— пастор-писатель; родился в Шверине, в Мекленбурге, 17 ноября 1719 г. В детстве бедным мальчиком пешком пришел в Стральзунд и здесь обратил на себя внимание местного субректора Помер-Эше, который помог ему получить среднее и высшее образование. В 1739 г. Э. поступил в Йенский университет, а в 1741 г. отправился на жительство в Лифляндию, где спустя два года, в 1743 г., назначен был пастором сперва в Пернингене, затем в имениях Гольмгофе и Пинкергофе и наконец в 1746 г. в Риге. Здесь в течение многих лет до самой смерти, последовавшей 20 ноября 1780 г., Э. много потрудился на пользу местного общества и церковных учреждений, состоя одновременно старшим городским пастором, членом консистории и начальником местных учебных заведений. У современников Э. славился, как выдающийся оратор и даровитый духовный писатель. Из многочисленных проповедей и речей, произнесенных им в разное время, наибольшей известностью пользовались: речь по случаю кончины генерал-лейтенанта барона фон Кампенгаузена (Рига, 1758 г.); слово при погребении бургомистра Адама Шварца (Рига, 1762 г.); церковное слово по поводу коронации императрицы Екатерины II (1762 г., Göz, "Kanzelreden", ч. X); приветствие ей же от имени местного духовенства при посещении Лифляндии (Рига, 1764 г.); надгробное слово бургомистру фон Вегезаку (Рига, 1765 г.); речи при освящении нового здания рижской ратуши (1765 г.) и при освящении новой лютеранской церкви в Биккерне (с прибавлением кратких сведений о тамошнем приходе; Рига, 1766 г.) и многое др. Наконец, в 1767 г., перед выборами депутата от города Риги для посылки в Комиссию для составления проекта Нового Уложения, Э. по этому поводу в местной церкви произнес талантливую речь, обратившую на себя внимание имп. Екатерины II. На доставленном ей генерал-губернатором экземпляре императрица в собственноручной подписи лестно отозвалась об авторе и выразила желание, чтоб речь его, как образцовая, была переведена на русский язык и напечатана во всеобщее сведение.
Из богословских трудов Э. назовем следующие: 1) Nachricht von der denen Reformirten verstatteten freien Religionsübung zu Riga in Liefland, als ein Entwurf einer Beantwortung derer in denen Actis historico-ecclesiasticis vorgelegten Fragen" ("Actis hist.-eccles.", т. ХІV, Веймар, 1750 г.); 2) "Kurzgefasster Unterricht in den Hauptstücken der christlichen Lehre" (Рига, 1759 г.); 3) Christliche Catechismusübung, wie dieselbe nach Anweisung des kleinen Catechismi Dr. Lutheri in den Schulen der Kaiserl. Stadt Riga mit der Jugend vorzunehmen ist" (ibid, 1760 г.); 4) "Theologische Abhandlung: Ob Gott mit denen, die ohne Busse und Glauben sterben, noch in jener Welt ein ander Auskommen habe, dass sie auch noch selig würden" ("Gelehrte Beiträge zu den Rig. Anzeigen", 1763 г.) и 5) "Hiob Orton´s drei Reden von der Ewigkeit und von der Wichtigkeit und von den Vortheilen des Hinschauens auf das Ewige" (перевод с английского, Рига, 1768 г.). Наконец, в сборнике Шлитцера "Beilagen zum neuveränderten Russland" мы находим еще небольшую статью Э. под заглавием "Ein Brief über die Liven in Salis", а после его смерти (в 1825 г.) в рижской газете "Rigasche Stadtblätter" напечатаны были выдержки из его дневника. Письма Э. в количестве около 2000, равно как и собранная им ценная коллекция старых автографов, пожертвованы были в 1806 г. его сыном в библиотеку Дерптского университета.
Recke und Napiersky
, "Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexikon", т. І, стр. 527— 528 Nachträge und Fortsetzungen zum Lexikon, Митава, 1850 г., стр. 174, 175. — Wolfrath, "Charakteristik edler und würdiger Menschen", I, стр. 102. — Gadebusch, "Livländische Bibliothek", ч. І, стр. 298—300. — "Mitausche Nachrichten", 1767 г., № 39.A. Г.
{Половцов}