Этнология

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Этнология
географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.

Источник: Толковый словарь понятий и терминов этногенеза. 1989

ЭТНОЛОГИЯ
от греч. etnos - племя, народ и logos - слово, учение) - термин, употребляемый в качестве синонима этнографии. В сов. науке употребляется редко.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Этнология
наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Этнология
Использование термина «этнология» окончательно еще не устоялось. В широком смысле он обозначает исследование социокультурных структур отдельно взятой группы, имеющее целью понять изучаемое общество в целом. В XIX в. этнологию определяли как «науку о классификации рас»; в дальнейшем от этой концепции отошли и стали определять ее как антропологические исследования, преимущественно так называемых примитивных обществ. В настоящее время этнологический подход может применяться к самым разным объектам исследования, таким как шахматисты, глухие или бомжи.

Источник: Словарь историка 2011

ЭТНОЛОГИЯ
научная дисциплина, изучающая природу и социальные функции культурных различий между людьми. По происхождению, методологии, кругу обсуждаемых вопросов и приемам работы Э. близка социальной антропологии. С другой стороны, этнологическая проблематика может обсуждаться в рамках географической науки. Зарождение этнологии и других подобных дисциплин связано с деятельностью европейских миссионеров в Новом Свете. Изучая языки и культуру аборигенов с конкретной практической целью перевода Св. Писания, христианские проповедники постепенно накопили фактический материал, который позволил заметить существенное сходство между традиционной культурой колонизируемых территорий и античной культурой древнейшего периода (обыкновенно это открытие связывают с именем Ж.-Ф. Лафито). В соотнесении с философскими установками немецкого Просвещения полученный результат вылился в представление о первобытности как необходимой ступени в развитии культуры (И. Г. Гердер, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель), а также в противопоставление двух групп народов - «цивилизованных» (т. е. преодолевших первобытное состояние, обретя пауку, закон, государство и прочие атрибуты цивилизации), и «отсталых», или «диких», которые замерли в первобытном состоянии и способны пребывать в нем бесконечно долго. В этом интеллектуальном контексте Э. мыслилась как особая наука, посвященная изучению «отсталых» людей. Термин «этнология» был предложен А. Шаванном (1784) и получил распространение благодаря трудам Ж. Ж. Ампера (1820-1830-е гт.). Кризис классического историзма, наступивший в XX в., привел к пересмотру теоретических оснований этнологии. В частности, это выразилось в изменении объекта данной дисциплины. Современная Э. занимается функционированием и социальным статусом культурных различий в любых обществах, безотносительно к достигнутому уровню «прогресса». Культурная неоднородность человечества, распадающегося на множество этносов, очевидна. Вместе с тем, в Э. существует несколько несовместимых ответов на вопрос о природе этнического разнообразия. Исторически первой этнологической концепцией является эссенциализм, в рамках которого различия между народами связываются с объективными различиями внешней среды, воспитания (получаемого, по убеждению эссенциалистов, преимущественно в семье) и традиционного уклада жизни (И. Г. Гердер, Г. Лебон, К. Гирц, Ю. В. Бромлей); крайней формой эссенциализма является биологический редукционизм, жестко связывающий этнические различия с принадлежностью к определенному физическому типу (расе) и снискавший себе заслуженно недобрую славу научного обоснования нацизма (Ж. А. де Гобино). Альтернативой эссенциализму выступает инструментализм, рассматривающий этничность как политический институт, возникающий в рамках модернизации и используемый элитами для консолидации общества и эффективного управления страной (Э. Геллнер). Наконец, в последнее время активно развивается конструктивизм, в рамках которого этничность не признается ни врожденной, ни навязываемой властями, но описывается как естественная совокупность социальных практик, возникающих под воздействием множества политических, экономических и культурных факторов (Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум).
В ситуации, когда социальная напряженность систематически выливается в конфликты «местных» и «приезжих», власти ждут от этнологов однозначных и простых рецептов «национальной политики», направленных на преодоление «этнических конфликтов». Это обуславливает высокую степень политизации этнологических споров. Эмпирический материал для проверки этнологических построений поставляется историей, а также социологией, этнографией и фольклористикой. Принципиальное значение для этнологии имеют полевые исследования, построенные на непосредственном контакте с представителями изучаемых культур.
Лит.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М, 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Этнические группы и социальные границы / Под ред. Ф. Барта. М., 2006. Д. А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.85 кб

