Этатизм
Этатизм
(англ. statism) — опора на государство как основной источник экономического управления и социальной защиты.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Этатизм
принцип активной государственной политики в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ЭТАТИЗМ
государство – направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Термин для обозначения политики государственного капитализма применительно к некоторым странам.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Этатизм
франц. - государство) - 1) понятие, используемое для характеристики усиления государства в различных сферах жизни общества; 2) направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития; 3) термин для обозначения политики "государственного капитализма" в отдельных странах.
ЭТАТИЗМ
от франц. ?tat - государство) - термин, употребляемый иногда для обозначения усиления роли гос-ва в экономич. жизни об-ва. Термин "Э." (в значении гос. централизации) ввел в лит-ру швейц. бурж. либерал Н. Дро в кон. 19 в. Наибольшее распространение получил в применении к Турции, где еще в 1922 Кемаль Ататюрк предложил "огосударствить" (по-турецки "девлетлешдирмек", откуда тур. назв. Э. - "девлетчилик") "те предприятия и учреждения, которые будут представлять непосредственно государственный интерес". Позднее Э. был объявлен одним из осн. принципов кемализма, включен в программу Народно-республиканской партии (1931) и даже в конституцию Турецкой Республики 1937 как офиц. экономич. доктрина тур. пр-ва. В условиях продолжавшейся тогда борьбы тур. нац. буржуазии за сохранение политич. и достижение экономич. независимости страны Э. сыграл значительную положительную роль, позволив Турции, при слабости частного нац. капитала и его уклонении от вложений в сферу пром. произ-ва, все же добиться создания основ нац. экономики и на нек-рое время защитить ее от экспансии иностр. капитала. Гос.-капиталистич. сектор в Турции, создававшийся гл. обр. за счет бюджетных средств, включал пром. и трансп. строительство, организованную с целью его финансирования банковскую систему, а также ряд быв. иностр. концессий, выкупленных в казну. Политика Э. включала и нек-рое регулирование деятельности частных предпринимателей, вмешательство во внешнеторг. операции и т. д. В меньшей степени Э. распространился на с. х-во. Существенное значение для развития основанной на Э. тур. нац. экономики имела помощь Сов. Союза, предоставившего Турции в 1932 долгосрочный беспроцентный кредит на строительство текст. комбинатов и др. пром. объектов. Однако по мере усиления в тур. правящих кругах влияния крупной буржуазии и отхода их от принципов нац. политики стал видоизменяться и характер Э. Особенно заметные изменения произошли в годы правления Демократич. партии (ДП; 1950-60), когда начали приниматься меры, направленные на ограничение сферы деятельности гос.-капиталистич. сектора и всемерное поощрение частного тур. и иностр., в первую очередь амер., капитала, а защитные тенденции в отношении торг. и финанс. экспансии империалистич. гос-в были сведены до минимума. Снижению прогрессивного значения Э. как средства подъема нац. экономики способствовало также участие Турции в агрессивных воен. блоках. После гос. переворота 27 мая 1960, свергнувшего пр-во ДП, прогрессивная тур. общественность выдвинула лозунг "нового Э." с целью приспособить выдвинутый ранее Ататюрком принцип к новым условиям борьбы за независимое развитие страны. Лит.: Данциг Б. М., Этатизм, его сущность и значение в экономике Турции, "Уч. зап. института востоковедения АН СССР", 1959, т. 17; Государственный капитализм в странах Востока. (Сб. статей), М., 1960; Алибеков И. В., Государственный капитализм в Турции, М., 1966. И. В. Алибеков. Баку.
