Евдокия
Евдокия
ок. 400-460 гг. н. э., греческая христианская поэтесса. Происходила из Афин, была дочерью философа-ритора. Приняв в Константинополе христианство сменила имя Атенаис на Евдокию и стала женой императора Феодосия II, деяния которого прославляла в (утраченной) поэме. Отправилась в паломничество в Святую Землю, где затем, попав в опалу, и поселилась. В поэме Homerokentra воспевала жизнь Христа гомеровскими гекзаметрами (см. Сентон); в гекзаметрах описала она и жизнь св. Киприана: Три книги о мученичестве Киприана (Logos eis martyra ton Kyprianon). Е. переложила в стихи "восьмикнижие" (то есть первые восемь книг Ветхого Завета) и книги Даниила и Захарии. Поэзия Е. не обладала значительными художественными достоинствами.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ЕВДОКИЯ
Евдоксия, последняя треть IV – первая половина V в.? ) – дочь афинского профессора риторики Леонтия, супруга императора Феодосия II (408 – 850), поэтесса и переводчица, автор стихотворных переложений Октоиха, книг пророков Захария и Даниила, трех книг поэмы о мученике Киприане, из которых сохранилась только первая. Сократ Схоластик называет также среди ее произведений энкомии в честь победы Феодосия над персами и в честь Антиохии. Согласно «Мириобиблиону» патриарха Фотия, в первой книге поэмы о Киприане рассказывалось о подвигах великомученицы Юстины. Киприан, поддавшись уговорам влюбленного в нее Аглаида, хотел сломить целомудрие девушки с помощью магии, но это ему не удалось: демоны были отогнаны святым крестным знамением. После этого знака свыше Киприан сжег все колдовские книги и вскоре принял крещение. Во второй поэме под названием «Исповедь Киприана» обличаются «обман и лживость» языческих божеств. В ней сообщается о детстве святого, его занятиях магией, цель которых – «постичь богов и духов природы». После изучения магических премудростей Киприан стал прислуживать на Элевсинских мистериях в честь Деметры и Персефоны и на Панафинеях в честь Афины Городской (Паллады). В возрасте 15 лет юноша отправился в странствия через Аргос и Спарту во Фригию и в Скифию, где он изучал повадки животных и обучался гаданию по их внутренностям. В Египте двадцатилетний Киприан постиг действие подземных сил и духов; в Вавилоне он приобщился к «искусству халдеев», преисполненный «нечестьем» и предавшийся «демонам». В третьей книге прослежен путь духовного восхождения Киприана, приобщившегося к христианской мудрости. Он прислуживал при литургии, затем получил кафедру пресвитера и был назначен епископом в Карфаген. Юстина стала диаконисой одного из монастырей. Во время гонения на христиан Киприан и Юстина погибли мученической смертью. Патриарх Фотий отмечал, что поэзия Евдокии, «причастной к тонкостям дворцового этикета» и мастерски владевшей стихосложением, «заслуживает восхищения».
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012