ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Естественное право
Уже Гераклит считал, что все человеч. законы восходят к единому божеств, закону. У Парменида имеется противопоставление закона (номос) и природы (фюсис), ставшее для софистов основополагающим принципом их мировоззрения. Природа (physei) противопоставлялась исторически и географически изменчивому, идущему с ней вразрез праву, установлению (nomos), постулированному человеком. Из этого учения были сделаны прямо противоположные выводы: как демократически направл. (все люди, мужчины и женщины, свободные и рабы, греки и варвары, равны по природе, различие между ними коренится только в человеч. установлениях), так и оправдывающие аристократизм (между людьми существует природное различие, нивелируемое лишь уравнительным правом, отсюда — сильные не обязаны придерживаться человеч. установлений). Платон связывал Е. п. с миром идей, тогда как право, установл. людьми, согласно его учению, неотрывно от мира явлений; оно вечно тяготеет к божеств, естеств. праву, будучи причастным к нему, но никогда не сливается с ним полностью. Согласно Аристотелю, в любой правовой системе неразрывно переплетаются два начала: вечное, природное и единичное, исторически обусловл. Эпикур прямо отрицал существование Е. п., утверждая заодно с Архелаем, что справедливое и постыдное не имеют природного обоснования, а целиком определяются человеч. установлениями. В Стое важную роль играло учение о «неписаном праве», по которому душа причастна божеств, разуму, реализованному в ней как врожд. моральный закон, к которому, как к некой надврем. норме, восходит всякое исторически возникающее законодательство. Через Цицерона это представление перешло в рим. право («естественно то, чему природа учит всех животных»).
Источник: Словарь античности. 1989
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
лат. jus naturale, англ. natural law, франц. droit naturel, нем. Naturrecht) - в нек-рых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. п. и их роль в идейно-политич. борьбе были различны. Корни учения о Е. п. восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. до н. э.), считающегося основателем даосизма. В Др. Греции идея Е. п. встречается у софистов, у Аристотеля, у стоиков. В ср. века учение о Е. п. приобрело богословский характер. Так, Фома Аквинский объявлял Е. п. отражением некоего вечного закона ("божественного разума"), а человеческие законы рассматривал как воплощение Е. п. в области человеческих взаимоотношений. Такая трактовка Е. п. должна была возвысить существовавшие обществ. отношения, дать им религ. обоснование. Совершенно новое содержание идея Е. п. получила у политич. писателей 17 - нач. 19 вв., превратившись в классич. направление бурж. правовой идеологии, под знаменем к-рой буржуазия в период борьбы с феодализмом обосновывала гос. строй и право бурж. общества. Согласно теориям Е. п. этого периода (при всем их многообразии), всем людям присущи нек-рые постоянные свойства человеческой природы; человек уже от природы имеет ряд прав, к-рые не могут быть отчуждены никакой властью (напр., право на жизнь, на свободу, на собственность, на сопротивление угнетению); естеств. законы, вытекающие из природы человека, выше законов, созданных людьми, к-рые могут соответствовать естеств. законам или противоречить им; при этом "неразумными", не соответствующими принципам Е. п. объявлялись законы и политич. установления феод.-абсолютистских гос-в и выдвигалось требование создать новые обществ. отношения и политич. орг-цию, отвечающие "природе" человека. Теория Е. п. обычно дополнялась договорной теорией происхождения гос-ва (см. Общественный договор), противопоставлявшейся феод. представлениям о божеств. происхождении гос. власти. Раньше всего бурж. теория Е. п. была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. политич. писателей 17 в. - Дж. Мильтона, Дж. Локка, была господствующей во взглядах франц. просветителей 18 в. (Вольтер, Ш. Монтескье, П. А. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Г. Мабли и др.) и амер. прогрессивных политич. писателей (Т. Джефферсон и др.). При мн. общих чертах бурж. теории Е. п. в зависимости от политич. взглядов мыслителя имели существенные различия. Так, если для одних (напр., Гольбах) гл. Е. п. - это право собственности, то у идеологов утопич. коммунизма (напр., у Мабли) естественным провозглашается принцип общности имуществ; если у одних идея Е. п. служила целям защиты конституц. монархии (Локк), то у других она была средством обоснования нар. суверенитета и демократич. республики (левеллеры, Руссо и др.). Теориям Е. п. присущи антиисторичность и метафизичность (Е. п. понималось как вытекающее из вечной и неизменной природы человека). Но в целом эти теории со свойственным им рационализмом (принципы Е. п. трактовались как нормы, диктуемые разумом человека) были огромным шагом вперед в сравнении с теологич. трактовкой права и гос-ва, присущей средневековью; главное же ист. значение теорий Е. п. в том, что в годы подготовки бурж. революций они приобретали прогрессивный, а у нек-рых теоретиков и революц. характер, став идеологич. оружием в борьбе с феодализмом. В зависимости от конкретных ист. условий теории Е. п. приобретали и иное значение. Так, в Германии и России 17 - 1-й пол. 18 вв. в силу экономич. отсталости этих стран при посредстве учения о Е. п. делались попытки обосновать абсолютизм (С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф - в Германии, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович - в России); во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. и в этих странах учение о Е. п. использовалось для защиты бурж. и демократич. идей (Х. Ф. Шубарт, Г. Форстер - в Германии, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, А. Н. Куницын, декабристы - в России). На протяжении 19 в. учение о Е. п. не играло заметной роли в идеологич. арсенале буржуазии. В кон. 19-20 вв. нек-рые бурж. идеологи вновь обратились к идее Е. п. ("возрождение" Е. п.), к-рая, однако, приобрела теперь новое, реакц. значение. Неокантианцы (Г. Коген, Р. Штаммлер - в Германии) использовали его для обоснования мелких, проводимых постепенно изменений в системе права. Особое внимание идее Е. п. уделяется в бурж. лит-ре последних десятилетий, причем наряду с близкими к неокантианству учениями (итал. теоретик Дель Веккьо, зап.-герм. - X. Коинг) идеи Е. п. в наиболее реакц., ср.-век. теологич. духе возрождают сторонники неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Маритен, Ле Бафф, Хейс и др.), к-рые, обращаясь к взглядам Фомы Аквинского, пытаются оправдать бурж. право, изображая его как воплощение божеств. воли, установленного богом "естественного порядка". Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272-74; его же, Юридич. социализм, там же, т. 21; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Ярош К. Н., История идеи естеств. права, СПБ, 1881; История политич. учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина, 2 изд., М., 1960; Туманов В. A., Критика совр. бурж. теории права, М., 1957; Кечекьян С. Ф., К вопросу о сущности совр. бурж. учений о естеств. праве, "Вестник МГУ, сер. экономики, философии и права", 1958, No 4. См. также ст. "Е. п." в ФЭ, т. 2 и лит. к ней. С. Ф. Кечекьян. Москва.