географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.
Этнология
Этнология
Источник: Толковый словарь понятий и терминов этногенеза. 1989
ЭТНОЛОГИЯ
от греч. etnos - племя, народ и logos - слово, учение) - термин, употребляемый в качестве синонима этнографии. В сов. науке употребляется редко.
Этнология
наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Этнология
Использование термина «этнология» окончательно еще не устоялось. В широком смысле он обозначает исследование социокультурных структур отдельно взятой группы, имеющее целью понять изучаемое общество в целом. В XIX в. этнологию определяли как «науку о классификации рас»; в дальнейшем от этой концепции отошли и стали определять ее как антропологические исследования, преимущественно так называемых примитивных обществ. В настоящее время этнологический подход может применяться к самым разным объектам исследования, таким как шахматисты, глухие или бомжи.
Источник: Словарь историка 2011
ЭТНОЛОГИЯ
научная дисциплина, изучающая природу и социальные функции культурных различий между людьми. По происхождению, методологии, кругу обсуждаемых вопросов и приемам работы Э. близка социальной антропологии. С другой стороны, этнологическая проблематика может обсуждаться в рамках географической науки. Зарождение этнологии и других подобных дисциплин связано с деятельностью европейских миссионеров в Новом Свете. Изучая языки и культуру аборигенов с конкретной практической целью перевода Св. Писания, христианские проповедники постепенно накопили фактический материал, который позволил заметить существенное сходство между традиционной культурой колонизируемых территорий и античной культурой древнейшего периода (обыкновенно это открытие связывают с именем Ж.-Ф. Лафито). В соотнесении с философскими установками немецкого Просвещения полученный результат вылился в представление о первобытности как необходимой ступени в развитии культуры (И. Г. Гердер, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель), а также в противопоставление двух групп народов - «цивилизованных» (т. е. преодолевших первобытное состояние, обретя пауку, закон, государство и прочие атрибуты цивилизации), и «отсталых», или «диких», которые замерли в первобытном состоянии и способны пребывать в нем бесконечно долго. В этом интеллектуальном контексте Э. мыслилась как особая наука, посвященная изучению «отсталых» людей. Термин «этнология» был предложен А. Шаванном (1784) и получил распространение благодаря трудам Ж. Ж. Ампера (1820-1830-е гт.). Кризис классического историзма, наступивший в XX в., привел к пересмотру теоретических оснований этнологии. В частности, это выразилось в изменении объекта данной дисциплины. Современная Э. занимается функционированием и социальным статусом культурных различий в любых обществах, безотносительно к достигнутому уровню «прогресса». Культурная неоднородность человечества, распадающегося на множество этносов, очевидна. Вместе с тем, в Э. существует несколько несовместимых ответов на вопрос о природе этнического разнообразия. Исторически первой этнологической концепцией является эссенциализм, в рамках которого различия между народами связываются с объективными различиями внешней среды, воспитания (получаемого, по убеждению эссенциалистов, преимущественно в семье) и традиционного уклада жизни (И. Г. Гердер, Г. Лебон, К. Гирц, Ю. В. Бромлей); крайней формой эссенциализма является биологический редукционизм, жестко связывающий этнические различия с принадлежностью к определенному физическому типу (расе) и снискавший себе заслуженно недобрую славу научного обоснования нацизма (Ж. А. де Гобино). Альтернативой эссенциализму выступает инструментализм, рассматривающий этничность как политический институт, возникающий в рамках модернизации и используемый элитами для консолидации общества и эффективного управления страной (Э. Геллнер). Наконец, в последнее время активно развивается конструктивизм, в рамках которого этничность не признается ни врожденной, ни навязываемой властями, но описывается как естественная совокупность социальных практик, возникающих под воздействием множества политических, экономических и культурных факторов (Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум).
В ситуации, когда социальная напряженность систематически выливается в конфликты «местных» и «приезжих», власти ждут от этнологов однозначных и простых рецептов «национальной политики», направленных на преодоление «этнических конфликтов». Это обуславливает высокую степень политизации этнологических споров. Эмпирический материал для проверки этнологических построений поставляется историей, а также социологией, этнографией и фольклористикой. Принципиальное значение для этнологии имеют полевые исследования, построенные на непосредственном контакте с представителями изучаемых культур.
Лит.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М, 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Этнические группы и социальные границы / Под ред. Ф. Барта. М., 2006. Д. А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ
В ситуации, когда социальная напряженность систематически выливается в конфликты «местных» и «приезжих», власти ждут от этнологов однозначных и простых рецептов «национальной политики», направленных на преодоление «этнических конфликтов». Это обуславливает высокую степень политизации этнологических споров. Эмпирический материал для проверки этнологических построений поставляется историей, а также социологией, этнографией и фольклористикой. Принципиальное значение для этнологии имеют полевые исследования, построенные на непосредственном контакте с представителями изучаемых культур.
Лит.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М, 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Этнические группы и социальные границы / Под ред. Ф. Барта. М., 2006. Д. А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.