ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

Естественное право
Уже Гераклит считал, что все человеч. законы восходят к единому божеств, закону. У Парменида имеется противопоставление закона (номос) и природы (фюсис), ставшее для софистов основополагающим принципом их мировоззрения. Природа (physei) противопоставлялась исторически и географически изменчивому, идущему с ней вразрез праву, установлению (nomos), постулированному человеком. Из этого учения были сделаны прямо противоположные выводы: как демократически направл. (все люди, мужчины и женщины, свободные и рабы, греки и варвары, равны по природе, различие между ними коренится только в человеч. установлениях), так и оправдывающие аристократизм (между людьми существует природное различие, нивелируемое лишь уравнительным правом, отсюда — сильные не обязаны придерживаться человеч. установлений). Платон связывал Е. п. с миром идей, тогда как право, установл. людьми, согласно его учению, неотрывно от мира явлений; оно вечно тяготеет к божеств, естеств. праву, будучи причастным к нему, но никогда не сливается с ним полностью. Согласно Аристотелю, в любой правовой системе неразрывно переплетаются два начала: вечное, природное и единичное, исторически обусловл. Эпикур прямо отрицал существование Е. п., утверждая заодно с Архелаем, что справедливое и постыдное не имеют природного обоснования, а целиком определяются человеч. установлениями. В Стое важную роль играло учение о «неписаном праве», по которому душа причастна божеств, разуму, реализованному в ней как врожд. моральный закон, к которому, как к некой надврем. норме, восходит всякое исторически возникающее законодательство. Через Цицерона это представление перешло в рим. право («естественно то, чему природа учит всех животных»).

Источник: Словарь античности. 1989

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
лат. jus naturale, англ. natural law, франц. droit naturel, нем. Naturrecht) - в нек-рых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. п. и их роль в идейно-политич. борьбе были различны.

Корни учения о Е. п. восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. до н. э.), считающегося основателем даосизма. В Др. Греции идея Е. п. встречается у софистов, у Аристотеля, у стоиков. В ср. века учение о Е. п. приобрело богословский характер. Так, Фома Аквинский объявлял Е. п. отражением некоего вечного закона ("божественного разума"), а человеческие законы рассматривал как воплощение Е. п. в области человеческих взаимоотношений. Такая трактовка Е. п. должна была возвысить существовавшие обществ. отношения, дать им религ. обоснование. Совершенно новое содержание идея Е. п. получила у политич. писателей 17 - нач. 19 вв., превратившись в классич. направление бурж. правовой идеологии, под знаменем к-рой буржуазия в период борьбы с феодализмом обосновывала гос. строй и право бурж. общества. Согласно теориям Е. п. этого периода (при всем их многообразии), всем людям присущи нек-рые постоянные свойства человеческой природы; человек уже от природы имеет ряд прав, к-рые не могут быть отчуждены никакой властью (напр., право на жизнь, на свободу, на собственность, на сопротивление угнетению); естеств. законы, вытекающие из природы человека, выше законов, созданных людьми, к-рые могут соответствовать естеств. законам или противоречить им; при этом "неразумными", не соответствующими принципам Е. п. объявлялись законы и политич. установления феод.-абсолютистских гос-в и выдвигалось требование создать новые обществ. отношения и политич. орг-цию, отвечающие "природе" человека. Теория Е. п. обычно дополнялась договорной теорией происхождения гос-ва (см. Общественный договор), противопоставлявшейся феод. представлениям о божеств. происхождении гос. власти.

Раньше всего бурж. теория Е. п. была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. политич. писателей 17 в. - Дж. Мильтона, Дж. Локка, была господствующей во взглядах франц. просветителей 18 в. (Вольтер, Ш. Монтескье, П. А. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Г. Мабли и др.) и амер. прогрессивных политич. писателей (Т. Джефферсон и др.). При мн. общих чертах бурж. теории Е. п. в зависимости от политич. взглядов мыслителя имели существенные различия. Так, если для одних (напр., Гольбах) гл. Е. п. - это право собственности, то у идеологов утопич. коммунизма (напр., у Мабли) естественным провозглашается принцип общности имуществ; если у одних идея Е. п. служила целям защиты конституц. монархии (Локк), то у других она была средством обоснования нар. суверенитета и демократич. республики (левеллеры, Руссо и др.). Теориям Е. п. присущи антиисторичность и метафизичность (Е. п. понималось как вытекающее из вечной и неизменной природы человека). Но в целом эти теории со свойственным им рационализмом (принципы Е. п. трактовались как нормы, диктуемые разумом человека) были огромным шагом вперед в сравнении с теологич. трактовкой права и гос-ва, присущей средневековью; главное же ист. значение теорий Е. п. в том, что в годы подготовки бурж. революций они приобретали прогрессивный, а у нек-рых теоретиков и революц. характер, став идеологич. оружием в борьбе с феодализмом.

В зависимости от конкретных ист. условий теории Е. п. приобретали и иное значение. Так, в Германии и России 17 - 1-й пол. 18 вв. в силу экономич. отсталости этих стран при посредстве учения о Е. п. делались попытки обосновать абсолютизм (С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф - в Германии, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович - в России); во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. и в этих странах учение о Е. п. использовалось для защиты бурж. и демократич. идей (Х. Ф. Шубарт, Г. Форстер - в Германии, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, А. Н. Куницын, декабристы - в России).