Историческая этнология Л. Н. Гумилева как парадигмальная научная школа в человековедении XXI века

Субетто Александр Иванович
Показывается, что существует парадигмальная научная школа Л.Н. Гумилева в форме развивающейся исторической этнологии. Историческая этнология предстает как важнейшая часть человековедения XXI века ноосферного человековедения.
Читать PDF
114.30 кб

Археология, этнология, политическая антропология: к 50-летию Н. Н. Крадина

Кривошеев Юрий Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

99. 01. 029. Мастюгина Т. М. , Перепелкин Л. С. Этнология: народы России: история и современное поло

Уварова Т. Б.
Читать PDF
383.39 кб

Этнография и этнология: смена парадигм

Кадыров Шохрат Ходжакович, Брусина Ольга Ильинична
Смена парадигмы в науке сопровождается ревизией основных терминов и понятий. В статье показано, как этот процесс происходит в народоведении, маркируя переход от этнографии описаний к теоретической этнологии.
Читать PDF
0.00 байт

Современная белорусская этнология: проблемы и перспективы

Гурко Александра
Статья знакомит читателя с современными достижениями белорусской этнологи и исследует наиболее важные проблемы отечественной этнологической науки.
Читать PDF
222.16 кб

"Жемчужина у моря" под микроскопом этнологов и историков: этнология Одессы в исторической и современ

Шевченко Кирилл Владимирович
В коллективной монографии «Этнология Одессы в исторической и современной перспективах», изданной в 2017 году, представлен всесторонний анализ социокультурного феномена Одессы.
Читать PDF
246.26 кб

Библиотечная этнология: быть или не быть?

Кокорина Светлана Васильевна, Невелева Вера Сергеевна
Анализируется современное состояние российского библиотековедения, раскрыты основные тенденции, в частности, появление новой научной дисциплины «библиотечная этнология».
Читать PDF
0.00 байт

Поэтическая этнология С. Есенина («Пугачев»)

Солнцева Наталья Михайловна
В статье рассмотрена поэма «Пугачев» как пример поэтической этнологии Есенина. Отношения русского народа и населявших империю тюркоязычных, монголоязычных народов осмыслены им с точки зрения этнопсихологического симбиоза.
Читать PDF
106.87 кб

Этнология как компонент социальной философии

Верстин Игорь Семёнович
Статья касается дискуссии о прелогическом мышлении, понятии, выдвинутом Л. Леви-Брюлем после 1910 г. Эта дискуссия велась в 1920-1930-е гг.
Читать PDF
733.77 кб

Российская Этнология в начале XXI века: когнитивная структура дисциплины на основе анализа журнальны

Винер Борис Ефимович
Статья описывает когнитивную структуру российской этнологии на основе анализа социтирований.
Читать PDF
247.44 кб

2011. 02. 045. Звиденная О. О. , Новикова Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (этнологи

Уварова Т. Б.
Читать PDF
185.88 кб

Лев Николаевич Гумилев: основатель этнологии?

Шнирельман Виктор Александрович, Панарин Сергей Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Исследования по этнологии Тайваня в трудах японских ученых колониального и послевоенного периода

Головачев Валентин Цуньлиевич
Читать PDF
939.69 кб

Он заложил основы этнологии Дагестана* (к 120-летию со дня рождения видного этнографа-кавказоведа Е.

Маммаев М. М.
Читать PDF
0.00 байт

Этнологи о будущем: будущее этнических общностей, будущее науки, будущее этнической политики

Коростелев Александр Дмитриевич
Статья посвящена рассмотрению представлений ряда российских обществоведов, главным образом этнологов и историков, второй половины XIX – начала XXI в.

Похожие термины:

  • ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ

    наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с®
  • Принцип неопределенности в этнологии

    объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном).