иудейская секта II-I вв. до н.э. с центром в Кумране. По своим верованиям и образу жизни предвосхитила ряд черт раннехристианских общин.
Эссеи (эссены)
Эссеи (эссены)
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Ессеи (Эссены)
греч. essaioi, essenoi)
согласно свидетельствам античных авторов, религиозная община, обосновавшаяся в I в. н.э. в пустынных местностях Палестины, около Мертвого моря. Она объединяла иудеев, верующих в Яхве, признающих Священное писание, но отвергающих авторитет храма в Иерусалиме и ведущих аскетический образ жизни - «без женщин, и иных услад, без собственности» (Плиний Старший). Е., делившиеся на 4 группы по старшинству и «стажу» пребывания в организации, подчинялись строгой, почти военной дисциплине, давали клятву сохранять секреты своей общины и религиозного учения, проходили трехлетнее испытание подвижничеством, подчинением старшим и уставу. Евангелия не упоминают е., но помещают в район их обитания пророка Иоанна, крестившего в Иордане народ и признавшего в своем крестнике Иисусе мессию (Христа) и сына божьего. Это дает основание видеть в Иоанне члена общины е., возможно отколовшегося от нее. После второй мировой войны в местах деятельности е. были обнаружены многие сотни греческих, древнееврейских и арамейских рукописей, глубоко раскрывавших жизнь и идеологию е., проливавших свет на возникновение христианства.
Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
согласно свидетельствам античных авторов, религиозная община, обосновавшаяся в I в. н.э. в пустынных местностях Палестины, около Мертвого моря. Она объединяла иудеев, верующих в Яхве, признающих Священное писание, но отвергающих авторитет храма в Иерусалиме и ведущих аскетический образ жизни - «без женщин, и иных услад, без собственности» (Плиний Старший). Е., делившиеся на 4 группы по старшинству и «стажу» пребывания в организации, подчинялись строгой, почти военной дисциплине, давали клятву сохранять секреты своей общины и религиозного учения, проходили трехлетнее испытание подвижничеством, подчинением старшим и уставу. Евангелия не упоминают е., но помещают в район их обитания пророка Иоанна, крестившего в Иордане народ и признавшего в своем крестнике Иисусе мессию (Христа) и сына божьего. Это дает основание видеть в Иоанне члена общины е., возможно отколовшегося от нее. После второй мировой войны в местах деятельности е. были обнаружены многие сотни греческих, древнееврейских и арамейских рукописей, глубоко раскрывавших жизнь и идеологию е., проливавших свет на возникновение христианства.
Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)