На протяжении 19 в. учение о Е. п. не играло заметной роли в идеологич. арсенале буржуазии. В кон. 19-20 вв. нек-рые бурж. идеологи вновь обратились к идее Е. п. ("возрождение" Е. п.), к-рая, однако, приобрела теперь новое, реакц. значение. Неокантианцы (Г. Коген, Р. Штаммлер - в Германии) использовали его для обоснования мелких, проводимых постепенно изменений в системе права. Особое внимание идее Е. п. уделяется в бурж. лит-ре последних десятилетий, причем наряду с близкими к неокантианству учениями (итал. теоретик Дель Веккьо, зап.-герм. - X. Коинг) идеи Е. п. в наиболее реакц., ср.-век. теологич. духе возрождают сторонники неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Маритен, Ле Бафф, Хейс и др.), к-рые, обращаясь к взглядам Фомы Аквинского, пытаются оправдать бурж. право, изображая его как воплощение божеств. воли, установленного богом "естественного порядка".

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272-74; его же, Юридич. социализм, там же, т. 21; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Ярош К. Н., История идеи естеств. права, СПБ, 1881; История политич. учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина, 2 изд., М., 1960; Туманов В. A., Критика совр. бурж. теории права, М., 1957; Кечекьян С. Ф., К вопросу о сущности совр. бурж. учений о естеств. праве, "Вестник МГУ, сер. экономики, философии и права", 1958, No 4. См. также ст. "Е. п." в ФЭ, т. 2 и лит. к ней.

С. Ф. Кечекьян. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.63 кб

Естественное право и феминизм

Казанов Хамзет Мосович, Безрукова Анжела Аслановна, Болокова Мариэтта Аскарбиевна, Каратабан Ирина Асфаровна
В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных трансформаций общества, их влияние на идеологию феминистского движения, анализ некоторых аспектов его современного состояния.
Читать PDF
233.28 кб

Естественное право Файерабенда. Введение

Кант И.
Читать PDF
212.86 кб

Естественное право Файерабенда. Введение

Кант И.
Читать PDF
460.46 кб

Естественно-правовое мировоззрение: вчера, сегодня, завтра

Зарубина О. А.
Читать PDF
144.28 кб

Естественно-правовая теория и религия. Исторический аспект

Кузнецов Е. В., Минеева Т. Г.
На основе работ известных ученых и философов исследуется историческое развитие естественноправовой теории в ее взаимосвязи с религией.
Читать PDF
620.37 кб

«я есть естественное право»: критика интеллектуальной ловушки

Мелкевик Бъярн
В понимании естественного права прослеживается дихотомия «объективистского» и «субъективистского» подходов. В статье она рассматривается в контексте размышлений о «естественных правах» североамериканских индейцев.
Читать PDF
266.78 кб

Естественные экологические системы и экологическое право часть 1

Бринчук Михаил Михайлович
В работе рассматриваются правовые проблемы охраны и использования естественных экосистем
Читать PDF
155.46 кб

Древняя Русь (IX-XII вв.): естественное право силы и предательство

Безсолицына Т. В.
В статье описана социокультурная ситуация, сложившаяся в Древней Руси в IX-XI вв., процесс формирования естественного права силы и проблемы предательства в русской ментальнос-ти и русской культуре.
Читать PDF
209.05 кб

Естественно-правовые идеи Т. Гоббса и Б. Спинозы: проблемы соотношения

Субботин Ю. В.
Читать PDF
159.28 кб

Естественное право и принцип личности в философской мысли П. И. Новгородцева

Зелинский Валерий Евгеньевич
В статье доказывается взаимосвязь естественно-правовой теории и принципа личности, который в философии П. И.
Читать PDF
241.23 кб

Естественные права, естественное право и творческое наследие русского космизма

Синченко Г. Ч., Николаенко Н. М.
Автор анализирует в статье историческое развитие естественного права.
Читать PDF
77.63 кб

Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека

Горяинов О. В.
Читать PDF
343.70 кб

Русская система и задачи по восстановлению ее природных и естественно-правовых оснований

Ракитская И. Ф.
в статье освещаются задачи, встающие перед отечественной политико-правовой наукой в области такой фундаментальной проблематики, как русская самоидентификация.
Читать PDF
206.86 кб

ИСТОКИ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ИДЕЯХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ СОФИСТОВ: ПРОТАГОР И АНТИФОН

Баженова Елена Альбертовна
Протагор и Антифон первые известные нам авторы, предложившие свой взгляд на соотношение природы человека, с одной стороны, и требований закона и позитивной морали с другой.
Читать PDF
115.21 кб

Проблема взаимосвязи права и нравственности на примере естественно-правовой теории В. С. Соловьёва

Северин Алексей Вадимович
В статье говорится о взаимосвязи права и нравственности, о роли правосознания в процессе построения правового государства, проводится анализ естественно-правовой теории В.С.