем стоишь, Не лучше ль придержать язык? Томит, изводит душу мне сверлящий страх. За тебя страшусь, пойми. Где, плывя по морю муки, Берег мирный увидал ты? Непреклонно сердце Зевса, Тверд и жесток рожденный Кроном. Прометей Я знаю, суров он и волю свою Считает законом. Но время придет — Согнется и он, Смягчится, уступит. Заставит нужда. Уймет он тогда безумный свой гнев И сам поспешит, союзник и друг, Ко мне как к союзнику-другу. (Перевод С. Апта) Русский философ А. Ф. Лосев подчеркивает особое значение времени в пьесах древнегреческого драматурга: «Именно время дает человеку нравственный урок… Даже боги со временем становятся более терпимыми, вся „Орестея“ построена на этой идее. Время совершает религиозное очищение Ореста». «Главная черта человеческого времени у Эсхила в том, что оно несет с собою исполнение божественной воли. Время необходимо, чтобы была возможной вера в неизбежность исполнения божественного приговора, потому что только оно может объяснить, почему справедливость осуществляется не сразу же вслед за преступлением. Насколько живо Эсхил чувствовал необходимость позднейшего наказания, показывает лишь у него встречающееся слово позженаказуемый , которое указывает на наказание, отложенное на неопределенный срок… В конце концов происходит так, что наказанию подвергаются отдаленные потомки преступника. Поэтому для Эсхила необходим взгляд на историю, охватывающий несколько поколений». Образы Эсхила оказали огромное влияние не только на театр, но и на поэзию в целом, на музыкальное искусство, на живопись нового времени. Геннадий Иванов
Источник: 100 великих писателей. 2004
ЭСХИЛ
• Aeschylus,
????????, афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной аттической фамилии, родился в ол. 63, 4 (525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее, 25-ти лет уже ставил драмы, соперничая с Пратиной, и с этих пор в течение почти полустолетия занимался разработкой драматического искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами возвел на высокую степень совершенства. Около ол. 76 (476 г.) отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по приглашению последнего; написал здесь по поводу освящения нового города Этны драматическую пьесу на местный сюжет под заглавием «????????» и поставил в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», может быть переработав ее. В ол. 77, 4 (468 г.) опять был в Афинах и состязался с Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному сопернику (Plut. Cim. 8). К непосредственно следующему времени относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждений и причин, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить; по некоторым показаниям и намекам, отчасти, впрочем, очень ненадежным, можно только предполагать, что поэт вошел в столкновение с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями и стремлениями; на это указывает, между прочим, известие, по которому Э. обвиняли даже в том, что он в некоторых драмах разоблачил тайны мистерий (Aristot. eth. Nic. 3, 2. Aelian. v. h. 5, 19), но суд будто бы, ввиду объяснений, представленных Э., и его несомненных заслуг, оправдал его. Однако последнее из дошедших до нас произведений Э. «Орестия» доставило автору блестящую победу (ол. 80, 2=458) в Афинах. По всей вероятности, поэт сам руководил постановкой своего произведения на афинском театре, а вскоре затем снова отправился в Сицилию; в ол. 81, 1=456 он умер в сицилийском городе Геле; здесь он был погребен и ему воздвигнута была великолепная гробница. Афиняне почтили впоследствии память поэта статуей, которая, по предложению оратора Ликурга, поставлена была в театре вместе со статуями Софокла и Еврипида; другая почесть состояла в том, что каждому, кто хотел поставить на афинской сцене Эсхилову драму, давали хор и особое вознаграждение, победный же венок присуждали Э., как будто бы он был еще в живых. Служение драматическому искусству было наследственным в роде Э. в течение целого столетия; достойны упоминания: сын его Евфорион и племянник Филокл.
Трагическое искусство и произведения Э.
Э. можно по справедливости назвать творцом и «отцом трагедии». Все, что сделано было до него Фесписом и др., можно считать только несовершенными попытками сценического изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах Диониса; появление единственного актера служило только к тому, чтобы наполнить перерывы между песнями. Э. присоединил еще второго актера (???????????????) и, таким образом, впервые создал возможность драматического диалога; последний, впрочем, достигает полного своего развития лишь после того, как Софокл ввел еще третьего актера. Но уже Э. сделал главной частью пьесы диалог и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним, подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Э. установил также известный запас принадлежностей сценического исполнения (??????????): усовершенствовал маски, дал актерам котурны и так называемый o??????, благодаря которым актеры казались выше обыкновенного роста, одел актеров в длинные, до полу, роскошные одежды, — словом, старался придать их внешности во всех отношениях характер величия и торжественности. см. ludi scaenici, Театральные представления. Украсил и усовершенствовал обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые машины; подробности см. под словом theatrum, Театр. Во всем Э. принимал сам деятельное участие. Не только, согласно обычаю, он сам являлся актером в своих пьесах, но управлял и хором (был ??????????????), обучал хор танцам и сам выдумывал новые хороводы, сам заведовал всей подготовкой к сценическому исполнению драм. Трагедии Э. отличаются величественным, исполненным достоинства, возвышенным характером; способ выражения в них смел, полон оригинальных образов, представляет множество необычных, особенно сложных слов. Экономия его пьес весьма проста, план лишен внутренних усложнений и запутанностей; развитие действия идет гладко, без задержек и уклонений, прямо направляясь к своей цели, причем