ЭТАТИЗМ
1) направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития, обосновывающее возрастание роли государства во всех сферах жизни общества (5); 2) концепция государственной власти, основанная на абсолютизации организующей миссии государства в системе социального взаимодействия и распространение его экспансии на все сферы жизни общества; 3) принцип активной государственной политики в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни; 4) социальная система, организованная вокруг присвоения экономического излишка, произведенного в обществе, держателями власти в государственном аппарате, ориентированная на максимизацию власти, т. е. увеличение военной и идеологической способности государственного аппарата навязывать свои цели большему количеству подданных и на более глубоких уровнях их сознания (1); 4) мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующие максимальное подчинение интересов личности и социальных групп интересам стоящего над обществом государства; 6) тип политического сознания. Э. в истории - это вопрос о взаимодействии государства с разными сферами жизни общества, которое приобретало различный характер - от полного огосударствления различных сфер до их автономного обособления от государственных структур. Огосударствление различных сфер жизни происходило сильнее в тех обществах, экономические, политические, социальные, идеологические, моральные и другие структуры которых были недостаточно дифференцированы. Э. в истории был связан с господством в обществе принципов «власти-собственности» и «централизованной редистрибуции»; давлением отдельных экономических классов и социальных групп, стремившихся с помощью государства решать экономические или политические проблемы; выполнением государством общественных функций, требующих крупных материальных и финансовых затрат, а иногда и организационного контроля над производством и потреблением; укреплением политического господства или, наоборот, стремлением к равенству и социальной справедливости. Крайними формами этатизма в истории выступают деспотические государства и тоталитарные общества. Э. можно рассматривать как принцип взаимодействия государства и индивида, опирающийся на идею государства, содержащую представление «о том отношении, которое должно быть между государем и подданными, а не только понятие принудительной власти, которую государство имеет над частными лицами» (3). Э. как принцип взаимодействия государства и индивида противоположен либерализму. Наделяя инициативой исключительно государство, Э. предполагает безусловное подчинение индивида государству и ограничение личной свободы социальных действий. Э., исходя из представления о том, что правители умнее, чем народ, и что они лучше, чем сам человек, знают, что будет для него благом, возлагает на государство задачу руководства гражданами и заботы о них. Забота правителей - делать все, что, по их мнению, служит благу их собственного народа и каждого человека. В условиях этатизма правильным и настоящим государством считается такое, в котором, как отмечают либеральные критики этатизма, главенство принадлежит мне и моим друзьям, говорящим на моем языке и разделяющим мои мнения. Э. - это профессиональное заболевание правителей, завоевателей и государственных служащих (4). Э. как принцип взаимодействия государства и индивида, помимо рационального его обоснования со стороны «управляющих», включает и культурную легитимацию этатистского порядка со стороны «управляемых». Например, в русском культурном архетипе характерной чертой является культ государственной власти, порождающий этатизм, причем не в западном, а в восточнодеспотическом смысле. Этот Э. основывается на образе российского государства как «демиурге» российской истории, главном «стержне» всей общественной жизни и номинации для обозначения отечества (родины), царя-государя (вождя) и высшей государственной власти. Предназначение такого государства и государственной власти, персонифицированных с государем, состоит в доходчивом объяснении подданным сложностей пугающего их мира и формировании у них «веры-ожидания», символом которой выступает «длинная дорога».
В русском культурном архетипе государство отождествляется с большой семьей, в которой отношения детей («управляемых») и родителей («управляющих») подразумевает «хорошее», «отеческое» и справедливое правление доброго «хозяина-отца». Отсюда вытекает понимание этатизма как общенародного единства и духовного родства, а также стремления заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями. В русском культурном архетипе государственная власть ставится выше закона, что сформировало, с одной стороны, такую установку, как правовой нигилизм и неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом, а с другой - антиличностную предрасположенность, терпимость и страсть к порядку (3).
Лит.: 1) Кастельс М., Киселева Э. Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза// Мир России, 1999. №3. С. 6; 2)ЛаппоДанилевский А. С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты и до эпохи преобразований // Политические исследования. 1994. №1. С. 178-185; Ъ)МизесЛ. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. М.: Социум, 2007; 4) Этатизм // Отечественная история в терминах и понятиях / Под общ. ред. М. В. Зотовой. М.: МГУП, 2002. Р. А. ЛУБСКИЙ
В русском культурном архетипе государство отождествляется с большой семьей, в которой отношения детей («управляемых») и родителей («управляющих») подразумевает «хорошее», «отеческое» и справедливое правление доброго «хозяина-отца». Отсюда вытекает понимание этатизма как общенародного единства и духовного родства, а также стремления заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями. В русском культурном архетипе государственная власть ставится выше закона, что сформировало, с одной стороны, такую установку, как правовой нигилизм и неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом, а с другой - антиличностную предрасположенность, терпимость и страсть к порядку (3).
Лит.: 1) Кастельс М., Киселева Э. Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза// Мир России, 1999. №3. С. 6; 2)ЛаппоДанилевский А. С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты и до эпохи преобразований // Политические исследования. 1994. №1. С. 178-185; Ъ)МизесЛ. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. М.: Социум, 2007; 4) Этатизм // Отечественная история в терминах и понятиях / Под общ. ред. М. В. Зотовой. М.: МГУП, 2002. Р. А. ЛУБСКИЙ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.