Есиф (XIV в.) – игумен и епископ, автор послания к пастве («Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моей»), известного в списках кон. XIV (нач. XV) и XVI вв. Датируется по старшему списку и соседству в сборниках с произведениями авторов, живших не позже XIV в. Обращаясь к «братиям», Е. учит, что бога надлежит искать не «ногами», т. е. не хождением в Иерусалим, но «умным талантом – глаголом и душею»; «А иже кто умный талант, дар божий, светилник спасеного промышла, погреб в земли погыбающих вещий, начнет ногами искати бога, не в Ерусалиме сущаго, но всю вселенную горстию объдержащаго, то вътще трудится». Вторая тема послания – необходимость изучения Писания. Выражена она образно: «Немощно вы, братья, бес потопления проплыти моря сего житейскаго, аще не иствердите корабля своего умнаго, акы гвоздием, учениемь Писания божественнаго...». Ссылаясь на Иоанна Златоуста, автор велит чернецам причащаться четырежды в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Недостойный, причащаясь, говорит он, уподобляется Иуде; достойный же, не причащаясь, «другый Июда бывает, понеже на худе вещи продаеть царство небесное». Со ссылкой на Иоанна Экзарха он пересказывает восходящий к Лавсаику рассказ о женщине, имевшей привычку причащаться еженедельно, а потом по лености три недели не причащавшейся, получившей от бесов «образ лошадин» и в таком виде приведенной ее мужем к святому Макарию. Завершается послание призывом хранить «...страх божий к сердци своем, никогда не заблудить от пути божия спасенаго».
В XIV в. (1337–1345 гг.) в новгородском Юрьевом монастыре был архимандрит Иосиф, но поскольку у нас нет уверенности, что тогда не было других архимандритов или игуменов, носивших то же имя, и дата создания послания предположительна, атрибуция его остается спорной.
Изд.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности, XVIII. – СОРЯС, т. 82, № 4, СПб., 1907, с. 127–140.
Г. М. Прохоров