некоторые моменты изображаются слишком широко и подробно. В целом трагедии Э. носят на себе еще довольно сильный отпечаток влияний эпической техники, и только обильная примесь размышлений феологических, ифических и т. п. отличает их от наивности эпического стиля. Сюжеты Э. заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения «крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Во всех пьесах сказывается мысль, что участью людей с неумолимой строгостью управляет сила судьбы. Но эта судьба не есть внешняя, слепая необходимость законов природы, а недоступная пониманию божественная сила, карающая людей за стремление преступать границу возможного для их слабых средств. Эсхиловские характеры идеальны; они проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения Э. был, без сомнения, обязан отчасти всеобщему благородному воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое (дидаскалия), с которым Э. выступал на состязании в один из праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: 3 трагедии, по большей части связанные между собой родством содержания (трилогия), и одну сатирическую драму. Все вместе называлось также тетралогией. см. ??????????, Тетралогия. Из многочисленных произведений Э. (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось только 7:
1. ?????????? ????????, или первая, или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали: ????. ???????? и ????. ????????. Прометея в наказание за то, что он, против воли Зевса, похитил у богов и принес людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне; он терпит страшные муки, но ничто не может его заставить подчиниться высшей силе. Среди смятения стихий, при сверкании молний и раскатах грома, он низвергается в недра земли;
2. ??????, историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает поражение Ксеркса в битве при Саламине, поставлена в 472 г.;
3. ????? ????? ????? поставлена в 467 г., сюжет: борьба Етеокла и Полиника;
4-6. ????????, единственная сохранившаяся трилогия, состоящая из трагедий: ????????? (убиение Агамемнона Клитемнестрой и Эгисфом), ???????? (называется по хору, изображает убиение Клитемнестры Орестом при участии сестры его Электры), ?????????? (оправдание преследуемого фуриями матереубийцы Ореста, совершающееся по приговору афинского Ареопага; эта пьеса поставлена вместе с другими пьесами той же тетралогии в 458 г., когда демократическая партия только что поколебала власть Ареопага);
7. ????????, «умоляющие о защите»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе, куда они бежали от преследований сыновей Эгипта, хотевших насильно взять Данаид себе в жены. К сожалению, текст эсхиловских трагедий (особенно «Орестии» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись — флорентийская 11 в. (Mediceus ?.). Изд.: С. G. Sch?tz (3-е изд., 1809-1822), W. Dindorf, G. Hermann (1852), H. Weil (1858 и сл.), A. Kirchhoff (1880); «Прометея» изд.: Sch?mann (1843), Wecklein (2-е изд., 1878); «Семь пр. Фив»: Ritshl (1875); «Персов»: Teuffel (2-е изд., 1878), Schiller (1869) [ср.: Ордынского «Персы, трагедия Эсхила» в «Москвитянине», 1856, № 13-16, т. 4, стр. 125-154, 352-354]; «Агамемнона»: Rarsten (1855), Schneidewin (1856), Klausen (2-е изд., 1863), Keck (1863), van Heusde (1864), Enger (2-е изд., 1874); «Хоефор»: Bamberger (1840), de Jongh (1856); «Евменид»: О. M?ller (1833), Merkel (1857); «Умоляющих»: Oberdick (1869). Лучший немецкий переводчик: Droysen (3-е изд., 1863). [Драмы Эсхила. Пер. с гр. Р...в. Т. 1. Сб. 1864]. Lexicon Aeschyleum состав. W. Dindort (1876).
????????, афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной аттической фамилии, родился в ол. 63, 4 (525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее, 25-ти лет уже ставил драмы, соперничая с Пратиной, и с этих пор в течение почти полустолетия занимался разработкой драматического искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами возвел на высокую степень совершенства. Около ол. 76 (476 г.) отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по приглашению последнего; написал здесь по поводу освящения нового города Этны драматическую пьесу на местный сюжет под заглавием «????????» и поставил в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», может быть переработав ее. В ол. 77, 4 (468 г.) опять был в Афинах и состязался с Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному сопернику (Plut. Cim. 8). К непосредственно следующему времени относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждений и причин, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить; по некоторым показаниям и намекам, отчасти, впрочем, очень ненадежным, можно только предполагать, что поэт вошел в столкновение с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями и стремлениями; на это указывает, между прочим, известие, по которому Э. обвиняли даже в том, что он в некоторых драмах разоблачил тайны мистерий (Aristot. eth. Nic. 3, 2. Aelian. v. h. 5, 19), но суд будто бы, ввиду объяснений, представленных Э., и его несомненных заслуг, оправдал его. Однако последнее из дошедших до нас произведений Э. «Орестия» доставило автору блестящую победу (ол. 80, 2=458) в Афинах. По всей вероятности, поэт сам руководил постановкой своего произведения на афинском театре, а вскоре затем снова отправился в Сицилию; в ол. 81, 1=456 он умер в сицилийском городе Геле; здесь он был погребен и ему воздвигнута была великолепная гробница. Афиняне почтили впоследствии память поэта статуей, которая, по предложению оратора Ликурга, поставлена была в театре вместе со статуями Софокла и Еврипида; другая почесть состояла в том, что каждому, кто хотел поставить на афинской сцене Эсхилову драму, давали хор и особое вознаграждение, победный же венок присуждали Э., как будто бы он был еще в живых. Служение драматическому искусству было наследственным в роде Э. в течение целого столетия; достойны упоминания: сын его Евфорион и племянник Филокл.
Трагическое искусство и произведения Э.
