ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА
ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА
создавалась народом, называющим себя расенами и поселившимися на северозападе Апеннинского полуострова — Этрурии на рубеже II–I тыс. до н.э. В греческих источниках этот загадочный народ, тайна происхождения которого не выяснена до сих пор, известен как тиррены или тирсены, в римских — туски или этруски. 12 городов этрусков, управляемых жреческой кастой (лукумоны), были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. От греков этруски переняли планирование городских кварталов в шахматном порядке. В самом высоком месте города возводился акрополь с храмами и алтарями. Этрусские храмы с тремя целлами и глубоким колонным портиком или двухколонным портиком и одной целлой строились из кирпича на высоком пьедестале — подиуме. Деревянные или каменные колонны этрусского (тосканского) ордера не имели канне-люр. В отличие от древнегреческого этрусский храм был не жилищем бога, а местом, где совершались тор-жественные обряды. Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. В каждом городе имелись ямы для жертвоприношений, являющиеся подобием разломов в земной коре, по которым, согласно верованиям этрусков, души мертвых спускались к Аи-ту — богу подземного царства. Прямоугольные в плане этрусские жилые дома с четырехскатными крышами, в центре которых находилось сквозное отверстие (ком-плювий), состояли из обширнейшего помещения — атриума и окружавших его многочисленных жилых и хозяйственных комнат. До наших дней дошли разно-образные по форме этрусские гробницы — камерные с насыпным курганом, скальные, с высеченным на поверхности скалы фасадом, шахтовые, украшенные фресками с изображениями сцен смерти, путешествия в загробном царстве, суда над душами умерших, заупо-койного пира и др. В росписях использовались элемен-ты пейзажа (деревья, цветы). Этрусская скульптура отличалась натуралистической достоверностью, услов-ностью в передаче черт лица в сочетании с энергичным движением, выразительными жестами, правильным построением пропорций. Этрусские мастера стремились эмоционально воздействовать на зрителя, чему в немалой степени способствовала яркая кон-трастная раскраска статуй: мужское тело — темно-коричневым цветом, женское — светлым. Терракотовые, бронзовые и каменные (известняк, травертин) скульптурные изображения этрусских скульпторов по-ражают своей жизненностью и внутренним динамизмом, каких не знало греческое искусство той поры (фигура воина, Аполлона из Вей скульптора Вулки, торс Геракла, изображение супружеской четы на крышке саркофага, бронзовая фигура «Капитолийская волчица» и др.). Ничего не известно о литературных памятниках Этрурии, не раскрыта и тайна этрусского письма, напоминавшего греческое, но с левосторонним направлением. К 280 г. до н.э. Этрурия была покорена римлянами, воспринявшими многие черты этрусской культуры.