Эверарди (Камилло, Everardi, собственно Камилл-Франсуа Эврар) - известный певец-баритон и профессор, пения (1825 - 1899). Бельгиец по происхождению, он, по ходатайству Обера, был принят, в виде исключения, в парижскую консерваторию. Блестящая его карьера началась в 1851 г. в Италии. В 1855 г. он дебютировал в Париже, на итальянской оперной сцене, с большим успехом. В 1857 г. пел в Вене; в том же году был приглашен в Петербург, где пел долго, сделавшись любимцем публики. В 1874 г., еще в расцвете своих артистических сил, Эверарди оставил сцену и посвятил себя педагогической деятельности; был профессором в Петербургской консерватории, потом в киевском музыкальном училище и, наконец, в Московской консерватории. Как замечательный артист, Эверарди был особенно полезен для учеников, нуждавшихся в окончательной художественной отделке; он образовал целую плеяду певцов, действовавших как на оперных сценах, так и в разных музыкальных учреждениях России. Н. С.
Эверарди Камилло
(Everardi, собственно Камилл Франсуа Эврар) — известный певец-баритон и профессор пения (1825—1899). Бельгиец по происхождению, он по ходатайству Обера был принят, в виде исключения, в Парижскую консерваторию. Блестящая его карьера началась в 1851 г. в Италии. В 1855 г. он дебютировал в Париже на итальянской оперной сцене, с большим успехом. В 1857 г. пел в Вене; в том же году был приглашен в Петербург, где пел долго, сделавшись любимцем публики. В 1874 г., еще в расцвете своих артистических сил, Э. оставил сцену и посвятил себя педагогической деятельности; был профессором в Петербургской консерватории, потом в Киевском музыкальном училище и, наконец, в Московской консерватории. Как замечательный артист, Э. был особенно полезен для учеников, нуждавшихся в окончательной художественной отделке; он образовал целую плеяду певцов, действовавших как на оперных сценах, так и в разных музыкальных учреждениях России.
Н. С.
{Брокгауз}
Эверарди, Камилло
[Everardi; наст. фам. и имя Эврар (Everard), Камилл Франсуа] [15. 11. 1825, г. Динан, Бельгия — 5(11) 1. 1899, Москва] — арт. оперы (бас-баритон) и педагог. В детстве обучался игре на скрипке, самостоятельно овладел почти всеми оркестровыми инструментами, был солистом в церковном хоре. Пению обучался сначала в Льеж. конс. (кл. Жеральди). По рекомендации композитора Д. Обера был принят в Париж. конc. (кл Л. Поншара и Габенека), к-рую окончил в 1846. Позднее совершенствовался в вокальном искусстве в Париже у М. Гарсиа-сына, в 1849— 51 — в Неаполе у Маццини, в 1851 — в Милане у Ф. Ламперти. В 1849 (1850 ?) дебютировал в опере "Навуходоносор" Дж. Верди на сцене неапол. т-ра "Сан-Карло". В 1851—55 выступал на оперных т-рах Италии (преимущественно в операх Дж. Россини), в 1855—57 — в Париже, Вене, Брюсселе, Будапеште и др. городах. В 1857—68 и 1870—74 по рекомендации певца Л. Лаблаша пел в петерб. Итал. опере (здесь был 1-м исп. партий ЛордаЭнри — "Чатгертон", 17 февр. 1867 и Мефистофеля — "Фауст", на итал. яз., 1863). Летом гастролировал в Лондоне, Мадриде, Барселоне. Обладал гибким, красивым голосом мягкого тембра и обширного (2 1/2, октавы) диапазона, виртуозной колоратурной техникой, сцен. талантом. В совершенстве владел искусством бельканто. Создал целую галерею ярких вокально-сцен. образов (лирич., драм., комедийных). Исп. басовые и баритоновые партии.
Лучшие партии: Фигаро ("Севильскийцирюльник" Дж. Россини, подготовил под рук. автора), Мефистофеля ("Фауст"; Ш. Гуно написал эту партию в расчете на голос певца и сам готовил эту роль с певцом). Др. партии: Дон Жуан и Лепорелло ("Дон Жуан"), Папагено, Граф Робинсон, Ассур, Брабанцио, Мустафа ("Итальянка в Алжире"), Фернандо и Подеста ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Малатеста, Граф Родольф, Ричард Форт, Жермон, Невер, Сен-Бри.
Талант певца высоко ценили Ц. Кюи, Г. Ларош. А. Серов.
Активно занимался пед. деят-стью: в 1870— 88 — в Петерб. конc. (с 1881 проф.), в 1888—97 — Киев. муз. уч-ще, в 1898—99 — в Моск. конс. Воспитал целую плеяду рус. певцов, среди к-рых А. М. Абаза, E. Азерская, В. Алейников, Е. Алейников, Б. Амирджан, О. Арсеньева, Л. Арумбашева, Э. Боброва, М. Бочаров, К. Брагин, М. Будкевич, Н. Веков, Ю. Вишневецкая, И. Вульпе, С Габель, И. Горди, М. Горяинов, А. М. Давыдов, П. Давыдов, В. Девиклер, Е. Де-Вос-Соболева, М. Дейша-Сионицкая, Е. Деканова, Л. Донской, А. Доре, О. Замбелли, В. Зарудная, Л. Звягина, Е. Иванов-Смоленский, А. Иванова-Окулич, О. Камионский, Е. Конча, В. Кружилина, О. Куза-Покассовская, Ф. Левитский, В. Леминская, С. Ленский, П. Лодий, В. Лосский, М. Луначарский, Я. Любин, А. Ляров, И. Матчинскнй, Ю. Махина, М. И. Мельников, Ю. Модестов, С. Молчановский, Г. Монахов, Г. Морской, Е. Недзвецкая-Апухтина, Н. Новоспасская, Р. Нувель-Норди, Л. Образцов, Э. Павловская, С. Павловский, M. E. Пятницкий, Е. Рапопорт, Р. Романов-Добржанский, Е. Ряднов, Н. Салина, В. Самусь, Е. Серно-Соловьевич, Е. Силина, Скальковская, M. Славина, H. Сперанский, Ф. Стравинский, В. Страхова, И. Супруненко, С Тамарова, И. Тартаков, В. Тиме, С Трезвинский, В. Трубин, Н. Унковский, Д. Усатов, Е. Цезарь-Инсарова, М. Юневич, Л. Яниковская.
Лит.: Вайнштейн Л. Камилло Эверарди. Биографический очерк. — Киев, 1895; Жизнь и искусство. 1899. № 2; Eго же. Из воспоминаний об Эверарди //Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство: Воспоминания ученика. — Киев, 1924; Камилло Эверарди. (К 25-летнему юбилею его педагогической деятельности. 1870—1895) // РМГ. 1895. № 1. 1; Профессор Камилло Эверарди // Там же. 1899. № 3. С. 89—90; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930. — Л., 1936. С. 255; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 53—56; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 109—140; Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. — 3-е изд. — М., 1968. С. 227—242; Барсова Л. Итальянец в России // Нева (Л.) 1985. № 10. С. 196—199; Матвеева M. M. Отрывки из воспоминании// Нестеренко Е. Размышления о профессии. — М., 1985. С. 178—179.