Э. можно по справедливости назвать творцом и «отцом трагедии». Все, что сделано было до него Фесписом и др., можно считать только несовершенными попытками сценического изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах Диониса; появление единственного актера служило только к тому, чтобы наполнить перерывы между песнями. Э. присоединил еще второго актера (???????????????) и, таким образом, впервые создал возможность драматического диалога; последний, впрочем, достигает полного своего развития лишь после того, как Софокл ввел еще третьего актера. Но уже Э. сделал главной частью пьесы диалог и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним, подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Э. установил также известный запас принадлежностей сценического исполнения (??????????): усовершенствовал маски, дал актерам котурны и так называемый o??????, благодаря которым актеры казались выше обыкновенного роста, одел актеров в длинные, до полу, роскошные одежды, — словом, старался придать их внешности во всех отношениях характер величия и торжественности. см. ludi scaenici, Театральные представления. Украсил и усовершенствовал обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые машины; подробности см. под словом theatrum, Театр. Во всем Э. принимал сам деятельное участие. Не только, согласно обычаю, он сам являлся актером в своих пьесах, но управлял и хором (был ??????????????), обучал хор танцам и сам выдумывал новые хороводы, сам заведовал всей подготовкой к сценическому исполнению драм. Трагедии Э. отличаются величественным, исполненным достоинства, возвышенным характером; способ выражения в них смел, полон оригинальных образов, представляет множество необычных, особенно сложных слов. Экономия его пьес весьма проста, план лишен внутренних усложнений и запутанностей; развитие действия идет гладко, без задержек и уклонений, прямо направляясь к своей цели, причем некоторые моменты изображаются слишком широко и подробно. В целом трагедии Э. носят на себе еще довольно сильный отпечаток влияний эпической техники, и только обильная примесь размышлений феологических, ифических и т. п. отличает их от наивности эпического стиля. Сюжеты Э. заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения «крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Во всех пьесах сказывается мысль, что участью людей с неумолимой строгостью управляет сила судьбы. Но эта судьба не есть внешняя, слепая необходимость законов природы, а недоступная пониманию божественная сила, карающая людей за стремление преступать границу возможного для их слабых средств. Эсхиловские характеры идеальны; они проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения Э. был, без сомнения, обязан отчасти всеобщему благородному воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое (дидаскалия), с которым Э. выступал на состязании в один из праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: 3 трагедии, по большей части связанные между собой родством содержания (трилогия), и одну сатирическую драму. Все вместе называлось также тетралогией. см. ??????????, Тетралогия. Из многочисленных произведений Э. (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось только 7:
1. ?????????? ????????, или первая, или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали: ????. ???????? и ????. ????????. Прометея в наказание за то, что он, против воли Зевса, похитил у богов и принес людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне; он терпит страшные муки, но ничто не может его заставить подчиниться высшей силе. Среди смятения стихий, при сверкании молний и раскатах грома, он низвергается в недра земли;
2. ??????, историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает поражение Ксеркса в битве при Саламине, поставлена в 472 г.;
3. ????? ????? ????? поставлена в 467 г., сюжет: борьба Етеокла и Полиника;
4-6. ????????, единственная сохранившаяся трилогия, состоящая из трагедий: ????????? (убиение Агамемнона Клитемнестрой и Эгисфом), ???????? (называется по хору, изображает убиение Клитемнестры Орестом при участии сестры его Электры), ?????????? (оправдание преследуемого фуриями матереубийцы Ореста, совершающееся по приговору афинского Ареопага; эта пьеса поставлена вместе с другими пьесами той же тетралогии в 458 г., когда демократическая партия только что поколебала власть Ареопага);
7. ????????, «умоляющие о защите»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе, куда они бежали от преследований сыновей Эгипта, хотевших насильно взять Данаид себе в жены. К сожалению, текст эсхиловских трагедий (особенно «Орестии» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись — флорентийская 11 в. (Mediceus ?.). Изд.: С. G. Sch?tz (3-е изд., 1809-1822), W. Dindorf, G. Hermann (1852), H. Weil (1858 и сл.), A. Kirchhoff (1880); «Прометея» изд.: Sch?mann (1843), Wecklein (2-е изд., 1878); «Семь пр. Фив»: Ritshl (1875); «Персов»: Teuffel (2-е изд., 1878), Schiller (1869) [ср.: Ордынского «Персы, трагедия Эсхила» в «Москвитянине», 1856, № 13-16, т. 4, стр. 125-154, 352-354]; «Агамемнона»: Rarsten (1855), Schneidewin (1856), Klausen (2-е изд., 1863), Keck (1863), van Heusde (1864), Enger (2-е изд., 1874); «Хоефор»: Bamberger (1840), de Jongh (1856); «Евменид»: О. M?ller (1833), Merkel (1857); «Умоляющих»: Oberdick (1869). Лучший немецкий переводчик: Droysen (3-е изд., 1863). [Драмы Эсхила. Пер. с гр. Р...в. Т. 1. Сб. 1864]. Lexicon Aeschyleum состав. W. Dindort (1876).
Эсхил
греч. Aischylos)
(ок. 525 - 456 до н.э.)
греческий драматург, прозванный «отцом трагедии»; происходил из знатного элевсинского рода, принимал участие в Греко-персидских войнах, умер на Сицилии. Э. написал ок. 80 трагедий, из которых сохранилось лишь семь: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея».
Трагедия «Прикованный Прометей» переосмысливает образ древнего тирана: из примитивного обманщика, которым показывает его Гесиод, Прометей у Э. предстает не только образцом героя, которому человечество обязано всеми благами цивилизации, но и носителем глубокого внутреннего трагизма.
Редким образцом трагедии, сюжетом которой послужили не мифы, а современные драматургу события, являются «Персы». Участник Саламинской битвы и свидетель разгрома персов, Э. создал патриотическое произведение, в котором хотел показать величие подвига своих соотечественников и предостеречь врагов от захватнических планов.
«Орестея» - единственная из античных трилогий, сохранившихся полностью. В первой ее части - «Агамемнон» показана трагическая судьба предводителя ахейского войска Агамемнона, погибшего по возвращении из-под Трои от руки своей жены Клитемнестры. Во второй части - «Хоэфоры» (дословно «женщины, приносящие надгробные возлияния») рассказано о мщении сына Агамемнона Ореста, убивающего мать. В «Эвменидах», завершающих трилогию, изображено преследование Ореста эриниями. Творчество Э. не оставалось неизменным.
Даже потому немногому, что сохранилось, можно судить о различиях между его ранними и более поздними трагедиями, когда он испытал влияние Софокла. Если в ранних трагедиях действие развивалось внешне и лишь к концу трагедии, то все три части «Орестеи» дают образец нарастающего драматизма: каждый новый эпизод приближает к трагической развязке.
Творчество Э. оказало заметное влияние на дальнейшее развитие греческой драматургии. Аристофан, напр., поставил Э. на первое место среди знаменитых трагиков, охарактеризовав его как воспитателя греческого народа.
Эсхил. Трагедии / Пер. Вяч. Вс. Иванова, отв. ред. Н.И. Балашов. М., 1989; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 78-107; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 307-341; Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. и др. Греческая трагедия. М., 1959. С. 43-102; Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(525/4 - 456 до н. э.)
Великий афинский трагик, автор, по крайней мере, 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: "Персы", "Умоляющие", "Семеро против Фив", "Прикованный Прометей" и трилогия "Орестея", включающая трагедии "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды". Эсхил участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившейся оттого, что орел сбросил черепаху на лысую голову Эсхила, похожа на легенду. Эсхил - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божественным промыслом. Уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. драматург, «отец трагедии». Происх. из знат. рода в Элевсине, принимал участие в важнейших сражениях Греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480) и, возм., Платеях (479). На состязании трагич. поэтов Э. выступил впервые в 500, первую победу одержал в 484. Впосл. еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Э. (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Э. превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию - драмат. действие, в основе к-рого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Э. в «Орестею», по примеру Софокла, 3-го актера. Всего Э. написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных б. ч. в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значит, кол-во фр-тов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467) и трилогия «Орестея» (458), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию «Молящие» («Просительницы») обычно относили к ранн. периоду твор-ва Э. После открытия в 1952 г. папирусного отрывка дидаскалии к трилогии «Данаиды» (в состав к-рой входили «Молящие») больш-во исследователей склонны датировать ее 463, одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о твор-ве Э. в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; его стил. черты говорят скорее в пользу позд. датировки.
Идейное содержание твор-ва Э. и худож. особенности его драм отражают, с одн. ст., процесс окончательного оформления афин. демократического полиса во 2-й пол. V в., с др. - завершение стил. традиций др.-гр. архаики и переход к иск-ву зрелой классики. В мировоззренческом плане для Э. характерно глубокое убеждение в конечной разумности космоса, существующего по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов. Челов. деяния могут на время пошатнуть это божеств, устр-во, подводя его к опасной черте, но они же способствуют его возвращению в первонач. состояние. С этой т. зр. толкуется Э. сама ист. реальность, свидетелем к-рой он был: в «Персах» Э. видит причину победы гр. флота и поражения персов при Саламине не только в превосходстве афин. демократической государственности над вост. деспотизмом, но и в преступной гордыне Ксеркса, посмевшего посягнуть на естеств. (и потому божеств.) порядок вещей. При этом попытка нарушить исконное соотношение природных стихий может возникнуть только вследствие умств. заблуждения Ксеркса, к-ромуА противостоит разумность объективно существующего мира. Временное преобладание иррациональных челов. побуждений над естеств. нравственными нормами лежит в основе конфликта, пронизывающего трагедию «Семеро против Фив» - заключ. часть несохранившейся «фиванской трилогии». Отцовское проклятье, тяготеющее над Этеоклом, побуждает его к нечестивому братоубийственному поединку, но герой принимает свое решение в состоянии крайней одержимости, к-рая приводит к торжеству, объективной необходимости, требующей пресечения преступного рода Лаия и Эдипа. Известная однозначность конфликта в «Персах» уступает место в «Семерых...» осознанию диалект, противоречивости мира, в к-ром один и тот же поступок м. б. одновременно и справедливым и преступным. В наиб, закон, форме трагическая диалектика мира выявляется в «Орестее», подводящей итог всему твор-ву Эсхила. Агамемнон, возглавив поход против Трои, выступает как справедливый мститель за преступление Париса, поправшего божеств, закон гостеприимства. Одн. ради успешного исхода войны царь приносит в жертву собственную дочь Ифигению, не говоря уже о десятках своих соотечественников. Разорение Трои за вину Париса делает самого Агамемнона виновным перед лицом высшей справедливости и дает основание его неверной супруге Клитеместре истолковать убийство мужа как расплату за пролитую им кровь. При этом показательно, что Агамемной и Клитеместра, как и Этеокл, принимают решение или совершают кровопролитие в состоянии умственного исступления, потери контроля над разумом. Новая ступень трагич. конфликта - убийство Клитеместры ее сыном Орестом, мстящим за отца; в этом поступке собств. побудительные мотивы Ореста сливаются с божеств, пророчеством, исходящим из уст Аполлона и получающим одобрение богини Афины. Окончат, решение принадлежит, одн., голосу афин. граждан в лице ареопага, созываемого Афиной специально для рассмотрения дел о кровопролитиях в пределах рода. Так архаич. закон возмездия («око за око») уступает место гос. органу, к-рый призван блюсти заповеди божеств. Справедливости. Трагедия «Прометей прикованный» отражает др. направление мировоззренческих поисков Э., ведущих к отказу от антропоморфного образа Зевса. В «Прометее» владыка богов, деспотически карающий гл. героя за благодеяния, оказанные им челов. роду, и преследующий нечестивой страстью аргосскую жрицу Ио, очень далек от того идеального судьи, к-рый осуществляет предписания мировой Справедливости в «Орестее». В не дошедшем до нас «Прометее освобождаемом» Зевс, судя- по сохран. фр-там и антич. свид-вам, наделялся уже иными свойствами: ему приписывалось внедрение в челов. общ-во нравственных устоев, к-рыми дополнялись материальные блага, дарованные людям Прометеем. В образе самого Прометея получает также завершение один из центр, для Э. вопросов человеческого поведения - ответственность героя за принимаемое им решение. Одн. Прометей отличается от др. персонажей Э. тем, что он наделен даром пророчества, заранее знает о грозящих ему муках и тем не менее отвергает любое соглашение с Зевсом. Благодаря этому внешне статичная трагедия наполняется огромным внутр. напряжением, а самый образ Прометея, как и др. героев Э., приобретает монументальное величие.
В стил, плане дошедшие трагедии Э. демонстрируют мастерское владение приемами архаич. повествования (композ. симметрия, рамочная структура, лексич. скрепы) и их преодоление с целью подчинения элементов архаич. техники новому единству. Так создается фронтонная композиция отдельной трагедии, в к-рой части, расположенные симметрично вокруг центр, ядра, объединяются лексическими и ритмическими скрепами, а также целой системой лейтмотивов. В «Орестее» фронтонная структура в свою очередь преодолевается благодаря динамической устремленности действия к кульминации, перемещающейся в каждой трагедии из центра к ее завершению. Особо следует отметить язык Э.: он отл. возвышенностью, смелыми речевыми образами, слож. определениями, неологизмами, причем от ранних трагедий к поздним возрастает содержательность языковых характеристик. Своим твор-вом Э. заложил основу для афинской драмы, где опыт «отца трагедии» использовался и переосмыслялся его преемниками - Софоклом и Еврипидом.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 525 - 456 до н.э.)
греческий драматург, прозванный «отцом трагедии»; происходил из знатного элевсинского рода, принимал участие в Греко-персидских войнах, умер на Сицилии. Э. написал ок. 80 трагедий, из которых сохранилось лишь семь: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея».
Трагедия «Прикованный Прометей» переосмысливает образ древнего тирана: из примитивного обманщика, которым показывает его Гесиод, Прометей у Э. предстает не только образцом героя, которому человечество обязано всеми благами цивилизации, но и носителем глубокого внутреннего трагизма.
Редким образцом трагедии, сюжетом которой послужили не мифы, а современные драматургу события, являются «Персы». Участник Саламинской битвы и свидетель разгрома персов, Э. создал патриотическое произведение, в котором хотел показать величие подвига своих соотечественников и предостеречь врагов от захватнических планов.
«Орестея» - единственная из античных трилогий, сохранившихся полностью. В первой ее части - «Агамемнон» показана трагическая судьба предводителя ахейского войска Агамемнона, погибшего по возвращении из-под Трои от руки своей жены Клитемнестры. Во второй части - «Хоэфоры» (дословно «женщины, приносящие надгробные возлияния») рассказано о мщении сына Агамемнона Ореста, убивающего мать. В «Эвменидах», завершающих трилогию, изображено преследование Ореста эриниями. Творчество Э. не оставалось неизменным.
Даже потому немногому, что сохранилось, можно судить о различиях между его ранними и более поздними трагедиями, когда он испытал влияние Софокла. Если в ранних трагедиях действие развивалось внешне и лишь к концу трагедии, то все три части «Орестеи» дают образец нарастающего драматизма: каждый новый эпизод приближает к трагической развязке.
Творчество Э. оказало заметное влияние на дальнейшее развитие греческой драматургии. Аристофан, напр., поставил Э. на первое место среди знаменитых трагиков, охарактеризовав его как воспитателя греческого народа.
Эсхил. Трагедии / Пер. Вяч. Вс. Иванова, отв. ред. Н.И. Балашов. М., 1989; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 78-107; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 307-341; Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. и др. Греческая трагедия. М., 1959. С. 43-102; Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(525/4 - 456 до н. э.)
Великий афинский трагик, автор, по крайней мере, 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: "Персы", "Умоляющие", "Семеро против Фив", "Прикованный Прометей" и трилогия "Орестея", включающая трагедии "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды". Эсхил участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившейся оттого, что орел сбросил черепаху на лысую голову Эсхила, похожа на легенду. Эсхил - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божественным промыслом. Уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. драматург, «отец трагедии». Происх. из знат. рода в Элевсине, принимал участие в важнейших сражениях Греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480) и, возм., Платеях (479). На состязании трагич. поэтов Э. выступил впервые в 500, первую победу одержал в 484. Впосл. еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Э. (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Э. превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию - драмат. действие, в основе к-рого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Э. в «Орестею», по примеру Софокла, 3-го актера. Всего Э. написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных б. ч. в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значит, кол-во фр-тов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467) и трилогия «Орестея» (458), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию «Молящие» («Просительницы») обычно относили к ранн. периоду твор-ва Э. После открытия в 1952 г. папирусного отрывка дидаскалии к трилогии «Данаиды» (в состав к-рой входили «Молящие») больш-во исследователей склонны датировать ее 463, одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о твор-ве Э. в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; его стил. черты говорят скорее в пользу позд. датировки.
Идейное содержание твор-ва Э. и худож. особенности его драм отражают, с одн. ст., процесс окончательного оформления афин. демократического полиса во 2-й пол. V в., с др. - завершение стил. традиций др.-гр. архаики и переход к иск-ву зрелой классики. В мировоззренческом плане для Э. характерно глубокое убеждение в конечной разумности космоса, существующего по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов. Челов. деяния могут на время пошатнуть это божеств, устр-во, подводя его к опасной черте, но они же способствуют его возвращению в первонач. состояние. С этой т. зр. толкуется Э. сама ист. реальность, свидетелем к-рой он был: в «Персах» Э. видит причину победы гр. флота и поражения персов при Саламине не только в превосходстве афин. демократической государственности над вост. деспотизмом, но и в преступной гордыне Ксеркса, посмевшего посягнуть на естеств. (и потому божеств.) порядок вещей. При этом попытка нарушить исконное соотношение природных стихий может возникнуть только вследствие умств. заблуждения Ксеркса, к-ромуА противостоит разумность объективно существующего мира. Временное преобладание иррациональных челов. побуждений над естеств. нравственными нормами лежит в основе конфликта, пронизывающего трагедию «Семеро против Фив» - заключ. часть несохранившейся «фиванской трилогии». Отцовское проклятье, тяготеющее над Этеоклом, побуждает его к нечестивому братоубийственному поединку, но герой принимает свое решение в состоянии крайней одержимости, к-рая приводит к торжеству, объективной необходимости, требующей пресечения преступного рода Лаия и Эдипа. Известная однозначность конфликта в «Персах» уступает место в «Семерых...» осознанию диалект, противоречивости мира, в к-ром один и тот же поступок м. б. одновременно и справедливым и преступным. В наиб, закон, форме трагическая диалектика мира выявляется в «Орестее», подводящей итог всему твор-ву Эсхила. Агамемнон, возглавив поход против Трои, выступает как справедливый мститель за преступление Париса, поправшего божеств, закон гостеприимства. Одн. ради успешного исхода войны царь приносит в жертву собственную дочь Ифигению, не говоря уже о десятках своих соотечественников. Разорение Трои за вину Париса делает самого Агамемнона виновным перед лицом высшей справедливости и дает основание его неверной супруге Клитеместре истолковать убийство мужа как расплату за пролитую им кровь. При этом показательно, что Агамемной и Клитеместра, как и Этеокл, принимают решение или совершают кровопролитие в состоянии умственного исступления, потери контроля над разумом. Новая ступень трагич. конфликта - убийство Клитеместры ее сыном Орестом, мстящим за отца; в этом поступке собств. побудительные мотивы Ореста сливаются с божеств, пророчеством, исходящим из уст Аполлона и получающим одобрение богини Афины. Окончат, решение принадлежит, одн., голосу афин. граждан в лице ареопага, созываемого Афиной специально для рассмотрения дел о кровопролитиях в пределах рода. Так архаич. закон возмездия («око за око») уступает место гос. органу, к-рый призван блюсти заповеди божеств. Справедливости. Трагедия «Прометей прикованный» отражает др. направление мировоззренческих поисков Э., ведущих к отказу от антропоморфного образа Зевса. В «Прометее» владыка богов, деспотически карающий гл. героя за благодеяния, оказанные им челов. роду, и преследующий нечестивой страстью аргосскую жрицу Ио, очень далек от того идеального судьи, к-рый осуществляет предписания мировой Справедливости в «Орестее». В не дошедшем до нас «Прометее освобождаемом» Зевс, судя- по сохран. фр-там и антич. свид-вам, наделялся уже иными свойствами: ему приписывалось внедрение в челов. общ-во нравственных устоев, к-рыми дополнялись материальные блага, дарованные людям Прометеем. В образе самого Прометея получает также завершение один из центр, для Э. вопросов человеческого поведения - ответственность героя за принимаемое им решение. Одн. Прометей отличается от др. персонажей Э. тем, что он наделен даром пророчества, заранее знает о грозящих ему муках и тем не менее отвергает любое соглашение с Зевсом. Благодаря этому внешне статичная трагедия наполняется огромным внутр. напряжением, а самый образ Прометея, как и др. героев Э., приобретает монументальное величие.
В стил, плане дошедшие трагедии Э. демонстрируют мастерское владение приемами архаич. повествования (композ. симметрия, рамочная структура, лексич. скрепы) и их преодоление с целью подчинения элементов архаич. техники новому единству. Так создается фронтонная композиция отдельной трагедии, в к-рой части, расположенные симметрично вокруг центр, ядра, объединяются лексическими и ритмическими скрепами, а также целой системой лейтмотивов. В «Орестее» фронтонная структура в свою очередь преодолевается благодаря динамической устремленности действия к кульминации, перемещающейся в каждой трагедии из центра к ее завершению. Особо следует отметить язык Э.: он отл. возвышенностью, смелыми речевыми образами, слож. определениями, неологизмами, причем от ранних трагедий к поздним возрастает содержательность языковых характеристик. Своим твор-вом Э. заложил основу для афинской драмы, где опыт «отца трагедии» использовался и переосмыслялся его преемниками - Софоклом и Еврипидом.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Эсхил
из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Э. принимал участие в персидских войнах, сражался под Марафоном (где погиб его брат Кинагир) и Саламином, возможно, и при Платеях. В трагическом агоне впервые выступил в Афинах во время 70 олимпиады (499-496 гг. до н. э.) совместно с Хорилом и Пратином; в 484 г. одержал первую сценическую победу; в 472 получил первую награду за трилогию, включавшую Персов, в 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463, быть может, - тетралогия о Данаидах, в 458 - Орестея. Э. одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг. приходится первое путешествие Э. на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны - Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Гелии. Сохранившаяся надгробная надпись Э. единственным основанием для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл бы творчества Э.), и потому эта надпись является важным свидетельством иерархии жизненных ценностей Э. Э. написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Э. черпал у Гомера и из эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Э. является не мифологическая трагедия Персы (Persai; 472), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus), третьей - Главк Потнийский (Gloukos Potnieus); за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий огонь (Prometeus Pyrkaeus). Мифологические пьесы, которые ставились вместе с Персами не имели ничего общего по своему содержанию с этой трагедией так же, как и составлявшие их фабулы мифы никак не были связаны между собой. Персы - единственная сохранившаяся трагедия на тему, подсказанную не мифологией, а современными поэту событиями. Э. описал здесь поражение, которое персы под предводительством Ксеркса потерпели в битве под Саламином (на ту же самую тему еще ранее создал трагедию Фриних). Оригинальность подхода Э. состоит во взгляде на победу греков глазами побежденных. О его глубокой человечности свидетельствует сочувствие, которое он испытывает к женам и детям врагов, оплакивающим своих близких. Главной идеей трагедии является убежденность Э. в том, что ни один человек, ни одно государство не может преступать поставленных ему богами границ, ибо такая спесь навлечет на него неминуемую беду. Именно так поступил Ксеркс и поэтому его поражение стало неотвратимым актом высшей справедливости. Персы являются также важным историческим источником, так как битва под Саламином описана здесь ее очевидцем. Фиванская трилогия: Лай (Laios), Эдип (Oidipus) и Семеро против Фив (Hepta epi Thebas; 467), которую дополняла связанная с ней сюжетно сатирическая драма Сфинкс, представляла трагедию трех поколений несчастного рода Лабдакидов. Смерти Лая и деяниям Эдипа были посвящены первые две драмы, в третьей (единственной сохранившейся) исполнялось проклятие Эдипа, брошенное сыновьям Этеоклу и Полинику: оба погибли в братоубийственной войне. Полотно обороны Фив - необходимый фон для их смерти. Центральная проблема - проблема вины и наказания. Могучий дух-мучитель Аластор, подталкивающий к концу проклятые поколения, удаляется лишь после смертельного поединка братьев, то есть после полного уничтожения рода. Сохранившееся окончание пьесы, вероятно, не принадлежит Э. В Просительницах (Hiketides; 463?), которые являются первой частью трилогии о Данаидах, центральный образ трагедии - хор 50 дочерей Даная, которые, спасаясь от брака с сыновьями Египта, ищут защиты у царя Аргоса Пеласга, на родине своей прародительницы Ио. Их просьба ставит царя перед выбором: отринуть просящих и тем самым нарушить священный закон гостеприимства или подвергнуть страну опасностям войны. Перед принятием трудного решения Пеласг спрашивает мнения людей (что представляется ярко выраженным анахронизмом; Э. переносит в мифические времена демократические институты своей эпохи). Когда объявляется погоня, царь встает на защиту девушек. Посланец Египтидов, уходя, объявляет войну. Дальнейшие судьбы дочерей Даная (принужденных к браку с сыновьями Египта, а затем убивших собственных мужей в брачную ночь) были темой других пьес трилогии: Египтяне (Aigyptioi) и Данаиды (Danaides). С этим кругом мифов соотносилась и сатирическая драма Амимона (Amimone) - имя одной из Данаид. Просительницы представляют собой трагедию в несомненно архаичной форме. Здесь преобладают партии хора, а диалог почти всегда разворачивается между актером и предводителем хора (только дважды дело доходит до короткого обмена репликами между двумя актерами). По этой причине данная трагедия до последнего времени считалась старейшей из сохранившихся. В настоящее время считается, что Э. поставил ее только в 463 г. Мы не знаем даты постановки трилогии, к которой принадлежала сохранившаяся трагедия под названием Прометей прикованный (Prometeus desmotes). Это космогоническая драма. В ней сталкиваются упорядоченный мир олимпийских богов и необузданный, надменный мир Титанов. В погибшей трагедии Прометей освобожденный (Prometeus lyomenos) наступало примирение, и Зевс, представленный в Прометее прикованном, в противоположность другим произведениям Э., жестоким и деспотичным тираном, окончательно преодолев всякое зло, явился здесь справедливым и достойным владыкой. Прометея, совершенно иначе трактуемого в произведениях Гесиода, Э. изображает героическим другом людей и инициатором всякого прогресса. К этой же трилогии, вероятно, принадлежала драма Прометей, несущий огонь (Prometeus Pyrphoros), о которой мы ничего больше не можем сказать. В Орестее (Oresteia; 458), единственной целиком сохранившейся и, вероятно, последней из поставленных в Афинах трилогии, Э. представил трагическую историю рода Атридов, легенду, известную еще из архаического эпоса и произведений поэтов-меликов (Стесихор). Однако Э. обработал старую тему по-своему. Он изобразил великую драму человека, сражающегося с роком, волей богов и собственной совестью, и одновременно (особенно в последней части трилогии) преклонился перед новым общественным порядком и его законами, воздавая при этом хвалу своей отчизне, демократическим Афинам. Первая трагедия, Агамемнон, представляет собой экспозицию всей трилогии. Песни хора говорят о более ранних событиях, которые привели Клитемнестру, жену Агамемнона, к решению убить вернувшегося из-под Трои супруга. Привезенная им пленница, пророчица Кассандра, в состоянии провидения перечисляет прошлые и будущие преступления Атридов, протягивающие через поколения цепь вины и наказания. В следующей за ней трагедии Хоэфоры (Choeforoi) первые реплики хора девушек, приносящих жертвы на могиле Агамемнона, доносят до зрителя мысль, что новое преступление требует расплаты. Орест прибывает в Аргос, чтобы по велению Аполлона отомстить за смерть отца убийством матери. Это ужасное деяние повергает его в ужас, и, преследуемый богинями мщения Эриниями, он ищет очищения у Аполлона в Дельфийском храме. Это является уже началом третьей драмы трилогии под названием Эвмениды (Eumenides). Однако, в отличие от Орестеи Стесихора, Аполлон не в силах избавить матереубийцу от Эриний. Ореста судят в Афинах человеческим судом. Это победа нового закона городов-государств над древним родовым правом, настаивавшем на кровной мести. Орест оправдан, страшные Эринии превращаются в благожелательных Эвменид, отныне чтимых в Афинах под этим именем. За этой трилогией последовала сатирическая драма Протей (Proteus), тема которой была взята из Одиссеи. Из несохранившихся драм Э. внимания заслуживают недавно открытые благодаря находкам папирусов фрагменты трагедии Мирмидоняне (Myrmidones), а также сатирическая драма Рыбаки (Diktyulkoi). Э. явился подлинным творцом греческой трагедии. Он усовершенствовал драматическую технику: ограничил участие, а следовательно и значение, хора; вывел на сцену второго актера, что сделало возможным развитие действия и оживление диалога. Использовал новые выразительные средства: блестящие описания (битва под Саламином, падение Трои), красочные повествования, представляющие события, происходящие либо внутри дворца (Агамемнон), либо далеко от места основного действия (Персы); стихомифический диалог (т. е. диалог в форме коротких вопросов и ответов). Использовал сценические паузы (Ниоба, Прометей прикованный, Кассандра в Агамемноне) для создания соответствующего настроения. Большую роль в трагедиях Э. играли музыкальные элементы, как хоровые, так и сольные партии. Э. усовершенствовал также актерский состав и разнообразил маски. Экзотические костюмы актеров в Просительницах и Персах, описания иноземных обычаев свидетельствуют об интересе поэта к варварскому миру. Трагедии Э. проникнуты морально-религиозными идеями. Поэт старался примирить традиционную греческую мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с гражданским. Стремился постигнуть тайну человеческой судьбы и деяний. Он верил, что человеческими стремлениями руководит провидение и что даже боги не могут противостоять судьбе. Человек, упоенный слишком большим могуществом и богатством, легко поддается чувству превосходства, которое подталкивает его к преступлению. Кара за проступок падает на виновника и весь его род. Э. делает человека ответственным за собственные действия. Страдание, согласно Э., есть единственная школа жизни, которая учит "умеренности". Основной чертой драматургии Э. является ее величественность. Эти черты отражены также в характерах героев. В сохранившихся произведениях можно проследить пути развития творчества поэта: от пьес, лишенных действия, заполненных в основном партиями хора, с однообразными характерами действующих лиц (Просительницы), до трагедий с отчетливым развитие действия и индивидуализированными образами героев (Орестея). Герои Э. обыкновенно монументальны; они обуреваемы сильными страстями, мужественны, их сила воли настойчиво ведет их к цели (Этеокл, Прометей, Клитемнестра). Стиль и язык Э. согласуются с содержанием. Возвышенность и патетичность вытекают из подбора слов и их связи. Э создает неологизмы, красочные метафоры и описания. Зато язык простых людей, появляющихся в его трагедиях (стражник в Агамемноне, няня в Хоэфорах) - обыденный и понятный. Э. добился признания как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Э. находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство в Лягушках. В эллинистическую эпоху его произведения уже не ставились; им занимались лишь грамматики и историки литературы. На драматургов нового времени Э. оказал влияние через трагедии Сенеки. Известный еще со времен Ренессанса, он возбудил особый интерес в XVIII в. Сильное влияние Э. наблюдалось в период романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс), основываясь на Прометее прикованном, создали и распространили представление о "прометеизме". Ближе к концу XIX в. трагедии Э. снова вышли на сцену и играются до наших дней, особенно Орестея. Влияние Э. на искусство было меньшим, чем на поэзию.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999